Консультация для родителей Аспекты школьной зрелости.
консультация на тему

Тимофеева Людмила Валерьевна

Консультация для родителей Аспекты школьной зрелости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аспекты школьной     зрелости

 Следует уточнить понятие «готовность ребёнка к школе». Проблема   готовности к школе отражена как в работах зарубежных исследователей, так и отечественных. В зарубежных исследованиях (Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек и др.) традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. 

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинить своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребёнка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах ( Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина и др.). Так выделяется общая и специальная готовность детей к школе. К общей готовности относится физическая,личностная,интеллектуальная. К специальной − подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы ( к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счёта и т.д.).

Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность. Следует заметить, что требования систематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребёнка и, тем более, не ухудшать его здоровье.

Ещё В.А. Сухомлинский писал: «… Примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе − плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению…».

По данным Министерства образования РФ, от 80 до 90% поступающих в первый класс имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 - 20% − пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем.

Уровень морфологического и функционального развития («школьная зрелость») позволяет говорить о зрелых и незрелых детях. Так, среди 6-летних детей зрелые дети составляют 49%, в 6,5 лет − 68%, в 7 лет − 87%, в 7,5-8 лет − 98%. Причёт девочки существенно обгоняют мальчиков в достижении «школьной зрелости» на полгода.

Всё выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что ключевым моментом преемственности является не только укрепление здоровья (его осталось 20%), сколько его возвращение, причём как физического, так и психического. К сожалению, ни в одной из образовательных программ начальной школы не ставится задача обеспечения эмоционального благополучия школьников.

Личностная готовность охватывает три основные сферы жизненных отношений ребёнка: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребёнка к самому себе.

Следует отметить, что в личностной готовности ребёнка особое значение имеет мотивационный план или так называемая «внутренняя позиция школьника» (Л.И. Божович), включающая познавательные и социальные мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения.

Центральным показателем интеллектуального развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированностъ образного и основ словесно-логического мышления (А.В. Запорожец, Н.Н. Подъяков и др.).

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированностъ предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу. Здесь следует упомянуть о том, что Л.С. Выготский, опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что «подражать ребёнок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.

Специальная подготовка ребёнка к школе уделяет внимание тем областям знания, которые будут востребованы в начальной школе − чтению, письму, математике. Единство счёта, чтения и письма рассматриваются как общекультурные навыки.

Современные школьные программы составлены таким образом, что они отражают некий средний уровень актуального развития, которого достигает ребёнок к концу дошкольного детства, а если у некоторых детей этот уровень ниже (в классе 20-30 учеников), то обучение не попадает в их «зону ближайшего развития», и они сразу же становятся отстающими.

К сожалению, общественность, родители и даже педагоги, считают специальную подготовку к школе приоритетной по отношению к общей готовности ребёнка, что, на наш взгляд, является явным заблуждением.

Правильнее было бы считать, что готовность к школе, а значит, к систематическому обучению есть комплексная характеристика развития ребёнка, включающая социальные умения (общение со сверстником, взрослым); развитие познавательных функций, необходимых для обучения (речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание, память); уровень личностного развития (мотивация, самооценка); здоровье ребёнка (физическое и психическое).

Вот перечень вопросов, ответы на которые необходимо знать ребенку перед поступлением в школу: 

1.         Свое имя, отчество, фамилия.

2.         Свой возраст (дата рождения).

3.         Свой домашний адрес и телефон.

4.         Название города (села), в котором живет ребенок, и его главные  достопримечательности.

5.         Название страны, в которой живет.

6.         Фамилии, имена и отчества родителей,   желательно их профессии  или род деятельности, которым они занимаются.

7.         Различать одежду, обувь, головные уборы.

8.         Времена года (последовательность месяцев, основные приметы  каждого времени года, загадки и стихотворения о временах года).

9.         Названия домашних животных (и детенышей) и их значение для человека.

10.       Названия диких животных (и детенышей) наших лесов, жарких  стран, севера, их повадки.

11.       Названия зимующих и перелетных птиц.

12.       Названия овощей, фруктов, ягод, где растут и на чем.

13.       Название транспорта наземного, воздушного, водного.

14.        Знать   и   уметь   рассказывать   русские   народные сказки.

15.       Знать  поэтов  и  писателей,  пишущих для  детей:

            А. С. Пушкина, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского,

            С. В. Михалкова, Н. Н. Носова и др.

16.       Уметь рассказывать наизусть детское стихотворение и знать, кто его написал.

17.       Уметь описать свою любимую игрушку.

18.       Знать и различать геометрические фигуры: круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, овал.

19.       Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ.

20.       Различать гласные и согласные звуки.

21.       Разделять слова на слоги с помощью хлопков или по количеству гласных звуков.

22.       Определять количество и последовательность звуков в словах типа ДОМ, СУП, ДУБЫ, ОСЫ.

23.       Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24.       Решать простые задачи в пределах десятка.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасика

Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасика...

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

Консультация для родителей первоклассников "Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста".

Учитель-логопед предлагает родителям назвать причины трудностей при обучении в школе (слайд№2-3). Далее логопед приводит примеры письменных ошибок, подкреплённые фрагментами письменных работ учащихся...

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. Консультация для родителей.

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮКонсультация для родителей         Некоторые родители всерьез думают, что для подготовки ребенка к школе вполн...

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет).

В консультации идет речь об основных особенностях детей указанного возраста: развитие их мышления, памяти, речи....

Консультация для родителей "Речевая готовность к школьному обучению"

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.Наша речь – процесс общения,...

Диагностика готовности ребенка к школе (Опреде-ление школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека)

Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна-Иерасека.Для исследования готовности ребенка к школьному обучению используют тест Керна - Иерасека.Он содержит 3 задания.1. Рисование фигуры человека...