Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современном обществе.
консультация на тему

Альвухина Татьяна Викторовна

Причины речевых нарушений, наиболее частые ошибки воспитания и обучения детей, которые совершают современные родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchee_rod.sobranie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 51»

Выступление  на тему:

 Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современном обществе.

общее родительское собрание

Подготовила  и провела  

учитель- логопед Альвухина Т.В.

Октябрь, 2009г.

В детской логопедии раннее речевое развитие стало рассматриваться как предмет исследования сравнительно недавно, так как в последнее десятилетие сама жизнь внесла серьезные коррективы в логопедическую теорию и практику:

- резко возросло число детей раннего возраста с выявленными проблемами в развитии,

- качественно изменился состав детей, нуждающихся в логопедической помощи (дети из неблагоприятных, неполных  семей, дети- беженцы, дети богатых родителей и др.)

- усугубились тяжесть и стойкость речевых недостатков у дошкольников.

В конце  XX столетия появился термин «Децелерация», обозначающий замедленный темп роста и развития детей. Первые слова у  них  появляются  после 1 года (раньше 6 – 7  месяцев), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше  к 1,5 годам), поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение.  В 5- 6 лет наблюдается несформированность всех компонентов языка

- фонетики,

- грамматики,

- лексики.

Задержки в формировании речи обусловлены несколькими факторами.

  1. К эндогенным (факторы внутриутробного развития) относятся незрелость периферического и центрального отделов речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Речь относится к разряду сложнейших психических функций и материальной основой ее является головной мозг. Именно взаимодействие множества мозговых структур обеспечивает формирование сначала устной, а затем и письменной речи. Проще говоря, качество речи ребенка во многом определяется состоянием процессов, происходящих в мозге, т.есть в конечном итоге, его неврологическим здоровьем.

За последние 5 лет количество детей с неврологической патологией выросло от 10% до 61%.

Нарушение созревания ответственных за речь областей коры больших полушарий может возникать внутриутробно ( инфекционные заболевания матери, негативное влияние алкоголя, курения, и др.).

Поражение центральных речевых зон   в подавляющем большинстве является следствиями родовых травм (травмы сосудов мозга, гипоксии, асфиксии и т.п).

В выше рассмотренных случаях ребенок должен обязательно наблюдаться у невролога. Современные исследования  и точный диагноз невролога поможет учителю-логопеду определить наиболее эффективные пути коррекционного воздействия при  работе с ребенком.

2. Другие факторы , которые влияют на формирование речи ребенка – экзогенные  (внешние факторы). К ним относятся условия , языковая среда, в которой воспитывается ребенок.

Массовое явление связанное с низким уровнем речевого развития наших детей обусловлено серьезными причинами:

- компьютер широко вошел  в нашу жизнь. Всю необходимую информация дети берут из Интернета,

- Дети мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.

- Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно.

- Разговорная речь бедна, малословна.

- резко снизился интерес детей к чтению.

- социальные проблемы общества часто  не позволяют родителям уделять достаточное внимание всестороннему развитию своих детей.

- компьютерные игры, видеофильмы, телевидение  заменили живое общение.

А дети растут! Их речевая деятельность формируется в тесной связи со всей психикой ребенка, и речевой дефект начинает отрицательно влиять на нервно-психическую и познавательную деятельность ребенка, отсюда:

- отставание в психическом развитии,

- замедление формирования высших уровней познавательной деятельности,

- нарушение эмоционально-волевой сферы,

- возникновение трудностей в усвоении письма, чтения, и всего обучения в школе.

Рассмотрим наиболее частые ошибки воспитания и обучения детей, которые совершают современные родители.

  1. Родители хотят дать своему ребенку все, чего не могли получить сами. Материальный достаток, как они считают, теперь позволяет сделать это. В результате, не обращая внимания на объективные речевые трудности, ребенка с самого раннего детства отдают в различные кружки (раннее обучение чтению), школы дополнительного образования ( ин.яз., спортивная, музыкальная школа). Т.О. к моменту поступления в школу речевые проблемы усугубляются и уже в 1 классе, ребенок делается отстающим учеником со всеми вытекающими последствиями.
  2. Родители, которые имеют высокий достаток и считают, что за деньги можно купить все, устраняются от работы с ребенком. Их подход к специалистам таков: «Я заплачу любые деньги, только меня  это не вмешивайте, мне некогда».
  3. Родители, составляющие основную массу, которые недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая, что это временно, издержки возраста и потом все это пройдет. Они приводят массу  оправданий речевым недостаткам своих детей, припоминая всех родственников, которые в детстве тоже плохо говорили.
  4. Родители, совсем не обращающие внимания на своих детей (что происходит в неблагополучных семьях).
  5. Родители, которые слишком заинтересованы в своевременной помощи своим детям (проявление гиперопеки).

Теперь давайте представим ребенка, на которого воздействовали и внутренние и внешние патологические факторы. Что будет с этим ребенком Дальше? Что ждет его в будущем?

Да, воздействие внутренних патологических факторов на ребенка мы не всегда можем изменить. Но вот создать внешние условия, те в  которых ребенок будет развиваться полноценно и всесторонне это наш с Вами долг!

Именно от той речевой среды, в которой живет ваш ребенок, именно от того уровня общения будут зависеть речевые возможности Вашего ребенка.

Если Вас заинтересовала тема нашей беседы, я буду рада продолжить ее, но в индивидуальной форме, с целью оказания конкретной помощи Вам и Вашему ребенку в вопросах формирования речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста

Доклад, представленный для педагогов ГБДОУ. Рассматриваются основные направления, формы и приёмы работы по развитию речи дошкольников. Дана таблица: "Виды творческих заданий, включаемых в занятия по о...

Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

Доклад из опыта работы «Использование современных нетрадиционных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...