Значение занятий по плаванию в физическом развитии детей с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.
консультация по теме

Мосина Ирина Николаевна

   Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение занятий по плаванию

в физическом развитии детей с нарушениями функций

опорно – двигательного аппарата.

   Вода – одно из ключевых элементов природы. В водной среде зарождается человеческая жизнь. Вода занимает более двух третей поверхности нашей планеты. В течение своей жизни человек движется не только по суше, но и по водной глади морей и рек, где не везде есть мосты и переправы. Чтобы преодолеть даже небольшую речку, ему потребуется умение плавать.

   Что представляет собой плавание? Это физическое действие, основу которого составляют упражнения и перемещение человека в воде без поддерживающих средств в необходимом направлении.

   Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно – гигиеническое, коррекционное, эмоциональное и прикладное значение.

   Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребенок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.

   Следуя требованиям времени, родители все больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.

   Моя задача, как инструктора по физической культуре, – приобщить детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности, начиная с младшего дошкольного  возраста.

   Основной формой восприятия мира ребенком до 7 лет является игра. Занятия основаны на игровом методе с использованием подвижных и тематических игр и игровых упражнений на воде, что способствует, кроме физического развития, развитию образного мышления, закреплению сенсорных эталонов, элементарных математических представлений и позитивного эмоционального фона. Такие занятия создают хорошее настроение у детей, положительно влияют на последующую деятельность.

   Прежде всего, эта технология рассчитана на детей, имеющих проблемы со здоровьем -  нарушения опорно-двигательного аппарата.

   Купание, игры в воде, плавание благоприятны для общего физического развития, профилактики, компенсаций, коррекции имеющихся нарушений опорно - двигательного аппарата.

   Работоспособность мышц у детей невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление всех групп  мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

   Коррекционное значение плавания особенно прослеживается в комплексной работе по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Плавание является одним из важных звеньев комплексной коррекции. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку и зон роста позвонков. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений. В воде уменьшается статическое напряжение всего тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается правильная физиологическая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет изгибы стопы ребенка и предупреждает развитие, а при наличии нарушений, корректирует плоскостопие.

   Воздействие физических упражнений на организм ребёнка во время занятий плаванием способствует закаливанию детского организма: вода очищает и укрепляет кожные покровы, совершенствуется механизм терморегуляции, активизируются обменные процессы, повышаются иммунологические свойства, облегчается адаптация к разнообразным изменениям условий внешней среды. Укрепляется тонкая нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются двигательные навыки, увеличивается выносливость.

   Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды, улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, формируются навыки диафрагмального дыхания, что способствует коррекции нарушений речевого дыхания.

   Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания.

   Плавание благотворно не только для физического развития ребенка, но и для формирования его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а неправильное поведение, чувство страха и боязни глубины. Именно первые шаги в обучении плаванию направлены на то,  чтобы помочь ребенку преодолеть это  неприятное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе и проявлять самостоятельность.

   Специальные наблюдения показали, что дети, играющие в воде, значительно реже запаздывают в речевом и умственном развитии. Такое активизирующее влияние игр на воде связано с ее общим тонизирующим, корректирующим  воздействием, с резким увеличением положительных эмоций, что благотворно действует в снятии  психологической напряжённости у больных детей, создании оптимистического настроения в достижении конечного результата – коррекции имеющихся дефектов, в развитии компенсаторных механизмов.

   Какие же навыки прикладного плавания необходимо прививать детям   дошкольного возраста с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата в процессе групповых или индивидуальных занятий? В основном те, которые необходимы для оказания помощи себе и  пострадавшему на воде: умение плавать одним из способов, нырять и ориентироваться под водой, доставать со дна различные предметы.  Овладев этими навыками, ребенок,  в более старшем возрасте, сможет, в случае необходимости, оказать помощь тому, кто в этом нуждается.

Источник:http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/05/09/znachenie-plavaniya-v-fizicheskom-razvitii-detey-doshkolnogo:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»

Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....

Обобщающий урок" Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Обобщающий урок по курсу "Человек". Программа Сонина Н.И.Урок построен по модульной технологии, обучающиеся выполняют практические задания, применяя при этом знания, полученные во время уроков, делают...

Применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью

В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью предлагаем применять  кинезиологические  упражнения, ...

Физическая культура. Реферат: Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...

Совместное участие в традиционных народных праздниках детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и детей из фольклорного ансамбля.

Анализ проведения двух традиционных народных  праздников.    Талантливые  дети  из успешного фольклорного ансамбля и дети с нарушением интеллекта, речи, опорно-двигательного а...

Тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-

Материал содержит тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного ап...