Выступление для родителей на тему "Профилактика жестокого обращения с детьми с ОВЗ"
материал (11 класс) на тему

Маликова Ирина Викторовна

Выступление для родителей на тему "Профилактика жестокого обращения с детьми с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malikova_i.v._ovz.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Маликова Ирина Викторовна

Профилактика жестокого отношения с детьми с ОВЗ

  Жестокие отношения между детьми в наше время дело обычное. К сожалению, никто не может точно сказать, откуда у детей возникает такая ненависть друг к другу. Проявления жестокости нередки в детском возрасте, однако причины ее, как правило, иные, нежели те, что порождают жестокость взрослых. Насильственные действия в отношениях между детьми могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до нанесения телесных повреждений. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Если ребенок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки (пускай поначалу и вполне объяснимые неведением), то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в более старшем возрасте, несмотря на достаточный запас знаний и способность к самоконтролю. Поэтому с малых лет необходимо пресекать проявления детской жестокости, а главное – активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребенка, который проявил жестокость по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил. Разговор с ребенком на эту тему должен вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий. Дети с ОВЗ нередко бывают, жестоки по отношению друг к другу, поскольку еще не вполне освоили навыки конструктивного общения и сотрудничества. В учреждении часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной жестокостью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки.   Следует отметить, что среди детей, имеющих повышенную агрессивность в поведении, чаще встречаются мальчики, чем девочки. И хотя таких детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность детей группы возрастает. Воспитанники нашего учреждения менее успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и сверстниками, чем дети из семьи. Бросаются в глаза жестокость, неумение признать свою вину, т. е. доминирование защитных форм поведения. Психические и физические нарушения наших детей часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей. Повышенная жестокость детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Однако известно, что у определенной категории детей как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.  Ребенок своим поведением приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

  Повышенная жестокость детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Серьезной ошибкой воспитателей является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями внешности, речи, и т.п.). Задача педагога– формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Отправными моментами деятельности воспитателя в формировании у детей с ОВЗ значения ценности своего существования и ценности существования других людей, понятий добра и зла, милосердия и жестокости являются агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людеймалообразованных,не  умеющих  трудиться,  создавать  семью,  быть  хорошими родителями, гражданами своей  страны,  ведет  к  воспроизводству  насилия  и жестокости в обществе.   Эскалация физического наказания  в  воспитании  имеет абсолютно противоположный  результат  относительно  преследуемой  цели.  ,Они убегают от взрослых, кипя злостью,  а  вовсе  не  раскаиваясь.   Часто  взрослый,  наказывая,  только   унижает   ребенка.   Вы   даете   ему почувствовать беспомощным  и  никчемным,  неспособным  быть  «хорошим».   Надо дать ребенку понять, каковы  результаты  его  собственных  опрометчивых действий,  о  которых  ему  приходится  жалеть.   Любое   другое   наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет».

        Социальная   динамика   современной   семьи   характеризуется    негативными тенденциями, особенно если смотреть на  нее  глазами  детей,  находящихся  в особо  трудных  жизненных  обстоятельствах.  Это  подтверждается  следующими статистическими данными. Стабильно растет  внебрачная  рождаемость,  которая достигла 25,3% детей  от  всех  родившихся.  Тревожной  является  социальная статистика,  констатирующая  эмоциональную  депривацию  детей   и   жестокое обращение с ними.

  В  рамках  этих  кризисных  явлений  укорачивается  период   полноценной   и оптимальной   семейной   социализации,   ослабляется   роль    родительского авторитета, нарушаются  ценности  устойчивой  полной  семьи  как  социальной нормы.  В  целом  это  приводит  к   тому,   что   семья   утрачивает   свой социализирующий потенциал по  выхаживанию  и  воспитанию  детей.  В основе  динамики  семьи,  как  основного  фактора  жестокого  обращения  с детьми,  необходимо  выделить  два  взаимосвязанных  типа   воздействия   на ребенка: семейные отношения (вербальные  отношения)  и  семейное  воспитание (невербальные отношения).

  В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача учителя заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Одной из наиболее эффективных и адекватных форм воздействия  на лиц, склонных к агрессивному поведению, большинством специалистов выделяется поведенческий подход, т.к. непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Одной из форм эффективного моделирования позитивного поведения является игротерапия и сказкотерапия.  

  Одной из важнейших причин, способствующих росту уровня особо тяжких преступлений, аналитики считают  продолжающие нарастать процессы семейного неблагополучия. Как правило, в таких семьях воспитываются дети с нарушением общения, высокой степенью агрессивности и тревожности.

  Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток  негативных переживаний. Причин тому может быть множество.

  Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого.

   Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми. Они заставляют ребенка делать что-то, вызывая у него реакцию протеста.

  Большое значение для проявления агрессивности имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремиться занять лидерское место в группе.

  Агрессивность может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

  Безусловно, если у ребенка замечены проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их, а затем формировать у ребенка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Таков будет алгоритм работы с агрессивным ребенком. Едва ли возможно просто устранить истинную агрессивность, за которой стоит направленность на разрушение. Но этой направленностью можно манипулировать, придавать ей социально приемлемые формы.

  Так можно преобразовать действенную агрессию в вербальную, как менее опасную для окружающих. Вербальная агрессия (в виде замечания за проступки)- это вполне допустимая, социально разрешенная форма агрессии. Еще более приемлемой формой преобразования агрессии является возможность выхода сиюминутной агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, совершать безобидные разрешительные действия.

 При защитной агрессии специалистами рекомендуется, прежде всего, работа по обучению средствам общения и снижение тревожности, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера, душевный комфорт, т.к. за защитной агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

   Погружаясь в мир сказок, поступков сказочных героев, ребенок узнает переживаемые им самим события. А победа добра (светлого начала) обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, что способствует угасанию гнева, злости, коррекции агрессивного поведения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Советы для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

В данной статье приводятся практические советы, позволяющие избежать любого насилия над ребёнком....

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...