Рекомендации для родителей "Развивайте мелкую моторику ребёнка".
консультация на тему

Москалева Ольга Николаевна

Развитие мелкой моторики рук ребёнка, способствует формированию речевых навыков и развитию высших пстихических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мелкая моторика рук 28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

« Развиваем мелкую моторику»

Уважаемые мамы и папы!

Вас, естественно волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, преодолеть имеющиеся недостатки и подготовить ребенка к школе. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики руки тесно связано с развитием речи, мышления ребенка. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет регулярно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В процессе игры развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. В результате освоения пальчиковых игр кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

   Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для создания условий накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  Вас должно насторожить, если ваш ребенок активно поворачивает лист  при раскрашивании. В этом случае умение менять направление линий при помощи тонких движений пальцев заменяется поворачиванием листа, что исключает тренировки пальцев руки. Другой тревожный сигнал, если ребенок рисует слишком маленькие предметы. Как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив дошкольнику нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см ( по образцу). Если ваш ребенок имеет склонность фиксировать кисть, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, либо окружность значительно меньшего диаметра, либо будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

  Если вы сможете освоить с малышом «пальчиковые игры» и уделять им ежедневно несколько минут, то во многом сможете решить  две важнейшие задачи: во-первых, косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное развитие вашего ребенка, во-вторых подготовить его к овладению навыком письма.

  С какого же возраста можно начинать выполнять эти упражнения? В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. Начинать можно с ежедневного массажа (по 2-3 минуты) кистей рук и пальцев:

  • поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
  • разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперек;
  • растирать пальчики спиралевидными движениями.

Далее можно приступать к упражнениям для кистей рук. Затем выполняются условно статические упражнения для пальцев. Потом переходим к динамическим упражнениям для пальцев.

  Самые простые динамические упражнения могут выполнять дети 2-3 лет. Чем же можно заниматься с малышами, чтобы лучше развивать ручную умелость? Например, запускать пальцами мелкие волчки; разминать пальцами пластилин, глину; катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики; сжимать и разжимать кулачки ( при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка: утром он проснулся и открылся, а вечером заснул — закрылся и спрятался); делать мягкие кулачки ( которые можно легко разжать, в которые взрослый может просунуть свои пальцы) и крепкие ( которые не разожмешь); двумя пальцами руки ( указательным и средним) «ходить» по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнения можно выполнять сначала правой, а потом левой рукой: показать отдельно один палец — указательный, затем два ( указательный и средний), далее три, четыре, пять; показать отдельно только один палец — большой; барабанить всеми пальцами рук по столу; махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать «фонарики»; хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе; собирать все пальцы в щепотку ( пальчики собрались все вместе — разбежались); наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку или на собственный палец ( получается колечко или спираль); завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке; застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки; заводить механические игрушки ключиками; закручивать шурупы, гайки; мять руками поролоновые шарики, губку; резать ножницами; складывать матрешку; рисовать в воздухе. Также используются игры с конструктором, мозаикой, кубиками; игры с вкладышами; игры с песком, водой.

   В настоящее время на сайтах интернета можно встретить множество пальчиковых игр, предлагается обширный наглядный и речевой материал, что, беспорно, является значительным подспорьем для родителей. Но при этом следует учесть ряд особенностей при подготовке к проведению игр с ребенком:

  • сначала вам самим нужно освоить упражнение. Для этого внимательно прочитайте инструкцию, которая идет после каждого стихотворения, и выполните движения, которые там описаны;
  • покажите упражнение ребенку, читая при этом стишок к нему, затем попросите выполнить движения вместе с вами;
  • когда ребенок запомнит слова и соответствующие им движения пальчиков, он сможет выполнять движения самостоятельно;
  • хорошо, если ребенок попробует сам придумать новые упражнения к знакомым стихам и потешкам, поощряйте такие попытки, они развивают умение фантазировать.

  Интересные идеи для проведения пальчиковых игр вы почерпнете из книг ( « Развиваем иелкую моторику и координацию движения рук /Светлова И.Е./,  «Гимнастика для пальчиков» / из серии «Золотая коллекция детского сада»/, «Страна пальчиковых игр». Развивающие игры и оригами для детей и взрослых» /М.С.Рузина, С.Ю.Афонькин/ и т.д.)

   Помните, что работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Пусть каждая минута совместных занятий вернется к вам сторицею!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к школе

Для каждого родителя поступление ребёнка в школу - это важный, волнительный и ответственный жизненный этап. Существуют определённые психолого-педагогические критерии готовности ребёнка к школьному обу...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе.

Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе....

Рекомендации для родителей "Как поддержать ребёнка во время подготовки к ГИА"

Рекомендации для родителей "Как поддержать ребёнка во время подготовки к ГИА"...

Рекомендация для родителей "Если ваш ребёнок плохо разговаривает"

Рекомендация для родителей "Если ваш ребёнок плохо разговаривает"....

Советы родителям: "Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребёнка"

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. То есть у большинства детей с проблемами развития речи неверные, некоординированные ...

Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе

 Особенностями адаптации первоклассников нередко к школе являются повышенная капризность, раздражительность, склонность к быстрой утомляемости. Неудивительно — с началом обучения воз...