Консультация для родителей:"Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников".
консультация на тему

Консультация для родителей, в которой раскрыты причины нарушения звукопроизношения у дошкольников и поэтапность  работы по  формированию произносительных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vopitanie_zvuk._kultury_rechi_u_doshkolnikov.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

        Логопедическая  работа  в  дошкольном  учреждении  общеобразовательного  типа  включает  в  себя  несколько  направлении.  Это  и  преодоление  нарушений  речи  у  детей,  и  предупреждение  их  возможных  вторичных  проявлений,  и  их  профилактика,  и  совершенствование  разных  сторон  и  качеств  речи  при  отсутствии  нарушений,  и  параллельная  коррекция,  и  стимуляция  других  психических  функций,  таких,  как  слухоречевое  и  зрительное  внимание,  зрительная  и  речевая  память,  словесно-логическое  мышление.  Зачастую  вся  логопедическая  работа  воспринимается  только  как некие  действия,  направленные  на  исправление  произношения,  поскольку  нарушения  звукопроизношения  воспринимаются  окружающими  в  первую  очередь  и  вызывают  наибольшее  беспокойство  родственников  ребенка.  Но  при  таком  подходе  часто  не  рассматриваются  другие  направления  работы  логопеда.

        Среди  причин  речевых  нарушений  можно  выделить:

  • ухудшение  экологической  обстановки;
  • дефицит  йода  и  фтора;
  • патологии  беременности;
  • родовые  травмы;
  • ослабленное  здоровье  детей;
  • различные  социальные  причины.

Среди  социальных  причин  появления речевых  нарушений  прежде  

всего  следует  назвать  снижение  уровня  языковой  культуры  общества  в  целом.  Наши  дети  слышат  не  только  неправильно  оформленную  речь,  но  и  далеко  не  литературные  выражения.  Оставляет  желать  лучшего  и  содержание  программ  телевидения  и  видеокассет.

          Неправильное  речевое  окружение  и  воспитание  может  стать  причиной  возникновения  у  детей  дефектов  речи  (по  типу  искажения).  При  таком  положении  вещей  маленький  ребенок  не  воспринимает  языковую  норму  родного  языка  и  артикуляцию,  у  него  формируется  неправильное  или  неточное  воспроизведение  речевых  звуков.

          Нарушение  звуковой  культуры  речи,  возникающее  в  дошкольном  возрасте,  в  дальнейшем  может  повлечь  за  собой  целый  ряд  вторичных  нарушений:  недоразвитие  фонематического  слуха,  задержанное  формирование  навыков  звукового,  слогового  и  буквенного  анализа  слов,  обеднение  словаря,  нарушение  грамматического  строя.  Любое  нарушение  речи  может  отразиться  на  деятельности  ребенка  в  целом.

          По  мнению  многих  специалистов,  раннее  начало  формирования  правильного  звукопроизношения  помогает  предотвратить  многие  нарушения  речи,  а  также  выявить  у  детей  другие,  более  сложные  речевые  дефекты.

         Речь  ребенка  формируется  в  процессе  общения  с  окружающими  его    взрослыми.  И  большая  роль  в  ее  формировании  принадлежит  родителям.  Если  одна  из  задач  логопеда  -  это  коррекция,  исправление  дефектов  речи  при  неправильном  ее  развитии,  то  родители  должны  заниматься  ее  формированием  при  нормальном  стечении  обстоятельств.  Программа  детского  сада  предусматривает  развитие  всех  сторон  устной речи:  словаря,  грамматического  строя,  связности,  звукопроизношения.  Таким  образом,  воспитание  звуковой  культуры  речи  составляет  часть  системной  работы  по  ее  развитию.  Основные  компоненты  звуковой  культуры  речи  -  это  ритмико-мелодическая  сторона  (интонация)  и  звуки  (система  фонем).  Работа  по  формированию  звуковой  культуры  речи  включает  в  себя  несколько  этапов:

  • подготовительный;
  • появление  звука;
  • усвоение  и  автоматизация  звука  (его  правильное  произнесение  в  связной  речи).

       Два  первых  этапа  включают  в  себя:

  • формирование  слухового  внимания;
  • развитие  мелкой моторики  пальцев  рук  у  детей;
  • усиление  подвижности  артикуляционного  аппарата;
  • уточнение  артикуляции  и  произнесения  звука  или  его  вызывание  по  подражанию.

       В  детском  саду  широко используются  различные  игры  на  формирование  слухового  внимания,  пальчиковые  игры,  сопровождаемые  речевками,  представлена  предметная  среда  для  развития  мелкой  моторики  пальцев  рук.  Но  при  обследовании  детей,  нуждающихся  в  специализированной  логопедической  помощи,  выявляются  слабые  мышцы  пальцев  рук,  дети  не  могут  точно  воспроизвести  заданную  позу,  не  могут  ее  удержать.  Особые  трудности  вызывают  задания  на  смену  пальчиковых  поз,  соблюдения  заданного  темпа  в  движении.

       Подробно  не  останавливаясь  на  анатомических  и  физиологических  аспектах,  рассмотрим  педагогические  причины  таких  нарушений.  Дети  при  проведении  пальчиковых  игр  коллективно  выполняют  движения  неточно,  не  осознают  дискретные  (отдельные)  положения  пальцев,  отвлекающим  моментом  служит  и  речевое  сопровождение  игры.  В  связи  с  этим  целесообразно  также  ежедневно  проводить  пальчиковую  гимнастику,  которая  включает  в  себя  комплекс  отдельных  или  чередующихся  в  определенном  порядке  и  темпе  поз  и  движений  для  пальцев  рук.  Это  позволяет  более  комплексно  развивать  их  мелкую моторику.

        Уточнение  артикуляции  и  произнесения  звука  очень  важно  при  работе  по  развитию  речи.  Оно  позволяет  привлечь  внимание  детей  к  положению  органов  артикуляции,  усилить  кинестетические  и  слуховые  ощущения.  Обычно  этот  вид  работы  проводится  коллективно:  дети  заучивают  и  проговаривают  стихотворения  и  речевки,  насыщенные  соответствующим  звуком  или  включающие  в  себя  звукоподражание.  Такая  форма  действительно  эффективна,  если  звук  появляется  у  ребенка  спонтанно  и  уже  достаточно  автоматизирован  в  самостоятельной  речи.  Если  же  он  еще  не  сформирован  или  процесс  автоматизации  не  завершен,  то  происходит  его  дефектная  фиксация,  что  в  дальнейшем  потребует кропотливой  коррекции.   Поэтому  целесообразнее  совмещать  работу  по  уточнению  положения  органов  артикуляции  при  данном  звуке  с  проговаривание  речевок.  Взрослый  должен  говорить  четко,  выделяя  наиболее  значимые  моменты,  желательно  не  в  быстром,  умеренном  темпе.

          Уточнение  положения  органов  артикуляции  при  произнесении отдельных  звуков  невозможно  без  предварительного  развития  артикуляционной  моторики.  Дети  должны  обладать  элементарными  знаниями  о  строении  ротовой  полости,  о  возможных  движениях  органов  артикуляции.  Со  звуками  речи  детей  знакомят  в  определенной  последовательности,  повторяющей  основные  этапы  становления  детской  речи  при  ее  нормальном  развитии.  Предварительно  необходимо  выполнять  артикуляционные  тренировочные  упражнения,  которые  способствуют  формированию  и  закреплению  правильных произносительных  умений  и  навыков.  Комплекс  такой  гимнастики  нужно  делать  в  группе  и  дома.

          Такая  последовательная  систематическая  работа  создает  благоприятные  условия  для  нормального  развития  звуковой   стороны  речи  дошкольников.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Методическая работа консультация для воспитателей«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум...

Воспитание звуковой культуры речи

Материал о звуковой культуре речи детей. Содержит рекомендации для воспитания у детей звуковой культуры речи....

Воспитание звуковой культуры речи, посредством пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста.

«Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки...

Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников"

Формирование звуковой культуры речи (ЗКР) является актуальной проблемой при работе с современными дошкольниками не только для логопедов. В своей консультации я хочу обратить внимание воспитателей ДОУ ...

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

            Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и пред...

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

       Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм,  тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, н...