Рекомендаций для родителей. "Ответы Почемучкам", «О методике М.Монтессори», Игры для развития речи (2-3 года).
консультация

Лукманова Гузалия Тимраевна

      •  
      • Мгновенный ответ

        smileyОдной из главных рекомендаций для родителей является создание позитивной установки для ребенка.
    • Мгновенный ответОдной из главных рекомендаций для родителей является создание позитивной установки для ребенка.

     
  • Мгновенный ответОдной из главных рекомендаций для родителей является создание позитивной установки для ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvet_pochemuchkam.docx20.06 КБ
Файл «О методике М.Монтессори».6.41 КБ
Файл _-_kopiya.docx11.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ответы Почемучкам

Дети очень часто задают вопросы. Их бесконечные «почему?» выливаются на взрослых бурным потоком, ставя иногда в тупик. Предлагаю ответы лишь на некоторые детские вопросы. И даже если ваш малыш не задал вам тот или иной вопрос, вы можете просто рассказать о любопытных фактах из жизни животных и насекомых, об окружающем их мире и о них самих.

Тема: Животные

 Животные это кто?

Животные — это существа, принадлежащие к животному миру от самых простых организмов, таких как губки, до человека. Это как минимум три четверти всех видов живых существ на земном шаре! Они отличаются от растений и других организмов тем, что способны передвигаться. Многие растения питаются при помощи корней. У животных же есть мышцы. Именно они помогают животным передвигаться в поисках пищи или партнера для продолжения рода. Мышцы также помогают животным спасаться от врагов.

Какие животные меняют к зиме окрас на белый?

Все знают, что к зиме белеет заяц. Его так и называют — заяц-беляк. Но не он один готовится таким образом к зиме. Белой становится шерстка песца, горностая и ласки. Среди птиц белеет куропатка. А вот белый медведь и полярная сова белые круглый год.

 Почему после дождя на асфальте много дождевых черней?

На этот вопрос ученые не могут дать точный ответ. Считается, что черви вылезают из земли, потому что их домики-туннели залило водой. И, хоть червям и нужна влажная земля, в воде они просто напросто захлебнутся.

Однако оставаться на поверхности им долго опасно. Они могут оказаться раздавленными или просто высохнуть от солнца и погибнуть.

 Существуют ли светящиеся животные?

Да. И их не мало. Больше всего светящихся животных обитает в морях и океанах. Светятся в темноте медузы, коралловые полипы, головоногие моллюски, инфузории-ночесветки и многие глубоководные рыбы. Среди обитателей суши светятся известные всем жуки-светляки.

 Почему некоторые животные ночью не спят?

Действительно, есть животные, которые спят днем, а ночью охотятся. Но не все из них хищники.

Часто встречаются ночные активные животные в пустынях. Почему? Потому что днем в пустыне нестерпимо жарко, и вся живность словно вымирает. На самом деле многие отсыпаются до наступления ночи и лишь с наступлением темноты выходят из своих укрытий.

У ночных» животных глаза приспособлены к темноте. Так, кошкам и совам достаточно очень слабого света, чтобы хорошо видеть. Все дело в особенном строении глаз.

Есть и такие животные, которым и глаза ни к чему. Они ориентируются в пространстве при помощи звуковой локации. Этими удивительными животными являются летучие мыши.

Большое значение для «ночных» животных имеют не только слух и зрение, но и обоняние. По запаху они выслеживают добычу

 Какие животные быстро меняют окраску?

Моментально меняет свою окраску хамелеон. Для него не существует преград в выборе цвета. Он может быть коричневым или зеленым, красным или синим, в зависимости от того, нужно ли ему отпугнуть врага, замаскироваться или, наоборот, привлечь внимание. Так, если хамелеон ухаживает за самкой, то может окраситься во все цвета радуги сразу.

Не уступают хамелеону и головоногие моллюски. Они замечательно маскируются под цвет грунта. Рассерженные кальмар и осьминог в один миг могут стать красными, черными или бордовыми, а каракатица с легкостью наряжается в разные цвета, играя и завораживая ими.

 Почему не все животные имеют защитный окрас, а некоторые и вовсе в момент опасности выставляют себя напоказ?

Выставляют себя напоказ животные, которые хорошо защищены. Как правило, они имеют яркую окраску, «говорящую» другим животным о том, что их лучше обходить стороной. К таким животным относится скунс. Дикобраза также можно заметить издалека. Лишь молодые хищники, не знакомые с ними, попробуют их атаковать. Но, получив неприятный опыт, навсегда его запомнят и уже не повторят такой попытки.

 Какие животные считаются в Индии священными?

Священными в Индии считается корова и обезьяна. Если коровы не доставляют особых хлопот жителям этой страны, то обезьяны наносят огромный ущерб садам и огородам.

 Какие животные помогают человеку на охоте?

Все знают, что верная помощница охотника — собака. Действительно, легавые находят птицу, делая стойку, пугают ее и поднимают на крыло. Гончие собаки гонят зверя на охотника. Борзые, наоборот, догоняют зверя и останавливают его. Норные собаки забираются в норы и выгоняют животное на охотника. Лайки загоняют зверя на дерево и, отвлекая лаем, позволяют охотнику подойти незамеченным.

Но собака не единственная помощница человека на охоте. В некоторых странах для охоты за антилопами человек использует быстроногих гепардов. Для охоты на птиц издавна приручались беркуты и соколы. Для охоты на кроликов в Австралии используют ручных хорьков. В Китае и Японии добывать рыбу помогают бакланы. Иногда дельфины также помогают рыбакам. Прежде чем все эти животные и птицы становятся помощниками охотников и рыбаков, они долго и упорно приручаются человеком.

 Может ли у животных вырасти новая лапка или хвост?

Этот процесс называется регенерацией, или, другими словами, восстановлением. Вы, может быть, удивитесь, но происходит он на определенном уровне у всех живых существ. И у людей в том числе. Мы способны заменять старые клетки кожи на новые. Некоторые виды плоских червей способны восстановить голову и хвост, то есть, в сущности, создать нового червя из любой части своего тела. Гидра — беспозвоночное животное, обитающее в пресной воде и имеющее тело трубчатой формы с несколькими щупальцами на одном конце, обладает поразительной способностью к регенерации. Из крошечного кусочка этого Животного может вырасти новая гидра. К восстановлению способны и некоторые насекомые. Если они еще не стали взрослыми и вдруг потеряли лапку, то через некоторое время у них отрастает новая. Ракообразные, такие как крабы и омары, часто теряют свои клешни, но вряд ли от этого расстраиваются, ведь вскоре у них отрастут новые. Что уж говорить об известных всем ящерицах (правда, лишь о некоторых их видах), способных вырастить себе новый хвост взамен оторвавшегося. Птицы способны отрастить не только новые перья, но иногда даже клювы. Не отстают от них и млекопитающие. Так, у оленя, например, каждый год вырастают новые рога. Но, как бы ни хотелось, никакое млекопитающее не способно вырастить новую конечность или хвост.

 Зачем оленю рога?

Олень использует свои красивые рога в качестве оружия в турнирах. А еще они помогают ему спастись от врагов.

 Почему рог носорога можно считать его врагом?

Некоторые люди думают, что из рога носорога можно приготовить редкое лекарство. Вот и гибнет это удивительное животное от рук браконьеров.

 Для чего нужны бивни моржу?

При помощи бивней морж рыхлит дно океана, словно граблями, а затем добывает моллюсков, которыми он питается

Тема: Насекомые

 Могут ли насекомые слышать ногами?

Такими удивительными способностями обладают кузнечики. Органы слуха расположены у них на голенях передних ног.

 Какой груз могут поднять муравьи и гусеницы?

Гусеницы могут поднять груз в 25 раз больше своего веса, а муравьи — в 100 раз!

 Все ли муравьи полезны?

Многие виды муравьев безусловно полезны. Они борются с вредителями леса. Но есть и такие, которые уничтожают посевы. Их называют огненными. А аргентинский муравей поселяется в стенах и разрушает жилище человека.

 Существуют ли домашние насекомые?

Существуют. И это не пауки и тараканы. Домашними считаются медоносные пчелы. А еще одомашнены человеком шелкопряды.

 Почему комариные укусы вызывают зуд?

Когда комар вонзает свой тонкий хоботок в кожу человека, он вводит ядовитую слюну. Именно она и вызывает зуд. А еще слюна комара содержит анестезирующее вещество, поэтому комариный укус начинает чесаться не сразу, а лишь после того, как анестезия проходит.

 Сколько ног у пауков и сколько их у остальных насекомых?

У пауков восемь ног, а у остальных насекомых их шесть.

 У каких насекомых такие же названия, как и у животных?

Существует жук-носорог, жук-олень и жук-слоник. А еще есть бабочка-медведица.

 Почему светлячки светятся в темноте?

Светлячки действительно светятся в темноте. Тем самым они привлекают особей противоположного пола. У светлячков на брюшке имеется орган, который преобразует особое биохимическое вещество во вспышки света. Такая способность вырабатывать собственный свет у живых существ называется биолюминесценцией.

 Почему пауки не попадаются в свою сеть?

Пауки делают два вида паутин. Одни — липкие, в которые и попадают различные насекомые. А другие — не липкие. По ним пауки и передвигаются. Бывает так, что паук попадает в липкую паутинку, но выбирается из нее благодаря жировому покрытию на его теле.

 Зачем бабочки перелетают с цветка на цветок?

Если понаблюдать за бабочками, то мы увидим, что они постоянно перелетают с цветка на цветок. Делают они это затем, чтобы полакомиться сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветов. В нектаре содержится сахар. Он обеспечивает бабочек необходимой энергией. А в пыльце есть белок, жир, витамины и минералы (микроэлементы).

А еще, когда бабочка садится на цветок, к ее брюшку прилипает пыльца. Перелетая с цветка на цветок, насекомое переносит ее на другие цветы, тем самым опыляя их. Пыльца — это мельчайшие зернышки, которые, попадая на другой цветок, оплодотворяют его. Вскоре после этого в цветке, на который бабочка принесла пыльцу, начинают образовываться семена.

Тема: Пресмыкающиеся

 Как отличить гадюку от ужа?

У ужа зрачок круглый, а у гадюки — словно щелка и распложен вертикально. Отличаются эти змеи и окрасом. На спине гадюки четко виден зигзагообразный рисунок. Хотя существуют и одноцветно окрашенные гадюки. Но главное отличие их в том, что по бокам головы ужа имеются яркие желтые пятнышки, а у гадюки их нет.

 Могут ли ящерицы охотиться на крупных животных?

Могут. Самая крупная ящерица — варан с острова Комодо. Он охотится на оленей и кабанов. Сначала он сбивает их своим мощным хвостом и лишь потом пускает в ход зубы.

 Какая польза от лягушек и жаб?

Многие лягушки и жабы уничтожают множество вредных насекомых, принося тем самым огромную пользу.

Тема: Рыбы

 Зачем рыбам хвост?

О том, что хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед, знает, наверное, каждый. Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем.

Есть и еще несколько интересных способов использования хвоста, которыми с удовольствием пользуются некоторые рыбы. Так, скат-хвостокол использует свой длинный хвост для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям.

 Что делают рыбы зимой, когда вода замерзает?

Если вода в водоеме промерзает не полностью, то рыбы вполне нормально переживают зиму. Они могут выжить даже в очень холодной воде так же, как переживают зиму сухопутные животные, например, медведи, которые просто впадают в спячку. Их жизненные процессы замедляются, потребность в пище и кислороде очень слабая. Но, несмотря на все это, для рыб в зимних условиях опасен не столько мороз, сколько то, что они могут задохнуться. Из-за корки льда на поверхности воды кислород воздуха не может растворяться в воде.

Если же вода в водоеме промерзает полностью, то есть от поверхности до дна, рыбы не могут жить. Исключение составляет корюшка — рыба, обитающая в Антарктике.

 Кто тяжелее — слон или большая акула?

Может быть, это покажется странным, но вес большой акулы во много раз превышает вес крупного слона. Слон весит всего 6 тонн. А вот большие китовые акулы попадаются весом до 30 тонн!

 Правда ли, что рыбы не умеют разговаривать?

Нет, поговорка «нем, как рыба» не верна. На самом деле многие виды рыб общаются на своем языке. Они сигнализируют друг другу об опасности, отпугивают врагов, «мило беседуют» во время ухаживания в брачный период.

 Пользуются ли рыбы удочкой?

Некоторые виды рыб действительно пользуются удочкой. Все они — хищники, и удочка нужна им для того же, для чего и человеку — чтобы поймать рыбу. Одна из таких хищниц так и называется — рыба-удильщик. У нее даже не одна, а целых три удочки. Заманивает удочкой свою добычу и морской черт. А у морского угря даже светится кончик хвоста-удочки.

Тема: Птицы

 Какие птицы не летают?

Как многим известно, не летают страусы. У этих больших птиц хоть и есть крылья, они совсем не годятся для того, чтобы поднять в воздух их огромное тело. Но страусы не единственные птицы, не умеющие летать. Не летают также австралийские птицы казуары, новозеландские киви и пингвины.

 Всели птицы высиживают яйца?

Нет, не все. В наших лесах живет одна из птиц, совсем не заботящаяся о том, чтобы высидеть и выкормить своих птенцов. Это кукушка. Так же поступают и медоуказчики, некоторые шалашники и вдовушки (ткачики).

 Могут ли птицы измерять температуру?

Одна из птиц, хоть и не высиживает яйца, но о температуре в гнезде-инкубаторе все же заботится. Они замеряют температуру... Чем, как вы думаете? Клювом! Эти удивительные птицы называются австралийские сорные куры.

 Какая птица не боится выводить птенцов зимой?

Клесты совсем не боятся морозов и смело выводят птенцов зимой. Живут эти удивительные птицы в наших лесах.

 Дарят ли птицы друг другу подарки?

Как это ни удивительно, но многие птицы действительно дарят друг другу подарки. Подарки эти разнообразны и интересны. Так, пингвины адели и кронштепы дарят друг другу камешки. Самец крачки преподносит своей самке рыбу.

 Какие птицы прилетают к нам весной первыми?

Первыми прилетают к нам весной грачи, а следом за ними скворцы и жаворонки.

 Кто кроме птиц может летать?

Летать могут очень и очень многие. Замечательно это делают летучие мыши и насекомые. Но рыбы, лягушка квакша и ящерица с названием дракон тоже умеют летать. В наших лесах живут летающие белки. Они так и называются белки- летяги.

Тема: Рекордсмены животного миро

 Правда ли, что кит — самое большое млекопитающее, живущее на Земле в настоящее время?

Это правда. Если поставить синего кита на хвост, он будет высотой с девятиэтажный дом. Его масса — 150 тонн, а длина — 33 метра.

 Кто из птиц плавает быстрее всех?

Самый лучший пловец — пингвин. Он может обогнать катер, идущий со скоростью 40 километров в час.

 Правда ли, что жираф выше всех животных?

Это правда. Жираф — самое высокое животное на Земле. Его рост достигает пяти метров.

 Кто из животных самый умный?

Многие ученые спорят над этим вопросом. К самым умным относят нескольких животных. Это касатка и многие виды дельфинов. Также очень умными считаются слоны и свиньи. И все же самыми умными являются приматы (шимпанзе, гориллы, орангутанги, бабуины, гиббоны и мартышки). Они имеют большой, сложный мозг, могут общаться между собой, и у них развиты определенные языковые навыки, они умеют обучаться каким-либо действиям и использовать предметы в качестве орудий труда (например, палкой раскапывать землю или сбивать ею плоды с деревьев).

 Кто плавает, бегает и летает быстрее всех?

Если провести соревнования среди птиц, животных и рыб, то победили бы меч-рыба, гепард и иглохвостый стриж. Гепард бежит со скоростью до 120 километров в час. С такой же скоростью плавает меч-рыба. А иглохвостый стриж летает со скоростью 160-170 километров в час.

 Какое животное живет дольше всех?

Известные долгожители — черепахи. Одна из них, по имени Мариона, прожила 152 года! Не уступают черепахам по продолжительности жизни двустворчатые моллюски венус. Они живут около 150 лет. Есть долгожители и среди людей. Зарегистрирован рекорд — 122 года.

 У каких животных самые большие глаза?

Самые большие глаза у головоногих моллюсков, таких как осьминоги. У гигантского осьминога они достигают 30 сантиметров в диаметре.

 Кто может дольше всех не есть?

Рекордсменами в вопросе голодания стали клещи. Они могут обходиться без пищи 7 лет! Наземные черепахи значительно отстают от клещей. Но и они смогут обойтись без пищи почти год. Альбатрос стоит на третьем месте. Он выдержит без еды 35 дней.

Тема: Окружающий мир

 Откуда берется ветер?

То, что ветер — это просто воздух, знает, наверное, каждый ребенок. Действительно, воздух, который движется вдоль поверхности Земли, называется ветром. Это может показаться странным, но то, каким будет ветер, во многом зависит от Солнца. Начинается он около экватора. Здесь Солнце нагревает воздух. Он становится легче и поднимается вверх. На его место передвигается более прохладный воздух, и так происходит снова и снова. Наша Земля вращается вокруг своей оси. Добавляем к этому движению солнечное тепло, и вот вся эта система постоянно перемещающегося воздуха уже движется вокруг земного шара по экватору. Это и порождает ветры во всех частях земного шара.

 Сколько лет Земле?

По мнению ученых, нашей Земле 4,5-5 миллиардов лет. К этому выводу они пришли, изучив горные породы и камни, падающие на нашу Землю из космоса, которые называются метеоритами.

 Почему на Земле бывает ночь и день?

Земля вращается не только вокруг Солнца. Она еще вертится вокруг своей оси, поворачиваясь, то одной, то другой стороной к солнышку. Полный оборот происходит за 24 часа, или за одни сутки. Когда та сторона, где мы живем, повернута к Солнцу, у нас день, а когда отвернута от него, то ночь. Когда у нас день, у людей, живущих на противоположной стороне Земли, наступает ночь и наоборот.

 Что такое облако?

На нашей планете очень много влаги. Это моря и океаны, реки и озера. Когда Солнце нагревает Землю, влага испаряется, то есть превращается в пар. А пар, как известно, поднимается вверх. При охлаждении этот пар оседает очень маленькими капельками (конденсируется) на микроскопических частичках пыли и других веществах, плавающих в воздухе. Когда этих капелек накапливаются миллиарды, образуются облака, которые остаются висеть в воздухе.

Дождевые облака называются тучами. Капельки воды в них очень крупные и тяжелые. От этого тучи такие темные, а иногда даже черные. Сила тяжести заставляет эти капли падать на Землю. И в это время у нас идет дождь.

Когда из туч на землю идет дождь или падает снег, большая часть влаги опять возвращается в океаны, озера и реки. Затем она снова испаряется под действием солнечного тепла, и весь процесс повторяется снова и снова, и называется он круговоротом воды в природе.

 Что такое гром?

Гром — это звук взрывающегося при движении молнии быстро нагревающегося воздуха. Сильный гром может казаться страшным, но бояться его не стоит, он совершенно не опасен. Вы можете спросить, почему, если гром и молния происходят одновременно, мы не видим и не слышим их одновременно? Дело в том, что свет от вспышки молнии доходит до наших глаз практически сразу. Это происходит потому, что световые волны распространяются со скоростью света — примерно 300 ООО км/с. Звук же доходит до нашего слуха значительно позже, ведь звуковые волны распространяются гораздо медленнее — 335 м/с.

Если вы хотите узнать, как далеко ударила молния, подсчитайте количество секунд между вспышкой молнии и звуком грома и разделите это число на пять. Вы узнаете, сколько километров было между вами и молнией.

Если гром следует практически сразу после вспышки молнии, знайте, что молния ударила очень близко. Чем больше времени между тем, как вы увидели молнию и услышали гром, тем дальше от вас гроза.

 Что такое радуга и откуда она берется?

Радуга — это дуга, образующаяся в результате отражения света водяными каплями и разделения белого цвета на составляющие его волны разной длины. Радуга состоит из семи цветов, которые всегда располагаются в одном и том же порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Для того чтобы запомнить, в каком порядке расположены цвета в радуге, выучите фразу, в которой первая буква каждого слова — это первая буква названия цвета: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Радуга появляется в части неба напротив Солнца. А так как Солнце при этом должно быть ближе к горизонту, то лучше всего наблюдать ее во второй половине дня, ближе к вечеру. Радуга появляется, когда солнечный свет проходит через капельки воды, а затем преломляется или отклоняется от их закругленной поверхности. Самая красивая и большая по размеру радуга появляется на небе в то время, когда идет дождь и светит солнце. Но иногда ее можно увидеть в струях распыляемой на газонах воды и в тумане около водопадов.

 Может ли ураган перенести человека с одного места на другое так, чтобы он остался целым и невредимым, как Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»?

Нет, такое возможно только в сказке. Маловероятно, что человек или какое-то строение, в котором он укрылся, может выдержать сильнейшие вихри внутри урагана.

Ураганы часто поднимают предметы или живых существ с земли и переносят их по воздуху на много километров от того места, где они были. Но, в конце концов, все они падают на землю. Уцелеть после такого «полета» удается только неодушевленным объектам. Так, в 1979 году в штате Оклахома пошел денежный дождь. Купюры пролетели расстояние более 322 км и прибыли из штата Техас.

 Что такое бабье лето и когда оно наступает?

Бабьим летом называют период теплой, сухой погоды, который иногда наступает осенью. Считается, что настоящее бабье лето — это период, когда тепло наступает после первых ночных заморозков.

 Откуда берутся реки?

Если весной, когда тает снег, вы выйдете на улицу, то увидите множество ручьев. Как вы думаете, куда они так торопятся? Вода весной (или летом во время ливней) стекает большими и маленькими ручейками, которые соединяются в более крупные потоки, а те — в реки. Большинство рек начинаются с дождевых или снеговых вод, стекающих вниз с возвышенных местностей. Но некоторые начинаются из подземных потоков или из воды, образующейся в результате таяния ледников.

 Откуда берутся волны?

В основном волны появляются от ветра, который дует над водой. Чем сильнее ветер, тем выше волны. Волны порождает «спор» между ветром и силой тяжести. Ветер толкает воду на поверхности перед собой, а сила тяжести заставляет ее оставаться на месте, как бы толкая обратно. Под действием этих двух сил волны двигаются вверх и вниз. Волнующаяся вода, хотя и выглядит так, будто она движется, на самом деле, если не считать движения вверх и вниз, остается на месте. Так, чайка, сидящая на волне, будет подниматься и опускаться с волной, но вперед, к берегу, двигаться не будет.

Тема: Расскажи мне обо мне

 Почему, когда я долго нахожусь на солнце, моя кожа становится сначала красной, а потом коричневой?

Солнечное излучение обжигает нашу кожу, и она краснеет. Точно так же реагирует кожа на прикосновение чего- то горячего, например, утюга. При сильных ожогах на коже даже могут образовываться шрамы.

Чаще солнечные ожоги получают люди со светлой кожей. Все дело в меланине, который вырабатывается в специальных клетках. У людей со светлой кожей его меньше. Темнея, кожа защищается от повреждения, укрывая в тени более глубокие ее слои. В результате образуется загар. У людей со смуглой кожей, когда они находятся на солнце, меланин вырабатывается быстро и его много, то есть они быстро загорают. А вот люди со светлой кожей в таких случаях обгорают, их организм не успевает защититься. Светлокожие люди могут получить красивый и ровный загар, не обгорая при этом, если они делают это постепенно, находясь на солнце каждый раз понемногу.

Ученые считают, что цвет кожи у людей на земном шаре определяется тем, где когда-то жили их предки. В жарких, солнечных районах темная кожа образовалась в качестве защиты. В более прохладных местах, где солнце грело не так сильно, у людей кожа стала светлее.

 Почему у старых людей вся кожа в морщинах?

Пока люди молоды, их кожа очень эластичная. Чем старше становится человек, тем менее эластичной и более тонкой становиться его кожа. Морщины появляются в тех местах кожи, в которых она растягивалась. Например, от улыбки. Но гораздо больше морщин бывает не от улыбки, а оттого, что человек хмурится. Попробуйте сначала улыбнуться, а затем нахмуриться, стоя перед зеркалом. Вы сразу увидите, что на хмуром лице гораздо больше морщинок. Способствуют появлению морщин курение и длительное нахождение на солнце. И то, и другое наносит значительный вред коже.

 Почему я дрожу, когда мне холодно?

Наш мозг первым получает сигнал о том, что нам холодно. Получив его, он, как самый умный компьютер, решает, какие меры предпринять для того, чтобы организму стало тепло, и включает целый ряд команд. Получив нужную команду, наши мышцы начинают очень быстро поочередно сокращаться и расслабляться. При этом тратится большое количество энергии и вырабатывается необходимое телу тепло. Можно согреться и по-другому. Человек, который активно двигается, не замерзнет. Другими словами, когда нам холодно, наш организм начинает вырабатывать тепло, которое нас согреет.

 Почему в холодную погоду у меня изо рта идет пар?

Иногда мы сами можем делать свои собственные облака! Это происходит в холодную погоду, когда наше дыхание значительно теплее воздуха на улице. Содержащийся в нашем дыхании водяной пар смешивается с наружным холодным воздухом и начинает конденсироваться, то есть превращается в мельчайшие водяные капельки и висит в воздухе как маленькое облачко.

 Почему, когда я долго купаюсь, кожа на пальцах моих рук и ног становится сморщенной?

Находясь долго в воде, ваша кожа расширяется. Наружный слой кожи — самый толстый как на руках, так и на ногах. Почему? Потому что эти части тела изнашиваются больше всех остальных. Ведь руки мы очень часто моем, а ноги вынуждены носить нас, шагая без устали по дорогам жизни. Во время купания жировое покрытие кожи смывается и наружному слою кожи ничто больше не мешает начать жадно впитывать воду. Впитав значительное количество воды, кожа на пальцах рук и ног расширяется. А когда под кожей воды уже нет, этот расширившийся слой сморщивается. Но вы, наверное, уже знаете, что вскоре после того, как вы выберетесь из воды, морщинки на пальцах рук и ног исчезнут.

Обсуждая такую интересную жизнь вокруг, не ждите, пока малыш задаст тот или иной вопрос. Не переставайте задавать их сами. О чем? Да обо всем. Как ты думаешь, почему небо голубое? Почему мяч не тонет в воде? Почему в вечерних лужах есть звезды и луна? Наши дети гениальны. Даже в самом раннем возрасте — даже в полтора года — у них на все есть свой ответ. Если они не смогут ответить, то, во всяком случае, обязательно задумаются и сделают свой СОБСТВЕННЫЙ ВЫВОД.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей ДОУ на тему: ЗОЖ

Данная консультация будет интересна и полезна особенно родителям дошкольников, воспитателям, инструкторам по физической культуре.Цель: Информирование родителей в необходимости физических упражнений в домашних условиях, закаливание организма и профилактика плоскостопия.

Уважаемые мамы и папы!Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка.

Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни,

на формирование его системы ценностей.

Утренняя гимнастика. К сожалению, не во всех семьях утренняя

гимнастика прочно вошла в жизнь. Утреннюю гимнастику можно и нужно проводить систематически уже с двух лет, так как она развивает двигательные навыки, укрепляет мышцы, создает правильную осанку, тренирует и усиливает деятельность всех органов и систем, способствует пробуждению организма, заряжает его энергией, поднимает настроение.

Закаливание. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

Некоторые мамы и папы полагают, что для того, чтобы ребенок вырос здоровым, его надо пичкать таблетками и защищать от всех возможных раздражителей вроде холода или ветра. Это заблуждение. Ребенка нужно не

закрывать от них, а, наоборот, понемногу приучать с помощью закаливания.

Его суть в том, что организм ребенка тренируется для того, чтобы повысить его выносливость и сопротивляемость болезням. При этом не используется никаких таблеток. Способы исключительно естественные: это воздушные,

солнечные и водные процедуры. Детей начинают закаливать буквально с первых месяцев. В это время процедуры исключительно мягкие. Дети 3 лет уже более приспособленные, а потому закаливающие процедуры могут быть

интенсивнее. В летнее время дети 3 лет уже вполне могут купаться в водоеме. В теплый день это идеальное место, так как на малыша одновременно действует воздух, вода и солнце. Начинайте с небольших погружений и, главное, следите за температурой воды. Она должна быть не ниже 23 °С. Также воздержитесь от купаний, если температура воздуха ниже 25°С. С 3 лет детям уже можно позволять находиться под прямыми лучами солнца. Главное, не забывать надевать панаму и делать перерывы. Учтите, что весной и в начале лета солнце активнее, в это время присутствие на солнце должно быть более дозированным.

Для укрепления иммунной системы ребенка очень полезно ходить босиком. В теплую погоду малыш может ходить по скошенной траве и мягкой лесной подстилке из хвои и опавших листьев. В холодное время года дети не могут купаться в реке и принимать воздушные ванны на улице.

Прогулки на свежем воздухе доступны в любое время года, не стоит легкомысленно относиться к этому! Свежий воздух – основа закаливания ребенка. Не забывайте регулярно проветривать помещение, в котором

находится ребенок, особенно перед сном. Пожалуй, самое популярное средство закаливания – обливание прохладной водой. Начинать водные процедуры лучше постепенно, не прибегая к резким перепадам температуры.

Для начала можно приучить малыша умываться и обмывать ножки прохладной водой. При полном обливании первоначальная температура воды для ребенка 3 лет должна быть 32-33°. В дальнейшем её можно довести до 22—24°, понижая температуру на один градус раз в 3 дня. Приступать к интенсивным процедурам можно только если ребенок полностью здоров. Для ослабленных детей лучше применять более щадящие методы закаливания.

Профилактика плоскостопия.

Плоскостопие – одна из самых распространённых проблем с детскими ножками. И, несмотря на кажущуюся безобидность, проблема эта очень серьёзная. Запущенное плоскостопие чревато проблемами с разными

отделами позвоночника, болями в спине и шее, болезнями суставов. Как любую болезнь, плоскостопие легче предупредить, чем вылечить. Поэтому важно не лениться, а уделять должное внимание профилактике

плоскостопия у детей, начиная с самых первых дней жизни.

Для того, чтобы сохранить ножки малыша здоровыми, нужно с самого рождения делать ему общеукрепляющий массаж, достаточное количество времени проводить на свежем воздухе.

Необходимо озаботится подбором правильной обуви для профилактики плоскостопия у ребёнка. Обувь для ребенка должна быть из натуральных материалов, лёгкой и удобной, с жестким задником и достаточно гибкой

подошвой. Также в правильной обуви всегда есть супинатор и небольшой каблучок (не больше 1,5 см). Отдельно стоит упомянуть о том, как правильно выбрать размер обуви для ребёнка. Очень часто мамы действуют по

принципу «большое – не маленькое», не думая о том, что слишком большая обувь тоже может навредить ножкам малыша. Оптимальный запас длины стельки для зимней обуви составляет 1,5 см, а для летней – 0,5 см.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия:

1. В положении сидя на стуле:

• согнуть и разогнуть пальцы ног;

• провести большим пальцем ноги по голени другой ноги снизу вверх, повторить другой ногой;

• погладить подошвой и внутренней поверхностью стопы голень другой ноги, повторить, сменив ногу;

• поставить ноги на пол под углом в 90 градусов, потянуть носки на себя,

вернуться в исходное положение;

• соединить подошвы ног друг с другом;

• зафиксировать носки на полу и максимально развести пятки в стороны.

• катать ногами массажный мячик или ролик;

• перекладывать при помощи пальцев ног мелкие предметы (камушки, карандаши, пуговицы, тряпочки).

2. При ходьбе:

• попеременно ходить на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы;

• попеременно ходить с поджатыми и поднятыми пальцами;

• ходить по песку, гальке, траве, специальному коврику для профилактики плоскостопия.

3. В положении стоя:

• подниматься на носочки, опускаясь на полную стопу;

• подниматься на носочки, опускаясь на наружные своды стопы;

• приседать, не отрывая пяток от пола;

• стоять на внешних сводах стоп в течение 30-40 секунд.

Также полезно лазать вверх и вниз по гимнастической стенке, ходить по обручу или гимнастической палке, положенным на пол.

Такая несложная гимнастика, проводимая с ребёнком, убережёт его от этой неприятной проблемы – плоскостопие.

Приучайте ребенка к выполнению зарядки с самого детства, показывая личный пример. Пусть утренняя гимнастика и закаливания будет в вашей семье хорошей ежедневной традицией!



Предварительный просмотр:

Консультациядля родителей на тему:

 «О методике М.Монтессори».

        Сегодня в любой газете можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем творческий потенциал дошкольника». Открываются новые детские сады и группы подготовки к школе, которые предлагают оригинальные методики обучения - как отечественные, так и зарубежные. Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детишек, ведь все давно знают, как важно не упустить момент и вовремя заняться развитием способностей малыша. Ребенка отдают в садик, работающий по суперпродвинутой системе (благодаря которой у ребенка развивается все, что только может развиваться, и даже больше), и он начинает удивлять бабушек и дедушек и других родственников: в три года читает, в четыре уже наигрывает на пианино, а в пять пишет натюрморты.Ну а семь-восемь лет, к сожалению, ребенок «вдруг» начинает обходить книжки за километр, а то и вовсе бунтует: «Надоело мне это!». Удивлены? А вы интересовались, нравится ли малышу постоянно учиться в столь нежном возрасте?! Дети не терпят насилия и отвечают на него неврозами.  Есть ли выход в этой ситуации? Да. конечно. Нужен такой подход к образованию малышей, такая система раннего развития, которая позволит и научить, и до стресса не доведет.Педагогических теорий - сотни, более-менее разумных - десятки, а вот надежные, проверенные временем, можно по пальцам пересчитать. Среди последних - система дошкольного воспитания Марии Монтессори, которую она разработала на основе теории «спонтанного развития». Более того, не просто разработала, но и воплотила в созданных ею в Риме Домах ребенка. Главное внимание она уделяла развитию познавательных способностей детей и использовала для этого специальные дидактические материалы.Детский врач, ассистент в психиатрической клинике, преподаватель Римского университета, доктор философии и основатель знаменитого Дома ребенка в Риме. Позднее она написала о нем уникальный труд «Дом ребенка. Метод научной педагогики», в России эту книгу переиздавали четыре раза. Все это жизнь Марии Монтессори, которую она посвятила детям, борьбе за их право на свободное развитие. Сегодня школы и группы, работающие по методу Марии Монтессори, есть почти во всех странах мира, в том числе и в России (такие группы снова открылись в нашей стране в 1992 году). Международная ассоциация Монтессори помогает организовывать работу десятков тысяч учителей и воспитателей.одним словом, педагогика Монтессори - это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубжепонять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку, воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность. Основное положение монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. А как подтолкнуть его к этому? Создать такую развивающую среду, чтобы ребенок, попадая в нее, начинал учиться самостоятельно.Воспитание независимости от окружающих - еще один важный момент в системе Монтессори. Мария Монтессори постоянно подчеркивала, что ребенок - другой и не надо считать его маленьким взрослым. Все его существо, психика отличаются от существа и психики взрослого. И тот и другой совершенно по- разному познают мир, например: взрослый - читая или воспринимая информацию на слух, ребенок - пробуя все, как говорится, на зуб, т.е. с помощью органов чувств. Взрослый обычно получает удовольствие от результата своих действий, малыш — от того, что он делает что-то самостоятельно. Ребенок копирует взрослого и в то же время стремится быть независимым от него (вспомните бесконечные высказывания «Я сам!» маленького ребенка).Поэтому малышей обучают навыкам самообслуживания с помощью все тех же дидактических материалов: их учат застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, одеваться, умываться и т.д. ребенку показывают и объясняют, например, как надо открывать дверь, как перенести вдвоем стул и т.п.

       Маленькие дети учатся, совершая действие. В то время как взрослые могут научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию, ребенок почти всему обучается только через собственное действие. Он активно развивается умственно и физически, интенсивно тренируя свое тело и ум.

       Секреты монтессори-материалов.

       Подготовленная (или развивающая) среда побуждает ребенка проявить себя с разных сторон. Пятидесяти летний опыт Марии Монтессори показал, что детская среда должна повторять взрослую, а значит, игрушками должны быть те вещи, которыми мы обычно пользуемся в быту: посуда, коробки, флаконы, бутылки, мебель. Причем не игрушечные, а настоящие, но, конечно такие, которыми дети могут манипулировать сами. И действовать с этими предметами нужно так, как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу и ткань, шить, нанизывать бусины на нитку, мыть пол...

Монтессори-материалы привлекательны и притягательны. Ребенок, заинтересовавшись какой-то вещью, легко постигает законы мира, причем делает это с радостью. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им.

Монтессори-материалы помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира, связать в единое целое реальный опыт и теоретические знания. Таким образом, ребенок «врастает» в культуру и современную цивилизацию, учится понимать природу и ориентироваться в ней. Посредством упорядочивания окружающей среды он учится приводить в систему весь свой жизненный опыт.

Монтессори-материалы отвечают ненасытному стремлению ребенка к движению. Маленький ребенок узнает свое тело, совершенствует координацию глаз, рук и ног; благодаря этим материалам его движения становятся все более точными и гармоничными. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Монтессори-материалы дают ребенку возможность самому находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости. Через самостоятельное обращение с материалом ребенок учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения, что способствует развитию его независимости от окружающих.

Домашняя школа Монтессори.

       Занятия по методу Монтессори можно организовать и дома - было бы желание. Ведь вы готовы взять на себя роль педагога? Не бойтесь, это не так уж трудно. Во-первых, вы уже познакомились с основными принципами воспитания по Монтессори, во-вторых, ни один педагог не знает вашего малыша лучше, чем вы сами.

       Для маленького ребенка родители - образец, которому он подражает в процессе жизни. Его отношение к родителям во многом напоминает поклонение кумиру. Он копирует действия взрослых и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни.

      Так что теперь наша главная задача - создать развивающую среду и научиться грамотно, использовать подготовленные материалы. Вам не понадобится целая классная комната - для эффективной работы вполне достаточно выделить небольшой шкаф или этажерку. Что у вас должно быть?

Предметы, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни (кувшинчик, тарелки, губки и т.п.). об играх с ними речь идет в разделе «Играем с тем, что под рукой».

Специальные развивающие игрушки, которые можно купить почти в любом магазине. А еще лучше - сделать их своими руками.

Как играть.

        Любая игра начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: «Это стакан воды, а это кувшин. В кувшине вода. Воду можно перелить из кувшина в стакан».

       Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия.

После презентации предоставьте ему возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, пусть он делает все сам.

       Заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как вытереть пролитую воду, собрать и убрать на место игрушки. Имейте в виду, что малыш не должен устать к концу игры и началу уборки. Помните: порядок - это обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать.

Сочиняйте сказки.

       Игры с предметами на первых порах увлекут любого малыша.

Но, как все игрушки, они могут наскучить, если будут однообразными. Поэтому ваша задача - не только приготовить весь необходимый материал, но и продумать, как разнообразить игру.

Некоторые ходы мы подскажем вам, когда будем рассказывать об играх. Но и вам предстоит потрудиться. Вот один совет: превращайте любую игру в сказку. Придумывайте маленькие рассказики про приключения животных или детей, про волшебные предметы, которые помогают им преодолеть все препятствия. Например, малыш разлил воду, а вы говорите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовем кА на помощь волшебную губку и тряпку», - и так далее.

Запрещенные приемы игры.

       Ни в коем случае нельзя ругать малыша за то, что он что-то пролил, уронил, испачкал. Не рекомендуется даже обращать на это внимание. Нужно только предложить ребенку все убрать и показать ему, как это делается.

      Нельзя вмешиваться в ход игры со словами: «Дай я тебе помогу, у меня получится аккуратней и быстрей». Будьте терпеливы, иначе вы сформируете ненужный и очень опасный комплекс. Помогать можно только тогда, когда малыш просит вас об этом.

Не переделывайте при ребенке его работу. Очевидно, что на первых порах он не сможет качественно убрать за собой и вам придется наводить порядок еще раз. Постарайтесь, чтобы ваш малыш не видел, как вы это делаете. Ведь если он поймет, что сделал все плохо, то больше не захочет играть.

Готовим лекарства.

       Игра развивает аккуратность, обучает бытовым навыкам; знакомит с окружающим миром.

Необходимые материалы. Прозрачный сосуд (стакан, широкая банка), столовая или чайная ложка, пищевые красители, соль, сахар (как песок, так и в кусочках), растворимый кофе.

       Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. К этому упражнению можно придумать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием. Пусть малыш наполнит сахарницу с помощью чайной ложки. А может, маме нужно насыпать крупу в чашку? Здесь нужна настоящая сноровка.

Лепим колобки, колбаски и блинчики.

      Игра развивает мелкую моторку.

Необходимые материалы. Пластилин.

       Дайте малышу небольшой мягкий кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих заготовок можно собрать фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию и не лепите вместо него.

Слушаем тишину.

       Это одно из базовых упражнений, придуманных Марией Монтессори. Уроки тишины ежедневно проходили в ее школе. Они учат малыша владеть собой, развивают наблюдательность, слух, терпение.

Предупреждение. Эти упражнения полезны только тогда, когда дети делают их абсолютно добровольно и ровно столько, сколько хотят. Иначе они воспринимаются как наказание или нежелание взрослых обращать внимание на детей.

Игрушки. Любые предметы в комнате. Лучше, если комната немного затемнена.

Предложите ребенку внимательно посмотреть вокруг, прислушаться к тишине.

После того как ребенок сам нарушит тишину, спросите у него, что он слышал, что заметил. Поощряйте его наблюдательность. Устройте соревнование, кто больше заметит и услышит. Подсказывайте, если нужно, например: «Послушай, как говорят часы (дождь), посмотри, какие тени отбрасывают предметы».

Яркий лоскуток.

Игра развивает осязание и мелкую моторику.

Необходимые материалы. Небольшая коробочка с лоскутками ткани различной текстуры (гладкая - шершавая, жесткая - мягкая, нежное тканье - грубое тканье, толстая - тонкая).

      Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее отличающихся по текстуре: шелк, шерсть и хлопок. Помните их, погладьте руками, обратите внимание ребенка на то, что они разные: «Этот кусочек колючий, как ежик, а вот этот скользкий, как льдинка, а этот мягкий, как мамины руки». Затем один лоскуток оставьте на столе, а его пару спрячьте в коробочку или мешочек, но так, чтобы малыш не мог его видеть. А теперь перемешайте лоскутки в коробке и попросите малыша на ощупь подобрать пары к оставшимся на столе лоскуткам. Если у малыша хорошо получается это упражнение, добавляйте другие кусочки ткани.

Раз застежка, два застежка.

Игра развивает мелкую моторику.

Необходимые материалы. Ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки.

Возьмите несколько кусочков плотной ткани (подойдет ткань от старого пальто или плаща) и вырежьте из них парные фигурки - заяц и морковка (еж и грибок и т.д.). глаза, рот и нос можно нарисовать простым фломастером или гелиевой ручкой, можно вышить или приклеить.

На фигурку зайчика пришейте большие и маленькие пуговицы, одну часть кнопки, на морковке сделайте петли и пришейте к ней вторую половину кнопки. Первая игрушка готова! Теперь на следующих заготовках - грибок и ежик, проделайте дырочки для шнурка. Чтобы дырочки не растрепались, обмотайте их суровой ниткой. В дырочки вденьте шнурок. Вот и вторая игрушка готова. А дальше фантазируйте. Сделайте игрушки с бантиками, крючками и петлями, ремешками, «липучками».

Как играть. С такими игрушками можно придумать множество игр. Самые простые - «Покорми зайчика морковкой», «Помоги ежику принести домой грибок». Только помните, сначала вы сами должны показать ребенку, как «работает» ваша замечательная игрушка: прошнуруйте грибок, пристегните морковку.

Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно посмотреть, как это делается.

При желании вы можете придумать сказку о ежике и зайце, которые отправились в лес за волшебными ягодами (сделайте их из «липучки»). И пока они шли, зацепились за елочки - крючочки, попали в паутину из веревочек и т.д. Ваша фантазия подскажет вам остальные приключения.

Помните ли вы, какое удовольствие испытывали, когда, научившись что- либо делать, повторяли это действие снова и снова? Повторение - важный процесс, благодаря которому ваш ребенок накрепко усваивает определенное действие. Он повторяет его еще и потому, что оно не совсем знакомо ему, а потому интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям

Игры для родителей с детьми в домашней обстановке...

Развитие речи ребенка пятого года жизни.

Аннотация:Материал адресован учителям-логопедам, воспитателям  ДОУ и родителям.АвторТукаева Гульшат ГаязетдиновнаМесто работы:МКОУ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯДолжность:учитель-логопед...

Игры для развития речи и мышления ребёнка - Рекомендации родителям

Игры помогут родителям в домашних условиях с интересом заниматься речевым развитием ребёнка....

Игры по развитию речи детей 1-ого года жизни.

Познавательное и речевое развитие....

Игры на развитие речи 2-3 года

Психологу (воспитателю) в работу с детьми 2-3 года по развитию речи...

Брошюра "Рекомендации для родителям. Игры на развитие речи"

Представленные в брошюре игры и упражнения направлены на всестороннее развитие речи ребёнка (дошкольного и младшего школьного возраста), а именно: совершенствование звуковой стороны речи, обогащение с...