статья
статья на тему

жаркова жанна валерьевна

статья "Инновационные педагогические технологие в работе с хором"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные педагогические технологии в работе с хором.

Как разбудить в детях чувства? Как помочь поверить в доверительный разговор музыки и человека и пробудить способность наслаждаться искусством?  Эти вопросы задаю себе ежедневно, с самых первых шагов в педагогической деятельности. Очень важно, чтобы музыка дошла до сердца ребёнка и он искренне откликнулся, чтобы духовность пронизывала содержание чувств и стала скрепляющей и направляющей силой.

Музыкальное искусство играет важную роль в эстетическом воспитании школьников. Хоровое исполнение музыки активный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. Оно является первым этапом мыслительного процесса. Вокальное пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала, дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства, учатся голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, самореализовываться в творчестве. Целью образовательной   программы является формирование творческой индивидуальности   воспитанников и приобщение  к миру музыкального искусства посредством хорового пения.

Но в настоящее время существует ряд проблем:

  • в современном образовании культурологическому  компоненту отводится незначительная роль;
  • семья уделяет недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей;
  • СМИ способствуют формированию посредственного музыкального вкуса детей и отрицательно влияют на развитие эстетической культуры  школьников;
  • дети и родители не испытывают потребности в слушании хоровой музыки.
  • посредственное   отношение родителей к хоровому пению.

В связи с актуальностью данного вопроса, я определила выбор темы педагогической концепции «Формирование эмоционально-эстетической культуры школьников в  процессе занятий вокально-хоровой студии». Данная концепция явилась теоретической основой для разработки инновационной педагогической технологии для занятий в вокально-хоровой студии и явилась опорой  творческой  программы по хоровому пению.

Содержание инновационной  педагогической технологии базируется на авторской  методике кандидата педагогических наук Иванова Александра Аркадьевича. Идеи, лежащие в основе авторской методики можно определить как обращение к способности  воспринимать, чувствовать и эмоционально переживать произведение искусства, к чудодейственной магии взаимодействия ребёнка, родителя, педагога. Автор справедливо указывает, что синтез музыки, поэзии, изобразительной деятельности способен не только вызывать интерес к самостоятельному поиску и самовыражению, но и помогать в развитии творческого мышления, живой и образной речи школьника. Автор в своей программе затрагивает актуальную проблему современного общества: семья. И предлагает через содружество и сотворчество детей и взрослых развивать ребят творчески. Данная методика вызывает интерес и  я уверенно использую её в процессе занятий вокально-хоровой студии.

ЭТАП №1. Подготовительный.

Задачи:

  • диагностировать  уровень развития  эстетической культуры школьников;
  • заинтересовать и побудить родителей к творческому сотрудничеству;
  • консультации для родителей, школьников.

На подготовительном этапе провожу диагностическое исследование школьников.

По   результатам   анкетирования    сделаны выводы. Родители80% испытуемых подростков не   принимают   участие  в формировании эстетической культуры своих детей По мнению родителей, эстетическим воспитанием их детей должны заниматься профессионалы – «методически грамотные учителя музыки».

На подготовительном этапе провожу консультации для родителей:

  • родители знакомятся с целью реализации педагогической технологии;
  • родителям предложен девиз творческой работы «Вместе»;
  • родители становятся  участниками подготовки реализации творческого замысла.
  • родителям  рекомендуют приобрести « Альбом музыкальных впечатлений» для выполнения творческих заданий (в альбоме дети пишут высказывания, рисуют, сочиняют стихи  с непосредственным участием взрослых);
  • родители получают диск с хоровыми произведениями для совместного прослушивания и исполнения.
  • родителям выдаётся словарь эмоционально-образных слов.

Развивающая среда в поле взаимодействия с родителями включает: родительские собрания, совместные занятия  с детьми, творческие мастерские для детей и родителей, концерты, выставки, информационные афиши, посещение театров, открытые занятия для родителей, совместное  выполнение творческих заданий.

ЭТАП 2.Основной.Организация осмысленного восприятия хоровой музыки.

Задачи:

                        вызвать интерес к процессу восприятия музыки и увлечь ребят;

  • создать запас эстетических знаний и впечатлений;
  • развивать способность эмоционально переживать музыку при исполнении произведения;
  • воспитывать культуру   чувств.

Занятия проводятся с активным использованием интерактивных методик, которые направлены на   активизацию познавательной деятельности учащихся, на развитие их творческой инициативы, самостоятельности, критического мышления, повышение уровня мотивации. В их основе   проблемность,  диалоговый характер, взаимообучение,  индивидуализация,  исследовательский характер,  эмоциональное воздействие.

 На каждом занятии – стремление создать атмосферу искусства, сделать занятие увлекательным.

I ступень: Установка на восприятие музыки

II Ступень: Восприятие и исполнение музыки

Готовы ли ребята осознанно исполнять   музыку? Об этом рассказывают глаза… Ведь мы говорим о чувствах…Не «механически» исполнять   хоровое произведение, не быть пассивным слушателем или исполнителем, а пропустить музыку внутрь себя, радуясь или печалясь, восторгаясь или испытывая боль…Но только не безразличие!!!Серьёзное восприятие и исполнение   песни- думающий и мыслящий ученик!

 И помощь родителей в данном вопросе необходима! Родители   помогают ребёнку запомнить   произведение путём повторного прослушивания и исполнения дома. Стремятся достичь   осознанного   исполнения вместе с детьми.  

       

Методы: игра, театрализация, пластическое интонирование, тренировка речи в движении под музыку, моделирование музыки, «сочинение сочинённого», инструментальное музицирование, моделирование ролевой ситуации, проблемные ситуации, разрушение музыкального образа.

(Личностное отношение школьников к музыке:

умение  школьников передавать свое внутреннее состояние в творчестве: в рисунке, в речи, в творческом сочинительстве - творческая деятельность в содружестве детей, родителей, педагогов.

Сотворчество детей и взрослых предполагает особый стиль взаимодействия, в котором должна присутствовать свобода в общении, равноправие партнеров. Конечно, это позиция поддержки, ситуации успеха, положительного эмоционального фона.   И песни, которые звучат на таких концертах, наполнены особым теплом и любовью… Удивительная атмосфера взаимопонимания и уважения царит  в такие минуты…Душа поёт!

Поделиться счастьем с самыми близкими людьми, родителями, быть рядом, быть вместе, стать ближе друг к другу через творчество…Как это важно! Более тонким становится уровень чувствительности, увеличивается сила ощущений, вырабатывается навык самостоятельного принятия решений.

Итак, родители являются непосредственными участниками творческого процесса. Что же входит в структуру домашнего задания в Альбоме музыкальных впечатлений?

     

ЗАДАНИЕ № 1- Выбрать ключевое слово к характеру музыки, дополнить его тремя близкими по значению словами

ЗАДАНИЕ № 2- Подобрать созвучные музыке поэтические строки или сочинить их

ЗАДАНИЕ №3- Сочинить сказку (рассказ) об услышанном в музыке

       

ЗАДАНИЕ № 4- Нарисовать свои впечатления о музыке.

Выстраивая систему взаимоотношений с обычными, одаренными или «особыми» детьми и их родителями, мы, прежде всего, опираемся на понимание семьи как стержня в развитии не только ребенка, но и всего общества. Убеждена, что в непростых современных условиях создать сообщество воспитывающих и творчески взаимодействующих со своими детьми родителей могут помочь только вера и труд. 

ЭТАП №3. Заключительный.

Задачи:    

провести сравнительный анализ  диагностических исследований.

 

Учитывая положительную динамику данной педагогической технологии, я с интересом н воплощаю её в своей работе. Великолепный хор, в котором эмоции и чувства   песни  зависят от каждого исполнителя. Мы учимся слышать и слушать себя, свой голос, голос близких нам людей…Мы вместе постигаем   величие музыки. Хоровой коллектив уже приступил к занятиям. Родители испытывают интерес и не отказываются от творческого сотрудничества. Самые активные родители уже выполняют творческие домашние задания с  детьми . Слагаемые   успеха инновационной педагогической технологии- взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, вера в ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....