Методы воспитания детей дошкольного возраста
консультация по теме

некрасова наталья константиновна

в материале даются советы родителям о том, какие методы можно использовать при воспитании детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Методы воспитания детей дошкольного возраста

(доклад для родителей)

Цель:

  • Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка,  убедить в их целесообразности;
  • Заинтересовать родителей данной темой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Методы активизации родителей:

  • Примеры;
  • Вопросы к слушателям;
  • Ситуации для анализа.

Вопрос к родителям:

  • Разделяете ли вы мнение, согласно которому всё в человеке  начинается с детства?

Хорошо,  если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо  внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать  особенности возраста, причины тех или иных поступков ребёнка.  

В представлении  ребёнка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Например,  он отнял игрушку – значит,  хорошо,  у него  стало на одну  больше. Или, чтобы  доказать  свою щедрость,  ребёнок жертвует папиной  коллекцией.

Можно  привести такой пример. Семья  ждёт  гостей,  взрослые накрывают на стол, а дочка взяла пирожные  и  угостила подружек. На замечания родителей ответила: «Вы же сами сказали, что надо быть  доброй».

Для детей характерно конкретное  мышление, неспособность  к обобщениям. Поэтому малыш часто  обещает не делать то, за что его порицали,  но… в аналогичной ситуации поступает так же. Замечание, сделанное другому ребёнку, он  не относит к себе.  Мы уже замечали такую способность, как импульсивность,  поэтому мотивом  поступка часто является желание.

(предлагаю выслушать примеры,  приведённые родителями)

Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна  быть созидательной, а не разрушительной.  Важно выяснить причину детского проступка. Отрицательное поведение маленького  ребёнка крайне редко носит  преднамеренный характер, поэтому очень важно быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков. Психологи отмечают, что  ребёнок и воспринимает угрозы по- своему – как приглашение к действию,  особенно когда ему говорят: «Вот только сделай (залезь, сорви , тронь  и т.д.) Первая часть фразы трактуется как руководство к действию. Психологи  рекомендуют  использовать метод «активного слушания», т.е. ставить акцент на чувствах и эмоциях своих и ребёнка.  Например,  сказать ему:  «Я переволновалась», «Я горжусь тобой» или «Мне стыдно, обидно…»

Важно отличать шалости от озорства. Шалость  - невинная забава. Ребёнок  в ударе  от избытка чувств,  он  ждёт поддержки  своему настроению, однако если  он не  знает границ в своих шалостях, то они нередко  перерастают в озорство, которое всегда  имеет аморальный оттенок.

Особенно следует сказать о поощрении. Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того,  что  они хорошие и достойны любви.  смысл  этих  слов заключается  в  переживании  удовлетворения,  радости, вызванных признанием  его усилий, стараний, достигнутых результатов. на вопрос воспитателя, как ребёнок реагирует  на поощрение, мама ответила,  что у него вырастают крылья.

Действительно, поощрение вселяет у детей веру  в  себя, вызывает  у  них бодрость, прилив  энергии,  желание поступать хорошо. Жизненный опыт детей ещё  незначителен, они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать  поддержки у родителей.

Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей,  их  отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что  он плохой. Слово  «хорошо» сильно повышает возбудимость  коры головного мозга и активность умственной  деятельности, в то  время как слово «плохо» тормозит условный рефлекс и останавливает ход мыслей. Важна роль  поощрения детских поступков, действий, результатов, нравственных побуждений.

Вопросы:

  • Какие виды поощрения используете вы?
  • Как на них реагирует ребёнок?
  • В чём эффектность  этого поощрения?
  • Ваше отношение к  материальному поощрению?

Виды поощрения:  одобрение, похвала, доверие, предупредительные поощрения.

Прямую похвалу можно  использовать применительно к детям 2-3 лет, т.к. у них нет ещё  ясных представлений  о дозволенном и недозволенном. Необходимо  поддерживать их похвалой.  Дети 5-6 лет  уже имеют опыт  нравственного  поведения, могут оценивать  свои поступки, поэтому по отношению к ним необходимо ограничивать прямую похвалу и чаще использовать методы косвенного воздействия.  Доверие  нужно соизмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но  не всегда так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Говорить «ты неисправим», «тебе нельзя доверять» - значит расслаблять волю ребенка  и замедлять развитие  чувства собственного достоинства. Использовать дополнительные удовольствия и подарки не рекомендуется. Ребёнок привыкнет делать  добро за награду, в дальнейшем взрослые могут столкнуться с его нежеланием, например, идти в аптеку, помогать больным и  т.д. без вознаграждения. Иногда родители не считают  нужным использовать метод поощрения в воспитании, т.к. боятся, что ребёнок «сядет на  голову».

Вопросы к  родителям:

  • Каковы ваши достижения  в  воспитании?
  • За счёт чего  они  получены?

Ситуации  для  анализа.

Воспитатели  нередко слышат от детей  своей группы во время  игры: «Будешь слушаться, куплю это», «Будешь хорошо  кушать, сходим в  магазин и купим…»и т.д. встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя  вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: «А  что  ты мне купишь?»  

Вопросы:

  • Каково ваше мнение о педагогической  ценности подкупа,  задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.

Ситуация: Мамы сидят на лавочке         и разговаривают, к ним  подбегают их  дети и дарят цветы, которые сорвали с  клумбы.  Реакция мам разная.  Одна  мама, понюхав цветок,в восторге сказала : «Какая прелесть, спасибо!»  Другая возмутилась, поругала ребёнка и сказала, чтоб он больше так не делал.

            Вопросы:

  • Какая  позиция мам вам ближе?
  • Почему?
  • Что двигало, по вашему,  поступками детей?

          «Варина мама спрашивает у Марининой мамы:

-Как это  у вас получается, что дочь слушается с первого слова и голоса вы не повышаете? А я вот кричу, бывает и  шлёпну, а толку- чуть!

-Так её с самого раннего детства приучили к спокойному тону, да и в семье у нас никто не кричит друг на друга.

-Ну ведь  бывает, что Марина не послушает? Тогда как?

-Бывает, конечно, не послушает сразу… Прежде всего стараюсь не сердиться на неё. Детские дела и настроение тоже надо уважать. Повторяю  своё распоряжение ещё требовательнее, разъясняю, почему  надо сделать то, о чём её  просят.

-И это помогает?

-Помогает. Крик-то разве лучше вразумляет, чем  настоятельное слово? Разве прибавляет вес к родительскому распоряжению?

-А у  меня без крика не обходится: пока не накричишь на неё, она будто не слышит.  Ну как тут не накричишь?

        Вопросы:

  • Как  реагирует ваш ребёнок на распоряжения  взрослого?
  • Какой  тон преобладает в вашей семье?
  • Чья позиция вам  ближе?

Есть дети,  привыкшие  отзываться  только  на крик.  Но повышенный тон  действует только

до тех  пор, пока ребёнок к нему не привыкнет, потом  это будет всего лишь шумовой  фон. Криками и угрозами  в  воспитании многого не  добьёшься.  Нужно, чтобы ребёнок всегда понимал смысл ваших требований, чтобы они были обоснованными.

          А.С.Макаренко говорил: «Родители  как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своём деловом распоряжении,  а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону».

           Малыш по интонации взрослого, частично по  его  мимике   и жестам,  судит  о  том, хвалят  его или сердятся. Дети различают  интонацию очень рано. Примерно в 5-6 месяцев  ребёнок реагирует именно  на эмоциональную  окраску тона взрослого, и лишь постепенно  ребёнок  начинает реагировать  в первую очередь на смысловое значение слов.  Даже правильный и аргументированный совет, данный безразличным, бесстрастным тоном, очень  слабо действует и  на ребёнка, и на взрослого. Важно  найти правильную  интонацию в разговоре с детьми, в советах и указаниях.  Общий  тон разговора с детьми должен быть  положительным, спокойным, доброжелательным, сдержанным.  В детском саду бывает  и так, что  если воспитатель разговаривает с детьми на повышенных тонах, дети уже не слышат  спокойного тона  и  не реагируют  на него.

          Обращайте  внимание  на свою  интонацию, на то, каким тоном  отдано требование.

           Относитесь  внимательно к поступкам  и  проступкам  детей,  не спешите с наказаниями, окриками. Старайтесь вникнуть в  суть  поступка,  его мотив, не скупитесь на поощрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...

Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"

Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...

Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....

Занятия с песком как эффективный метод развития детей дошкольного возраста

Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно эффективно использовать песочницу для обучения и развития детей....

МНЕМОТЕХНИКА И ЕЁ МЕТОДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения...