Сенсорные игры как средство коммуникации с аутичным ребенком
консультация на тему

Сенсорные игры как средство коммуникации

с аутичным ребенком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_igry.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорные игры как средство коммуникации

с аутичным ребенком»


        Что такое аутизм? Аутизм – это снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникаций и социальному развитию. Синдром раннего детского аутизма впервые описан в 1943 году. Это особое раннее нарушение психического развития ребенка. РДА – ранний детский аутизм, проявляющийся до 3 лет. РАС – это расстройства аутистического спектра. 

Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками. Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Взрослые называют это период - "везде лезет". Но, осознавая значимость происходящего для развития, поддерживают ребенка в его исследовании мира, мирясь с беспорядком в доме и испорченными предметами.

Однако при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И хотя освоение окружающего предметного мира продолжается, на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей. Этот интерес находит свое отражение и развитии прежде всего в сюжетно-ролевой игре.

Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит по-иному. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха, отстраненности от людей.

И здесь можно выделить следующие закономерности.

Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Развивая эту мысль, предположим, что для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. При этом часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц. Рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.

Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, – пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т. п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций.

В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик. Приходилось наблюдать, как ребенок с синдромом аутизма увлеченно пытался согнуть приборы из кукольной посуды, но не использовал их по прямому назначению.


Признаки проявления аутизма:

  • Трудности установления контакта, взаимодействия не только с чужими людьми, но и с родными.
  • Стереотипность поведения связанная с напряженным стремлением сохранить привычные условия жизни.
  • Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни.
  • Поглащённость однообразными действиями, моторными и речевыми: раскачивания, взмахи руками, кружение вокруг себя и др.
  • Особая характерная задержка и нарушение развития речи: мутизм, эхолаличность, стереотипные фразы, штамповая речь, отсутствие мимики и жестов, не задает вопросы сам и не отвечает на обращение к нему, в речи не использует личные местоимения.
  • Манипуляции с предметами: извлечение звуков (стучат, трясут); оральные пробы (облизывают, грызут предмет, могут есть несъедобные вещества); страстное желание завладеть каким-либо предметом, отказ действовать с предметом в соответствием с функциональным назначением (копают ложкой, причесываются вилкой).
  • Основной мотив манипуляции с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства. 

Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком: создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия.

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

  • переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка; 
  • возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка; 
  •  получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире; 
  • внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Особенности сенсорных игр:

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание):

  • слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
  • тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
  • двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений ходьба, бег, танцы);
  • обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
  • вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда). 

Виды сенсорных игр:

  • Игры с красками
  • Игры с водой
  • Игры с крупами и сыпучими веществами
  • Игры с пластичными материалами
  • Игры со звуками
  • Игры с движениями и тактильными ощущениями 
  • ….и другие

Если вам удастся наполнить мир аутичного ребёнка светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей его на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника.


Сенсорные игры:


Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр.

  • Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия, либо выражает протест, не настаивайте.
  • Не останавливайтесь, если видите, что ребенку игра понравилась, но он остается в пассиве, комментируйте свои действия, так, словно вы играете с ребенком.
  • Предлагайте новое постепенно и маленькими порциями.
  • Если игра понравилась ребенку и он требует её повторения не противьтесь его просьбам.
  • Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желания ребенка, вашей фантазии и вашего педагогического чутья.
  • Если во время игры ребенок заговорил штамповыми фразами, улыбнитесь, повторите её за ним. Это вызовет больше доверия к вам.
  • Если ребенок стал неадекватно вести себя во время игры, переключите его на стереотипную игру. 

ВИДЫ СЕНСОРНЫХ ИГР:

1. ИГРЫ С КРАСКАМИ

-СМЕШИВАЕМ КРАСКИ. Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего -фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

- КУКОЛЬНЫЙ ОБЕД.  Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе…

Можно затеять игру в "Ресторан" или "Кафе", учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете - посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству "гостей". Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

2. ИГРЫ С ВОДОЙ

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только купаясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; заглянуть в лужу на асфальте и попробовать разглядеть в ней свое отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги...

Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Поэтому полезно посещать бассейн: ребенок не только учится плавать, закаляет здоровье, но и может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

С учетом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру терапевтическую (см. с. 45).

Предлагаем следующие варианты игр с водой.

- ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую.

- ОТКРЫВАЙ! - ЗАКРЫВАЙ!. Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!" Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!" В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

- ФОНТАН. Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.

- БАССЕЙН. Наполнив таз водой, организуйте игру в "бассейн", где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: "Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!"

3. ИГРЫ СО СВЕЧАМИ

Приготовьте набор свечей - обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта.

- ПОДУЕМ НА ОГОНЕК. Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: "Смотри, свечка горит - как красиво!" Помните, что ребенок может испугаться - тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: "А теперь подуем… Сильнее, вот так - ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок". Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

- ГУЛЯЕМ В ТЕМНОТЕ. Оставьте маме "задание на дом": когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь.

- РИСУЕМ ДЫМОМ. Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом: "Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?" Затем подуйте или сделайте несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.

- ПРАЗДНИК НА ВОДЕ. Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей - в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

4. ИГРЫ СО СВЕТОМ И ТЕНЯМИ

- СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный "зайчик" прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда неспеша отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре - предложите поймать убегающего "зачика". Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь "ловить" пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: "Пойматю-поймаю! Какой шустрый зайчик - как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!" Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.

- ТЕНИ НА СТЕНЕ. Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Ребенок может испугаться, так что пробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в детской комнате. В случае испуга страх ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.

- ТЕАТР ТЕНЕЙ. Можно придумать несложный сюжет и организовать целый "театр теней", для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

5. ИГРЫ СО ЛЬДОМ

- ЛЬДИНКИ. Пусть мама заранее приготовит лед: вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: "Смотри, как водичка замерзла - стала холодная и твердая". Погрейте кусок льда в ладошке: "Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая - давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает - это лед тает и снова превращается в воду".

- ТАЕТ ЛЬДИНКА. Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы "чай быстрее остыл". Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает; "Ах, какой холодненький сок!"

- РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕД. Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.

- ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ. Замораживайте воду не только в специальных формочках. Используйте также пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Используйте их как конструктор - выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите изо льда ледяную пирамидку или домик.

6. ИГРЫ С КРУПАМИ

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.

- ПРЯЧЕМ РУЧКИ. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: "Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?"

Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

- ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ. Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

- ВКУСНАЯ КАШКА. Добавив в манную крупу воды, сварите "кашку" для куклы, а затем покормите ее.

Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой.

Можно из круп "приготовить" другую еду для кукол - например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится "шоколад с орехами".

- РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ. Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: "Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту".

7. ИГРЫ С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (ПЛАСТИЛИНОМ, ТЕСТОМ, ГЛИНОЙ) 

Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте экологически чистый неароматизированный пластилин естествстшых цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. При этом не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Тем не менее, опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится.

Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:

- Мнем и отщипываем. Приготовьте брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. В следующий раз предложите ребенку кусочек теста, затем - глину. Обратите внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами. 
- Надавливаем и размазываем. Научите ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в результате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) мы получаем пластилиновую линию. 
- Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Покажите ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или большим и средним), если кусок пластилина маленький. Поначалу действуйте руками ребенка (если он не станет сопротивляться). Затем предложите малышу попробовать делать это самостоятельно. Обычно выполнение этих простых приемов, особенно раскатывание, не вызывает больших сложностей у ребенка. 
- Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.

После того как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы. Например, когда "лепим пирожки", мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.

- ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНКИ. При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные "картины" из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин - это "травка", отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их - получилась "полянка с ягодками". Таким же способом в синем пруду поплывут "золотые рыбки", а на голубом картоне появится желтое пластилиновое "солнышко" с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина -получился "салют". А если к картонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся "конфетки на тарелочке".

8. ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

- ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ. Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

- ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!. Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

- НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ. Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, - пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.

Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

- СВИСТУЛЬКИ. Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки - погремушки, свистульки, пищалки и т.п.

9. ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ И ТАКТИЛЬНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваш нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность), или же снял кофточку и словами "Больно, болит!" выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону.

Если это произошло, то в занятиях становится возможным проведение таких игр:

- ТОРМОШЕНИЕ, ВОЗНЯ. Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п.

- ДОГОНЮ-ДОГОНЮ, ПОЙМАЮ-ПОЙМАЮ. Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот - пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т.к. требует от него большей активности и произвольности действий.

- ЗМЕЙКА. Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: "Уползает, уползает змейка! Скорее догони!" Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

- САМОЛЕТИКИ.  Покружите ребенка в воздухе - "Полетели, полетели!", затем опустите на диван или на пол-"Приземлились..."

Такие и подобные игры полезны еще и тем, что ребенок сможет выплеснуть накопившиеся у него эмоции это придает подобным играм терапевтический зффект . А от взрослого потребуется больше эмоциональности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Театральная игра как средство коррекции и развития ребенка с нарушенными слуховыми возможностями "

Данная статья поможет начинающему педагогу организовать правильно досуг ребенка с нарушением слуха...

Использование сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком

Сенсорные игры являются эффективным средством  для установления эмоционального контакта  с аутичным ребенком при условии ориентации на его структуру уровневой эмоциональной регуляции и...

Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание  атмосферы  радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного  общения со сверстниками....

«Игра – эффективное средство развития и воспитания ребенка в условиях организации дополнительного образования»

В работе рассматривается одна из актуальных тем – роль игры в образовательном процессе младших школьников. Автор выделяет педагогическую сущность и воспитательные функции игровой деяте...

Подвижная игра-как средство всестороннего развития личности ребенка.

Поможет разъяснить о важности подвижных игр в развитие ребенка...

Использование вербальных и альтернативных средств коммуникации в обучении общению ребенка с РАС

В презентации описаны этапы и методы работы учителя-дефектолога по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра....