Стратегия взаимодействия ОДОД с семьей в процессе воспитания и развитие личности ребенка
статья на тему

Балабаниц Виктория

Работа ОДОД образовательного учреждения с семьями обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегия взаимодействия ОДОД с семьей в процессе воспитания и развитие  личности ребенка

Балабаниц Виктория Анатольевна, методист ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

               

Проблема, которая возникает перед нашими ОДОДами – «Как  сегодня успешно решать задачи воспитания  детей в условиях многообразия российского общества  и  реализовать максимум запросов родителей в  воспитании и обучении детей?

 Согласно «Программе по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы, п.4.5»:- «Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности».

Невозможно успешно решать задачи воспитания  и обучения детей, без объединения усилий семьи и образовательного учреждения.

Руководителю ОДОД для лучшего понимания современного социально-образовательного  контекста необходимо видеть динамику развития взаимодействия системы образования и семьи.

Историческая  справка: слева изображена схема, на которой обозначены основные социальные институты, которые имели  прямое отношение к образованию и воспитанию ребенка (семья, школа, УДО, профессиональная среда и общественные организации) в доперестроечное время (1985 год). В это время ребенок представлял собой социальную единицу, которая всегда находилась в зоне чьей-то ответственности, в его воспитании и образовании, так или иначе, участвовало всё общество. Ребёнок даже вне школы, попадал в систему доп.образования или детских общественных организаций, контролируемых государством.

Во времена перестройки, когда Россия окунулась в социальный и политический хаос, семья оказалась вынуждена выживать самостоятельно (схема справа на слайде). Опорой семьи стало не государство, а работодатель, т.к. именно от финансового обеспечения зависело теперь и образовательное благополучие ребенка. Школа потеряла своё влияние на общество, а учитель из авторитетной и уважаемой фигуры превратился в человека с низким соц. статусом. Государство в то время перестало быть для семьи не только «единственным кормильцем», но и носителем мировоззрения, идеологии.

Тем не менее, российская семья обрела реальную автономию – педагогическую, психологическую, правовую, медицинскую.

В настоящее время Семья и ребенок имеют возможность выбора:  с каким сектором взаимодействовать активнее, либо какие ресурсы можно задействовать от тех и других структур. Можно сказать семья «капсулировалась» -  отныне все проблемы, касающиеся ребенка, могут решаться только через родителей.

Сегодня образовательная система в гораздо большей степени, чем раньше зависит от семьи. Этому способствуют и новые экономические условия   (подушевое финансирование) и психолого-педагогические установки родителей ( поиск альтернативных форм образования ребенка).

Современные родители, которые часто знакомятся, общаются (и даже заключают браки) благодаря Интернет, сегодня хотят говорить с педагогами на одном языке. Образовательный уровень современных родителей достаточно высок, они охотно учатся и переучиваются, многие осваивают новые профессии или постоянно повышают свою квалификацию. Кроме того, сегодня  родители как субъекты образовательного процесса – проникаются уважением к ОДОД и школе, только тогда, когда  педагоги  стремятся помогать им, являются доброжелательными и компетентными проводниками в мире воспитания и образования их детей. Они ждут от ОДОД и школы  мобильности, оперативности в  удовлетворении своих воспитательно-образовательных  запросов. В  связи с этим возникает необходимость в создании иной модели взаимодействия ОДОД школы с семьёй – на основе сотрудничества и взаимопомощи.

 Сегодня работа ОДОД с семьёй  должна строиться  не фрагментарно, по обыкновению  от праздника к празднику, а  иметь своеобразную мотивационную сетку, когда родители растут вместе с педагогическим коллективом.

Опыт практической деятельности показал, что родители включаются в воспитательно-образовательный процесс только в том случае, если понимают смысл и видят продуктивность взаимодействия. Сопровождение  педагогов  имеет различную интенсивность, объем и направленность на разных этапах  развития ребенка. Одно лишь должно оставаться неизменным, родители должны чувствовать, что они с педагогами  объединены общей целью  -  достижения успешности  их ребенка, и  их личностный и интеллектуальный потенциал нужен  ОДОДу.

Хорошо зарекомендовала в ОУ система работы с семьёй, включающая 6 основных направлений, её мы взяли за основу:

  • Информирование
  • Изучение
  • Просвещение
  • Консультирование
  • Обучение
  • Совместная деятельность

Наиболее важным в создаваемой системе являются два направления деятельности ОДОД - изучение и информирование.

 Изучение семей (проводится специалистами) и помимо уточнения их запросов позволяет своевременно получить от них обратную связь, представления о той реакции, которую вызывают те или иные шаги ОДОД, о том отношении, которое возникает в коллективах ОДОД.

Информирование является той базой, на которой строится ценностно-смысловое пространство для потенциального сотрудничества, т.к. невозможно что-то делать, если неизвестно, что и как делать; что и где происходит или будет происходить. Можно смело утверждать, что от качества информационной работы ОДОД  зависит качество сотрудничества (партнерство)

с родителями. И именно эта деятельность  позволяет выстроить эффективную функционирующую систему работы всех специалистов, и привлечь дополнительные ресурсы-материальные, кадровые, психологические.

Для педагогов ДО важно научиться выстраивать отношения с родителями, как с социальными партнерами, с учетом их запросов, степени социальной активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Особое значение имеет уровень готовности родителей к построению  таких отношений с ОДОД:

  • Положительное отношение к педагогическому коллективу и своему участию в воспитательном и образовательном  процессе
  • Стремление посещать обязательные мероприятия для родителей
  • Заинтересованность в делах детей объединения, класса, школы
  • Способность осуществлять конструктивное общение и взаимодействие с педагогами и администрацией
  • Видение своей роли во взаимодействии с ОДОД.

Достижение высокого уровня готовности родителей к сотрудничеству с ОДОД возможно лишь при активной заинтересованности  всего педагогического коллектива.

Для этого необходимо подключить к работе с семьёй  всех специалистов:

1. Руководитель ОДОД  

2. Методическая служба ОДОД  

3.Зам. директора по воспитательной работе  

4.Психологическая служба

5.Социальный педагог

6.Педагог-организатор  

Цели совместной деятельности  всего педагогического коллектива:

  • а) Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы, круглые столы); В результате которых  должна  повысится  педагогическая  культура родителей, воспитательный  потенциал семьи, усилится взаимодействие  с ОДОД.
  • б) Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детей  

( родительские собрания, совместные творческие и спортивные мероприятия, помощь в укреплении материально-технической базы);

  • в) Участие родительских наблюдательных советов в процессе управления качеством образования в ОДОД, для наиболее полного удовлетворения запросов и  интересов воспитанников и их родителей.

Таким образом, из родителей-статистов, имеющих формальные отношения с ОДОД (их дети записаны в объединение, но редко посещают занятия) постепенно усилиями всего педагогического коллектива  для родителей становятся доступны другие типы взаимодействия, пошагово достигаются  ступеньки  партнерства. На которых актуализируется их личностный  и интеллектуальный потенциал. И все свои  имеющиеся ресурсы педагоги и родители  могут направлять на реализацию общих целей, которые предварительно согласовываются.

Как правило, ОДОД следует проектировать долговременную стратегию совместной деятельности, понимая, что «позитивное сотрудничество здесь и сейчас» будет влиять на  его репутацию и формирование ресурсной базы

в дальнейшем.

А  качество образовательного процесса   напрямую будет зависеть от развития и обучения родителей, повышении их компетентности. Ответственность в дальнейшем, здесь делится  пополам, стороны  выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. ОДОД  надо действовать не столько над оформлением социальных связей, а над построением отношений,  приоритетными  должны стать человеческие отношения, а не материальные.

«Хотите получить партнера, работайте над личными связями: нет ничего прибыльнее расположения родителей».

Этапы деятельности ОДОД  в системе «ОДОД – семья - воспитанники»:

1.Мониторинг родительских запросов и ресурсов.

2.Собственный ценностный аудит (сильные стороны ОДОД, особые ценности педагогического коллектива)

Публичное обнародование своих приоритетов позволит привлечь  к вашему ОДОД именно тот контингент  родителей, которому ваши идеи покажутся близкими.

3. Согласование целей и ценностей обоих сторон для объединения ресурсов, общий вклад и разделение  ответственности.

4.Формирование доверия:

  • Порядочность (соблюдение этических норм и договоренностей пед.коллективом)
  • Поддержка (реальная забота о тех, у кого необходимо вызвать доверие, т.е.речевое информирование, консультирование, просвещение, обучение, социальная и психологическая помощь семье)
  • Продуктивность (родители должны видеть результаты своих усилий (вкладов), реальные мероприятия, конкретные результаты, достигнутые ОДОД)

          5. Совместная деятельность

           -  Проектирование конкретных программ совместной работы. Помощь родителей непосредственно педагогам и

         -  Участие в деятельности  объединений (развлекательной, благотворительной, трудовой)

          -Основным  итогом  деятельности должно стать умение родителей участвовать  в совместных образовательных и досуговых программах ОДОД, основанное на доверии педагогическому коллективу.

          6. Партнерство

  • Добровольность .

Наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия.

  • Долговременность – ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой

позволяет осуществлять совместные проекты стратегического назначения.

  • Взаимная ответственность. Родительская появляется не сразу, а воспитывается так же, как и любое качество личности.

В ОДОД образовательных учреждений нашли применение следующие формы работы с семьями воспитанников:

1.Информационные :

  • Приглашения;
  • Рекламные листы;                                                    
  • Благодарственное письмо родителям;
  • Буклет;
  • Газета;
  • Информационный стенд ОДОД;                                          
  • Образовательная страничка на сайте учреждения;
  • Диагностические материалы.
  • Медиатека видеороликов по семейному воспитанию

2. Деятельностные:

  • Лекция;
  • Выставка;                                                                      
  • Родительское собрание;
  • Творческий  отчет перед родителями;
  • Консультации для родителей;
  • Родительские круглые столы;
  • Родительские тренинги;
  • Родительские дискуссии;
  • Родительские вечера;
  • Открытые  занятия в объединениях;
  • Мастерская для родителей;
  • Концерты и праздники;
  • Конкурсные программы с участием родителей.
  • День открытых дверей в ОДОД  для  детей и родителей.  
  • Родительский наблюдательный совет при ОДОД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Эффективность деятельности  педагогической  системы «ОДОД-семья» и дальнейшие перспективы её развития зависят от  следующих параметров:

  • Уровня разработанности программно-методического комплекса  по данному направлению работы;
  • Разнообразия форм и методов взаимодействия педагогов ОДОД и семей воспитанников;
  • Кадровой обеспеченности;
  • Участия в программах, направленных на поддержку семьи;
  • Объема  привлеченных финансовых средств;
  •  Качества проведенных занятий, мероприятий, направленных на активную работу с семьями воспитанников;
  • Задействованности  родителей  в различных мероприятиях  отделения ДО;
  • Масштаба привлечения педагогов и других работников школы, а также специалистов учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры к работе с семьями воспитанников;
  • Результатов социологических опросов, психологических исследований, анкетирования, тестирования учащихся, педагогов и родителей.

Богатый материал по данным этих исследований  помогает администрации ОДОД и школы  понять вектор корректировки движения в общей педагогической работе

(для осмысления на какую поддержку родителей можно рассчитывать, а так же для формирования образовательных  программ, курсов, планирования   совместных  досуговых  мероприятий).

Определяется успешность деятельности, выявляются и ранжируются проблемы взаимодействия ДО и семьи, определяются коррекционные меры.

Таким образом, что даёт детям развитие взаимодействия ОДОД с семьёй?

Помимо знаний, социальных и обще учебных  навыков, рост самоуважения (гордость) за родителей, психологическую комфортность (в том числе в детской среде), обретение новых материальных ресурсов для реализации образовательных программ. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, педагоги ДО  обретут заслуженный статус. И пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся

Моделирование является одним из эффективных методов научного познания.При разработке модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся нами  вычленены содержательный аспект,...

Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся

Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение  многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологию, направленны...

Родительское собрание на тему: «Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»

Задачи:1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка.2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка....

Деловая игра «Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»

Деловая игра«Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»...

Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся

        Семью как фактор воспитания характеризует ее  среда – первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, событийно...

Выступление на методическом совете 01.11.2022 на тему: «Взаимодействие Центра и семьи в процессе профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ»

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только школьников с нормой интеллекта, но и подростков с интеллектуальными нарушениями. В силу личностных особенностей, выпускникам Центра оч...

Система взаимодействия педагога с родителями в процессе воспитания

В данной статье вы найдёте формы работы педагога и родителей, а также советы и правила для педагогов для взаимосотрудничества...