Сказкатерапия для дошкольников ОВЗ
консультация на тему

Юрина Ольга Михайловна

Сказкатерапия  для детей с ОВЗ – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказкатерапия для детей – это способ, при котором вы без истерик, ругани и нотаций поможете своему  ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказкатерапия для детей с ОВЗ 454.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетно-дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 102

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

группы компенсирующей направленности №11

«Сказкатерапия для дошкольников ОВЗ»

Учитель – дефектолог:

Юрина О.М.

Сказкатерапия для дошкольников с ОВЗ

Сказкатерапия  для детей с ОВЗ – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказкатерапия для детей – это способ, при котором вы без истерик, ругани и нотаций поможете своему  ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества.

Сказка – ложь, но в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала  все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.п.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развития речи и т.д.

В каких случаях используется сказкатерапия для дошкольников?

Сказкатерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Какие виды сказок используются в качестве материалов для терапии?

Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены цифры и буквы.

 Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержки других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если девочка отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка – трусишка, то можно предположить, что она достаточно застенчивая, спокойная и, возможно, боязлива.

Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и др.

Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок – медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления,  снятия напряжения и возбуждения.

Правила организации сказкатерапии для дошкольников:

  • Простое прочтение сказки  не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;
  • Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;
  • Содержать сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;
  • Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживания конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно  проходить в умственной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;
  • Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с его героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Ребенок часто капризничает?

 

Сказкатерапия поможет вам справить с капризами.

           Для исправления капризного поведения можно можно использовать придуманную родителем историю, где ситуация главного героя очень похожа на ситуацию ребенка.

Это может быть рассказ, но это может быть и сказка, где есть волшебники, феи и другие сказочные персонажи. Придуманные взрослыми рассказы или сказки – это очень щадящий способ воздействия на внутренний мир малыша. В них нет поучений, нет прямых указаний, но тем не менее ребенок получает конкретный опыт, непосредственные переживания, полезные знания.

Можно очень много раз повторять, что капризничать – это плохо, и не получить никакого результата. А можно просто рассказать сказку про малыша, который хотел всегда и все делать по-своему, но из-за отсутствия опыта попадал в разные смешные ситуации. Не исключено, что поведение вашего ребенка изменится в лучшую сторону. Почему? Потому что малыш просто слушает историю! Ему не читают наставлений, его не обвиняют и не принуждают делать что-то против его воли – он просто слушает. Ему ничто не мешает анализировать рассказ, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий.

В этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени  независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа или сказки и понять идею. Он может прослушать рассказ и ничего не изменить в своем поведении – его никто к этому не принуждает. И все-таки ребенок скорее всего, запомнит и применит в жизни то, что услышал. Все новое, что он узнает, воспринимается им как собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если ребенок изменит свое поведение по примеру героя сказки, он сделает так потому, что решил это сам, а не потому, что так велела мама.

Слушая рассказ или сказку, ребенок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой – не забывает о том, что герой сказки – это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в подобные ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.

Ребенок избавляется от чувства, что он один на свете такой упрямый и не ладит с родителями. Такое успокоение укрепляет в нем уверенность в себе и помогает строить отношения с окружающими людьми.

Конечно, многое в этом процессе зависит от родителей. Потребуется проявить фантазию. Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка в той или иной ситуации? Именно так и поступить вымышленный герой, очень похожий на вашего малыша! Ваша цель – не создать высокохудожественное произведение, а показать ребенку разные способы взаимодействия между людьми. Умение интересно рассказывать вам тоже не помешает. Но если вы все перепутаете или что-то забудете, ребенок переспросит, уточнит или сам добавит то, что вы пропустили. От этого ни у него, ни у вас настроение не испортится и польза не уменьшится!

Вам предлагаются две сказки. Взяв их за основу, вы сможете само сочинять истории, подходящие именно для вас, где ребенок узнает себя, но увидит, что поведение героя отличается от того, как обычно ведет себя малыш в похожих ситуациях. Вначале рассказа надо добиться того, что вы описываете, заставить малыша сопереживать герою. Пусть герой имеет такие же сильные и слабые стороны характера, как ваш малыш. Это сходство поможет ему отождествить себя с главным героем.

Сюжет сказок или рассказов будет примерно такой. Сначала у главного героя не складываются отношения со взрослым, потом что-то случается (приходит Фея, добрый Волшебник, приезжает из деревни бабашка, которые подсказывают, что надо делать, или совершают волшебство), и главный герой начинает в привычных ситуациях поступать не так, как раньше.

Не стоит говорить сложно. Говорите на языке, понятном малышу. Используйте юмор во время рассказа.

Чем больше будет смешных моментов –тем лучше. Юмор является эффективнейшим средством снятия напряжения, с его помощью часто можно предотвратить назревающий конфликт!

Сказка про Павлика и доброго волшебного Зайца.

Я расскажу тебе сказку про Павлика. Павлик такой же мальчик, как ты. Это умный и здоровый ребенок. Он умеет рисовать машины, прыгать на одной ноге, играть в футбол и ездить на велосипеде. Живет он с папой и мамой в большом доме на третьем этаже. Павлик утром встает, завтракает и идет с мамой гулять на детскую площадку. После прогулки он обедает и спит. После сна опять идет гулять с мамой. Когда они возвращаются, папа часто встречает их возле дома, и они гуляют втроем. Потом все вместе ужинают. Вечером Павлик  всегда находит  себе какое – нибудь интересное занятие! Хорошо и дружно живут папа, мама и Павлик!

Но недавно Павлик и мама перестали понимать друг друга. Если заходят в магазин, где продают продукты, они ссорятся. Павлику там много чего нравится, а мама не каждый раз покупает то, что он просит. Павлик злится на маму, когда она отказывает ему в просьбе, и начинает плакать. Если он плачет долго и сильно, она покупает. Но иногда, бывает, нашлепает.

Как-то Павлик и мама ходили в игрушечный магазин, чтобы купить кубики с буквами. Там было много всяких машинок, которые понравились Павлику. Он стал просить машинку. А мама не купила! Павлик не хотел уходить из магазина без машинки, он плакал, кричал и упирался ногами, хватался за прилавок руками.

Но мама все равно не купила машинку. Она очень рассердилась на Павлика, а вечером пожаловалась папе, что Павлик капризничал. Папа расстроился и после ужина не стал играть с мальчиком. Весь вечер Павлику было скучно. Посмотрев передачу «Спокойной ночи, малыши!», он лег в свою кроватку. Павлик на минутку закрыл глаза, а когда открыл, то увидел, что на коврике посреди комнаты сидит большой игрушечный заяц и улыбается ему. Мальчик удивился и спросил:

- Ты кто?

- Я Добрый Волшебный Заяц! – важно ответил зайчик. – А ты?

- Я Павлик.

- Павлик, ты почему такой грустный?

- Мне мама не купила машинку в магазине. Я плакал на весь магазин, но она все равно не купила.

- Бедный Павлик! У тебя нет ни одной игрушечной машинки! – с жалостью в глоссе сказал Заяц. Павлику стало смешно, потому что у него их очень много.

- Ну что ты! Посмотри, сколько у меня машинок!

- Тогда зачем же ты орал на весь магазин?

- Я хотел новую.

- Новую? Разве эти уже все старые? – удивился Заяц.

- Нет конечно. Просто хочется новую! А когда я чего-нибудь хочу, мама говорит, что я капризничаю! – сказал Павлик.

- А тебе хочется быть капризным? – спросил Заяц.

- Нет, конечно, - ответил Павлик.

- Я очень мудрый Заяц! Я научу тебя, что делать! – И научил. Только они говорили шепотом, и никто, кроме них, не слышал этого разговора.

Когда в следующий раз мама с Павликом пошли а игрушечный магазин за подарком на день рождения соседской девочки Наташи, Павлику опять захотелось новую машинку. Он попросил маму:

- Мама, купи мне, пожалуйста, машинку!

- Нет, Павлик! – ответила мама. – У тебя очень много машинок. Купим в следующий раз.

Павлик только собрался заплакать, но вспомнил, что говорил Заяц. Добрый Волшебный Заяц сказал, что, прежде, чем заплакать, надо подумать. Павлик стал думать. И думал он вот так: «Мне хочется новую машинку. Мама не хочет ее покупать. Что мне делать? Плакать или не лакать? Нет! Не буду плакать! У меня на самом деле много машинок. Мама сказала, что купит в следующий раз! Я подожду.» Затем Павлик спросил: «Мама, а в следующий раз ты точно купишь?»

«Да!» - ответила мама. Павлик не стал плакать и расстраиваться. Чего расстраиваться-то? Они снова скоро придут в магазин, и мама точно купит ему машинку! Он и со старыми машинками поиграет! Пока мама искала подарок Наташе, Павлик выбирал машинку, которую они купят в следующий раз. У него было прекрасное настроение, он был очень доволен и горд собой: «Вот какой он уже большой и некапризный мальчик! Умеет терпеть и ждать!»

За ужином мама рассказала папе, какой Павлик молодец – совсем не капризничал в игрушечном магазине.

На другой день мама и Павлик зашли в магазин за продуктами. Павлику захотелось жевательных конфет. Он попросил маму купить их. Мама сказала: «Нет, Павлик!. От них у тебя живот болит». Вместо того, чтобы упрашивать маму, Павлик стал думать, как научил его Заяц. Да, очень хочется ему этих конфет. Но мама права – у него в прошлый раз болел живот. Что делать? И Павлик придумал. Он подошел к маме и сказал: «Мама, купи мне пожалуйста, что-нибудь вкусненькое и полезное.» Мама немного подумала и спросила: « Тебя устроят персики?» Павлику, конечно, больше нравятся жевательные конфеты, но зато от персиков живот не болит. Купили персики. Из магазина  вышли оба в хорошем настроении. Мама опять похвалила Павлика, да и он сам знал, что научился договариваться с мамой. Спасибо Доброму Волшебному Зайцу!.

После чтения сказки можно задать вопросы:

  1. Как ты думаешь, о чем это сказка?
  2. Понравился ли тебе Павлик?
  3. Чему научил Павлика Добрый Волшебный Заяц?
  4. Что было бы, если бы Добрый Волшебный Заяц не научил Павлика поступать по-другому?

Сказка про девочку Арину

        Я расскажу тебе сказку про девочку, которая похожа на тебя. Ее зовут Арина, и живет она в таком же доме, как наш, с папой, мамой и бабушкой, как и ты. У нее такие же светлые волосы, как и у тебя, и синие глаза. Она так же, как и ты, много времени проводит с бабушкой. И происходило у них в семье вот что.

        - Арина, идем гулять! – говорит бабушка.

        - Не хочу! – отвечает Арина.

        Бабушка уговаривает, расстраивается, опять уговаривает,  а Арина молчит, даже не говорит бабушке ничего и продолжает играть со своими куклами. Наигравшись, она идет одеваться. А времени для прогулки совсем мало остается! Чуть-чуть погуляли, и уже пора идти домой обедать!

        - Арина, идем домой! – говорит бабушка.

        - Не хочу!

        Бабушка уговаривает, расстраивается, опять уговаривает, а Арина молчит, даже не говорит бабушке ничего, а продолжает качаться на качелях. Наигравшись, она идет домой.

        Дома бабушка говорит:

        - Арина, иди кушать!

        И опять все повторяется. Арина не слушается, делает, что хочет.

        Но как-то вечером бабушка сказала, что она пригласила Фею, которая умеет превращать капризных детей в покладистых и послушных.

        Арина подумала, что бабушка шутит. Однако утром, когда Арина только проснулась, пришла Фея, коснулась руки девочки  волшебным перышком  и сказалаа6 « Твоя бабушка тебя очень любит. ЕЕ расстраивает, что ты ее не слушаешься. Я хочу ей помочь. Я коснулась тебя перышком, Дети, которых я коснулась перышком, становятся послушными и умеют договариваться со своими бабушками!» Фея вышла из комнаты, а в комнату вошла  бабушка.

        

- Бабушка, ты проводила Фею?

        - Какую Фею? Я никого не видела.

        - Ты сама мне вчера говорила, что сегодня придет Фея! Она приходила!

        -Я никого не видела. В вчера я просто пошутила! – улыбнулась бабушка.

        Арина догадалась, что Фея не стала показываться бабушке. Ну и ладно.

        - Арина, вставай, завтрак готов! – сказала бабушка.

-«Не хочу!» - хотела ответить Арина, но вспомнила, что теперь она заколдована Феей.

        -Встаю, бабушка! – сказала она, вскочила с постели и побежала умываться.

        Вместе очень дружно позавтракали. Бабушка стала мыть посуду, а Арина пошла рисовать.

Прибравшись на кухне, бабашка сказала:

- Арина, пойдем гулять!

- Бабушка, я дорисую и скажу тебе об этом, и мы пойдем гулять, хорошо? – сказала Арина. Бабушка согласилась, подождала, пока Арина дорисует, и они пошли гулять. Погода была хорошая, на детской площадке было весело, Арина и бабушка гуляли долго. И вот бабушка сказала:

-Арина, пора домой!

- Еще немного, бабушка! – попросила Арина.

- Хорошо! Еще пять минут! – разрешила бабушка.

Через пять минут они пошли домой. У обеих было прекрасное настроение! С аппетитом пообедали, и Арина легла спать. Бабушка в это время обычно моет посуду, а потом читает свои журналы, но сегодня она предложила почитать Арине сказку перед сном! Вот как хорошо быть послушной: и самой приятно, и бабушке!

После чтения можно задать вопросы:

  1. Как ты думаешь, о чем сказка?
  2. Понравилась ли тебе Арина?
  3. Что сделала Фея?
  4. Изменилась ли Арина?
  5. Что было бы, если бы Фея не научила Арину поступать по-другому?
  6. Почему бабушка предложила Арине почитать книжку?

Заключение:

- Реализуя аналитическое направление в занятиях с элементами сказкотерапии решаются следующие вопросы:

- дети стали более внимательными;

- развивается воображение и фантазия;

- развивается развитие речи детей, активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи;

- идет накопление опыта общения со взрослыми и сверстниками;

- дети овладевают анализом положительных и отрицательных поступков, учатся отличать хорошее от плохого;

- используя музыку в занятиях с элементами сказкотерапии, дети овладевают навыками определения эмоционального содержания сказки, настроения героев;

- учатся воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями;

- научились имитировать движения под музыку, передавать образы животных, птиц, насекомых;

- продолжаем учить детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить;

- продолжаем воспитывать с помощью сказкотерапии духовно-нравственные качества;

- родители прислушиваются к советам педагога, стали больше читать детям сказок, беседовать с ними.

Планы на будущее.

Результаты работы показали необходимость продолжать проводить игры –занятия с элементами сказкатерапии.

Я планирую в дальнейшем использовать сказкотерапию не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах, включать их в праздники, развлечения, привлекать родителей этой новой форме работы с детьми.

Необходимо убедить родителей в значимости элементов сказкотерапии, показать, какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в его эмоциональном, познавательном и двигательном развитии.

Необходимо создать библиотеку, фонотеку психотерапевтических и психокоррекционных сказок, которые помогли бы детям избавиться от агрессивности, драчливости, от  страхов, от боязни темноты, от жадности.

Привлечь родителей для изготовления атрибутов и оборудования по русским народным сказкам.

Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по введению сказкатерапии в педагогический процесс.

Литература:

  1. Боеслав Г.М. Эмоциональные процессы – Рига 1984
  2. Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы
  3. Запорожец А.В.  Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада – М. 1985
  4. Зинкевич –Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству., «Основы сказкатерапии», «Практикум по сказкатерапии», «Теория и практика по сказкатерапии», «Формы и методы работы со сказками» - М «Лабиринт» -2009.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей -  Екатеринбург, 2004
  6. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблема диалога – М, 2002г.
  7. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников»
  8. Поляк  Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок. СПб, 2001 г.
  9. Русанова В.Л. Занимательные задачи сказочного характера. Начальная школа 1987, №4
  10. Стрелкова Л.П. Роль игры – драматизации в развитии эмоций у дошкольников – М  1987 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с дошкольниками в области изобразительной деятельности. нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками.

Творчество появляется тогда, когда сам педагог готов эксперементировать, искать, удивляться всему новому, творчески развиваться....

проект сказкатерапия 2 младшая группа

проект "Сказка своими руками" 2 младшая группа сказкатерапия...

Сказкатерапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. ...

Коррекционно-развивающее занятие . Сказкатерапия "Теремок"

Коррекционно -развивающее занятие для обучающихся 1- 4 классов . Сказкатерапия ( по сказке "Теремок")...

Занятия направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста средствами сказкатерапии, изотерапии, библиотерапии, музыкотерапии

Для наиболее эффективного развития мышления на занятиях для детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды арттерапии, как: (музыкотерапию, изотерапию, сказкотерапию, библиотерапию) и и...

Сказкатерапия – один из видов здоровосберегающих технологий (для работы в психологическом клубе для детей)

Сказкотерапия Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказ...

Мастер класс "Сказкатерапия"

Терапевтическая сказка- сказка благодаря которой происходят происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка....