Статья "Формирование активной позиции родителей обучающихся с целью создания единого социокультурного пространства в учреждении дополнительного образования"
статья по теме

Приемская Алла Ивановна

Статья посвящена вопросам приобщения родителей обучающихся творческих объединений к культурно-досуговой деятельности, развитию их активной позиции  в социокультурном пространстве детско-юношеского центра. Статья опубликована в научно-методическом сборнике "Поиск, творчество, находки". / под ред. Поповой А.И.  - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2013. - 512 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование активной позиции родителей обучающихся с целью создания единого социокультурного пространства в учреждении дополнительного образования детей

Сазонова Надежда Басимовна, методист ГБОУ ДЮЦ ЮАО г. Москвы

Приемская Алла Ивановна, педагог ГБОУ ДЮЦ ЮАО г. Москвы

 

Для проявления и развития творчества нужна свободная, непринужденная обстановка, своеобразная творческая среда, которую во многом затрудняется обеспечить классическая система школьного образования. Учреждение дополнительного образования в отличие от общеобразовательных школ может предоставить определенный уровень свободы, необходимой для творческого поиска.

Культурно-досуговая деятельность продолжает оставаться весьма значимым звеном работы УДОД, важным компонентом его социокультурного пространства. На наш взгляд, очень важным является то, чтобы воспитанник на любом возрастном этапе мог гармонично влиться в социальную среду, адаптироваться и развиваться в ней. Творческое воспитание способствует развитию всех сфер жизнедеятельности человека, формируя его характер и развивая в нём такие черты, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной и др.

Успешность социокультурного воспитания личности ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования детей напрямую зависит от активного участия родителей в воспитательном процессе. Поэтому необходимо создавать условия для сотрудничества учреждения дополнительного образования детей и семьи.

В детско-юношеском центре многообразен спектр проводимых мероприятий с семьями воспитанников – это совместные праздники, творческие семейные выставки, конкурсы, игровые и конкурсные программы, посещение театров, организация экскурсий и т.д. В большинстве своём мероприятия инициировались в одностороннем порядке, т.е. родители приглашались как пассивные участники, в основном, как зрители. Стало понятно, что традиционные формы и методы работы с родителями оказались недостаточно эффективны, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе детско-юношеского центра. Педагоги театра моды «Алиса» задались вопросом: как активизировать деятельность родителей во внешкольной жизни своих детей?

Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Нами было принято решение организовать такой проект, в котором приняли бы активное участие не только дети, но и их родители. В результате возникла идея проведения комплекса тематических мероприятий, направленных на продуктивную совместную творческую деятельность. Педагогами был разработан проект «Мир наших увлечений», основной линией которого стала совместная неформальная деятельность детей и взрослых, возможность проявить себя, показать свои таланты. Совместная подготовка и проведение познавательно-развлекательных праздников объединяет педагогов театра моды «Алиса», воспитанников и их родителей.

В рамках реализации проекта были проведены несколько разноплановых мероприятий.

Конкурс манекенов для семейных команд. Цель конкурса: воспитание у детей и родителей интереса к совместному проведению досуга и сотворчеству, создание условий для новых креативных открытий при поддержке взрослых. В конкурсе принимают участие обучающиеся театра моды и члены их семей. Тематика конкурса объявляется заранее для того, чтобы участники могли в домашней обстановке продумать будущую модель и подобрать необходимые ткани и аксессуары. В день конкурса команды соревнуются в творческом поиске и умении воплотить замысел в реальную модель одежды на манекене. Такие конкурсы не просто интересное запоминающееся событие, они сплачивают семьи, совместная подготовка к ним укрепляет семейные традиции и выводит педагогов театра моды на новые партнёрские отношения с родителями воспитанников.

На совместных мероприятиях, прежде всего, решаются воспитательные задачи. Так, ключевым моментом во время подготовки и проведения конкурса «Платье из ничего» стала всемирная проблема сохранения благоприятной экологии на нашей планете. Идея мероприятия –преобразование нетрадиционных для швейных изделий материалов в творческий продукт – модели одежды. Пластиковая одноразовая посуда, упаковка, товары для дома, ремонта и строительства становятся бесценным материалом в творческих начинаниях родителей вместе с детьми. Многообразие фактуры, форм, свойств используемых материалов позволяет сделать различные модели одежды. Фантазия участников конкурса безгранична. А сам процесс создания изделия не только развивает фантазию и творчество, но и отличная возможность превращения ненужных в шитье предметов в практичные и красивые вещи.

Центральным событием в реализации проекта «Мир наших увлечений» стало праздничное шоу «Новогодний подиум». В рамках подготовки этого мероприятия не только дети, но и родители были вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность, обучались навыкам изготовления швейных изделий, основам хореографического и сценического движения. В итоге совместных усилий родился спектакль с музыкальным и световым оформлением, где раскрылось искусство художников, мастерство портних, талант актрис-манекенщиц. При этом гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживали на празднике положительный эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной и творческой деятельности.

Проект «Мир наших увлечений» объединил детей и взрослых в особую систему отношений, характеризующуюся целенаправленностью деятельности, разновозрастным составом участников, разнообразием и свободой выбора деятельности, неформальными отношениями сотрудничества и сотворчества между взрослыми и детьми.

Реализация проекта показала, что совместные праздничные мероприятия – это перспективная форма работы с родителями, ведущая к установлению партнёрских отношений педагогов, родителей, детей и созданию единого социокультурного пространства. Участие детей и родителей в подобных мероприятиях способствует формированию доверительных отношений, взаимопониманию между всеми участниками образовательного процесса. У детей развивается ощущение поддержки со стороны взрослого, уверенность в своих силах. У родителей возникает интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уважения. Формируются потребность творчески проводить свободное время и умение работать в команде, воспитывается взаимное уважение, уважение к чужому труду, чувство гордости за свою семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дом в лесу"(социокультурная модель -программа организации школьных каникул в учреждении дополнительного образования)

В работе даётся описание опыта работы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Хакасия, в том числе, профильных смен для одарённых и социально активных ш...

"Дом в лесу"(социокультурная модель -программа организации школьных каникул в учреждении дополнительного образования)

В работе даётся описание опыта работы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Хакасия, в том числе, профильных смен для одарённых и социально активных ш...

Отчет о результатах деятельности ГБОУ Детско-юношеского центра в экспериментальной площадке по теме "Социокультурное воспитание детей, подростков и молодежи в учреждении дополнительного образования детей"

В 2012 - 2013 учебном году ГБОУ Детско-юношеский центр участвовал в экспериментальной деятельности с ФГНУ "Институтом социальной педагогики" РАО . В данном документе представлен подробный отчет о совм...

«Воспитание, социализация, профилактика» (РДШ) семинар – практикум «Создание единого музейного пространства в стенах образовательного учреждения»

Современное Российское образование в настоящее время претерпевает значительные изменения, в ходе которых меняется взгляд на подходы и формы обучения.В основных  нормативно - правовых  докуме...

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Образовательное пространство, классный руководитель, социальное взаимодействие, педагоги, родители, сотрудничество...

СТАТЬЯ "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПО ОРНИТОЛОГИИ ПУТЁМ СОЗДАНИЯ ПЛОЩАДКИ ПРИРОДЫ И ОБУЧАЮЩЕГО СТЕНДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Орнитология – самая «удобная» из зоологических наук для занятий с  юными любителями природы. Ведь птицы это одни из самых заметных и ярких проявлений жизни на Земле. Они являютс...

Единое информационное пространство образовательного учреждения как способ управления качеством образования

Единое информационное пространство школы – это совокупность следующих компонентов:- информационных ресурсов, содержащих данные и сведения, зафиксированные на носителях информации.- организационн...