Беседа для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования».
материал

Хилько Оксана Владимировна

Сегодня перед современной музыкальной школой, стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Сохранение здоровья учащихся – важная проблема педагогики и к  здоровьесберегающим технологиям можно отнести педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Пгт. Нижний Одес

Родительское собрание.

Беседа:

                         «Здоровьесберегающие технологии в системе

дополнительного образования».

                                                                                    Преподаватель             музыкального отделения

по классу фортепиано

 Хилько О.В.

                                                 

                                               

08.09.2017 г.

Сегодня перед современной музыкальной школой, стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Сохранение здоровья учащихся – важная проблема педагогики и к  здоровьесберегающим технологиям можно отнести педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Музыкотерапия  (лечение средствами музыкального искусства).

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. В настоящее время музыкотерапия – признанная наука во всем мире. Западные вузы сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

Эстетотерапия (лечение красотой) и аретотерапия (лечение идеалами).

Автором методики, объединяющей лечение красотой и лечение идеалами, является Валентин Иванович Петрушин, профессиональный музыкант. По своей методике он работал в общеобразовательных школах и больницах с детьми и взрослыми. В результате поисков родилась концепция музыкально-рациональной психотерапии, аналога которой не существует ни в нашей стране, ни за рубежом. Он широко использует приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание музыкальных произведений. Несомненный интерес для формирования в младшем школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения:

- формулы психологической устойчивости («Несмотря на мои неприятности», «Только смеяться»),

- формулы расслабления и успокоения («Пальцы рук моих спокойны и расслаблены»),

 - формулы защиты от беспокойства и плохих мыслей («Если хочешь ты быть спокойным»),

- формулы позитивных мыслей («Начинается мой новый день», «Сто тысяч солнц»),

- формулы повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих («Я - хороший, ты – хороший»),

- формулы радости («Я в хорошем настроении», «Ах, как нам весело!»).

Терапия творчеством (выполнение творческих заданий).

Выполнение творческих заданий на уроках в музыкальной школе является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творчество требует от ребенка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит, и на физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. Игра на музыкальных инструментах стимулирует развитие головного мозга, по крайней мере, у детей. Такой вывод можно сделать на основании результатов исследования, проведенного учеными из медицинской школы Гарварда (Harvard Medical School). Эксперимент показал, что у детей, которые в течение пятнадцати месяцев не менее двух с половиной часов в неделю занимались музыкой, объем мозолистого тела головного мозга (corpus callosum) — органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями — увеличился в среднем на двадцать пять процентов. Оказалось, что относительный объем corpus callosum (сплетение нервных волокон головного мозга соединяющие левое и правое полушарие) увеличился именно у тех детей, которые занимались музыкой не менее полутора часов в неделю, а у тех, кому посчастливилось заниматься более двух с половиной часов, относительный объем увеличился в среднем на четверть. В контрольной же группе, которая музыкой не занималась, никаких видимых перемен в этом отделе мозга не произошло. Таким образом, не исключены комплексные механизмы влияния: как музыки, так и сферы двигательных функций организма в целом.

 

Литература:

  1. ШушарджанС.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. –М.,          

            Антидор, 1998.-363 с.

  1. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам,- М., Перспектива, 1994. - 190с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)

          Проблема  здоровьесбережения  детей во время обучения названа одной из основных  проблем образовательного процесса. Вопрос ...

Реализация здоровьесберегающих технологий в учреждении дополнительного образования

В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем ук...

«Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования»

Выступление на районном семинаре педагогов дополнительного образования....

Реализация здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования детей

В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем укреплен...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования на уроках географии и биологии

Здоровье – важный фактор  работоспособности и развития детского организма.Информацию о том что, здоровье – это величайшая ценность знают все, без данной ценности практически никому не...

Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования

Методическое сообщение на родительское собрание...

«Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования »

ВступлениеСохранение здоровья учащихся – важная проблема педагогики. К здоровьесберегающим технологиям можно отнести педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовате...