Статья "Утрата семейного воспитания в современном обществе"
статья на тему

Санникова Наталья Владимировна

В статье выражено мнение автора на современное воспитание, представлено изменение взглядов на воспитание в течении нескольких лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Утрата семейного воспитания в современном обществе

В допетровские времена образование носило в большинстве своем семейный характер. Дети дворян, а тем более крестьянские получали образование в стенах дома, при помощи родителей, старших братьев или сестер, гувернеров. Жизнь ребенка в семье подчинялась законопослушанию родителей, строгой дисциплине, сочетанию этического и этикетного, следованию жесткому распорядку дня. Существовал ранний подъем, определенный спектр занятий, дел по дому, прогулки. Большое внимание уделялось православному воспитанию.Завтраки, обеды, ужины проходили чаще всего за семейным кругом. Причем эта особенность тоже несла свой определенный уклад. Даже в моей семье, приезжая к бабушке, частично соблюдались принципы организации обеда. Например: нельзя было сесть за стол, пока не сел и не взял в руки ложку дед (старший мужчина в доме).

В эпоху Петра I (1682-1725) стали складываться новые взгляды на образование и воспитание. С появлением общественного воспитания возникла проблема соотношения семьи и школы в вопросах воспитания и образования детей[1].

Существовало много споров о том, что несет более главную и весомую роль в воспитании и образовании детей… Семья или школа?

Решительным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернеров являлся английский философ XVII века Джон Локк. Первейшая цель воспитания, по Локку, – добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя добиться в школе: школа – «сколок с общества», а общество таково, что воспитывает людей безнравственных. Мнения, что воспитывать детей должны сами родители, также придерживался Французский просветитель XVIII века Жанн Жак Руссо[1].

Французский философ XVIIIвека Клод Адриан Гельвеций, английский социалист-утопист XIXвека Роберт Оуэн отдавали предпочтение школьному воспитанию.

Встречались и педагоги, философы которые поддерживали точку зрения о параллельном существовании семейного и общественного (школьного) воспитания. К таким относятся: швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, Александр Иванович Герцен.

После революция 1917 года произошел переход на государственно-общественную заботу о детях. Женщины получили права получать образование, работать по профессии и в результате оставалось меньше времени на воспитание детей.

По моему мнению, не смотря на то, что Надежда Константиновна Крупская, Антон Семенович Макаренко затрагивали важные вопросы семейного воспитания: просвещение родителей и популяризация литературы для родителей по вопросам воспитания детей, единство требований к детям со стороны взрослых, создание определенного стиля семейной жизни и семейного воспитания, в обществе происходило все более глубокое удаление от семейного воспитания [2].

Дальнейшая потеря роли воспитания в семье произошла в послевоенные годы, когда часть семей остались без кормильца, часть детей полностью потеряли родителей и близких. Дети воспитывались в детских домах, школах интернатах.

Также на потерю семейного воспитания в современном обществе, по моему мнению, повлияло развитие научного прогресса и стремление заработать. В семье все больше стали исчезать трудовые обязанности детей, родители (мамы) все реже остаются дома. Происходит перегруженность работой женщин, на плечах которых всегда был семейный очаг. Дети и родители все меньше встречаются, общаются, обсуждают происходящие события, в результате общение в семье происходит на бытовом уровне. Низкая рождаемость тоже породило потерю семейной традиции, заботу старших о младших.

В 2012 году правительство Российской Федерации обратило внимание на проблему семейного воспитания и отразило в законе. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ статьей 17 предусматривает одной из форм получения образования, предусматривает семейное образование. Статья 44 предусматривает, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка[3].

В семейных отношениях ребенок усваивает первые обязанности перед обществом, приучается к труду. «Создайте раньше материал нравственности, а потом ее правила», – советует Ушинский родителям.

Считая, что семейное воспитание является очень важным в развитии ребенка и утраченным в современном обществе, я включаю в свою работу разнообразные формы взаимодействия с родителями. На родительские собрания я приглашаю детей, чтоб совместно обсудить наболевшие проблемы, показать и открыть мир его ребенка со стороны.

Родители с большим интересом увлеклись работой над проектом «Моя семья и её традиции», где не просто надо было составить свое родословное дерево, но и проследить за семейными традициями в течение нескольких поколений.

В ходе реализации проекта «Давайте познакомимся» дети узнавали о своих родителях, о месте их работы, специальности, как происходило воспитание в их семьях. Фактом остается то, что большинство детей ничего не знают о своих родителях, бабушках, дедушках.

Результатом развития семейных отношений стало постоянное участие родителей в совместных поездках с детьми, выступление родителей на праздниках, концертах.

Трудно найти грань между семейным и общественным (школьным) воспитанием, но и нельзя отрицать какой - то из видов воспитания, терять традиции и уклад общественных отношений. В своей работе необходимо опираться на положительные традиции семейного воспитания, использовать (если такое есть) теплоту и сердечность семейных взаимоотношений, или возрождать в семье данные качества. Положительных результатов в воспитании детей можно достигнуть только при согласованности действий, единственности целей семейного и общественного воспитания.

Список использованных источников

  1. https://studfiles.net/preview/5911107/page:6/ Семейное воспитание XVII – начала XX веков.
  2. http://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogikaСовременное воспитание в России на современном этапе.
  3. http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Родительское собрание в 6-м классе "Семейные ценности в современном обществе"

Родительское  собрание  представлено  консектом  и  презентацией  к  собранию....

Родительское собрание в 6-м классе "Семейные ценности в современном обществе"

Родительское  собрание  представлено  консектом  и  презентацией  к  собранию....

"Семейные ценности в современном обществе"

"Семейные ценности в современном обществе"...

Родительское собрание в 7-м классе «Семейные ценности в современном обществе»

Родительское собрание в 7-м класе«Семейные ценности в современном обществе»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ"

Вид: родительское собрание (с привлечением учащихся класса)Форма проведения: круглый стол, с элементами игры; практикумТип: интеллектуальная игра (2 команды родителей и 2 команды учащихся)Цель:...