Родительское собрание на тему: "О роли семьи в трудовом воспитании школьников"
методическая разработка на тему

Формирование у родителей отчетливых представлений о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей  в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: "О роли семьи в трудовом воспитании школьников"

Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей  в семье.

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства.  Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

     «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

    (  Ушинский  Константин Дмитриевич )  

Семья является естественной, самой благоприятной средой, в которой формируется  отношение ребенка ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду.

Основы трудового воспитания закладываются именно в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Все замечали, что дети 2-3 лет, произнося фразу «Я сам», пытаются, что- то помочь, но нам  не хватает терпения и времени дать им такую возможность. Когда дети подрастают, то все чаще можно услышать: А почему я? Я не хочу.

Ребенок, видит что все работают и он хочет участвовать в коллективном труде.

 Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его –это  основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

     Учителя, работающие с первоклассниками, отмечают необходимость преемственности в трудовом воспитании дошкольников и младших школьников. Без устойчивой привычки к труду в дошкольном возрасте, которая должна быть сформирована, первокласснику сложно войти в учебную, трудовую жизнь класса. Зато дети, которые в дошкольном возрасте были приучены к самообслуживанию, другим видам посильного труда, охотнее и быстрее овладевают умением самостоятельно выполнять учебные задания в школе и дома, умеют обслужить себя, бережно обращаются с учебными принадлежностями; они организованнее, ответственнее, отзывчивее, более приспособлены к жизни в коллективе.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела - не перечислить, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучить детей к выполнению домашних дел необходимо  потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это не такие уж сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять.

Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней - привычку заботиться о близких, формируя, тем самым, благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни - я сделаю сам ".

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

 Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

В своей работе мне пришлось столкнуться с тем, что дети 9-11 лет не умеют выжать тряпку, помыть доску, парту, работать веником. Я провела анкетирование детей, где использовала вопросы:

1. Помогаешь ли ты дома?

2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?

3. Охотно ли ты их выполняешь?

4. Поощряют ли тебя за это родители?

5. Наказывают ли тебя за невыполнение поручения? Как?

  Что же отвечают школьники?

1 . Помогают-100%

2. Поручения есть у 72% опрошенных, какие – «привозить траву, вечером справляться, баню топить, кормить хозяйство, мыть посуду, убираться по дому, помогаю отцу, разное»; 28%-ответили «нет»

3. Охотно выполняют поручения – 50%, нет – 18%, когда как, не всегда - 32%.

4. Поощряют -70% опрошенных, нет – 7 %, иногда, когда как – 23%.

5. Не наказывают -83%, да ругают -7%, иногда-10%.

Большинство детей нашей школы  всё-таки любят трудиться!

Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу,  постороннему человеку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрасте. В процессе повседневного общения со взрослыми подростки перенимают его отношение к труду, которое наблюдают в совместной трудовой деятельности с ними. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбие. И наоборот. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствие детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности  родителей, но и к труду вообще. Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то с течением времени она у него исчезает.

   В семье, где правильно организовано хозяйство, трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные – поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка - у младших подчинение семейной традиции.

        В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности.

 

Трудовое обучение и воспитание в нашей школе является приоритетным. Дети приобщаются  к сельскохозяйственному труду, через похождение практики, участию в мероприятиях проводимых школой по программе воспитания и социализации, это участие в акциях по благоустройству территории школы и памятных мест  сельского поселения. На уроках технологии ребята учатся шить, вышивать, вязать, технологии работы с бумагой, тканью т. д.

Необходимо заметить, что в педагогических публикациях часто подчеркивается: если детей правильно воспитывать, то даже самый непривлекательный и тяжелый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Но как это сделать?  К сожалению, на этот вопрос редко дается обстоятельный ответ. Особенно нелегко ответить на него сейчас, когда в нашей стране произошли радикальные изменения. Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным.

      Уважаемые родители!

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей. У каждого ребенка должны быть свои посильные для него обязанности.

3. Не скупитесь на благодарность и похвалу, если ребенок хорошо трудился.

4. Не прибегайте к наказанию трудом. Не наказывайте ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дайте ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.

5.  Не применяйте освобождение ребенка от каких-  либо трудовых поручений, обязанностей, как форму поощрения.

6. Учите ребенка ценить и уважать свой и чужой труд. Приучайте его к порядку и бережливости.

7. Воспитывайте у детей уважение к любому труду.

8. Тактично оценивайте результаты труда ребенка, поощряйте старания.

9. Добивайтесь, чтобы ребенок выполнял начатую работу до конца: «кончил дело – гуляй смело»

10. Никогда не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам.

11.  Рассказывайте ребенку о своей работе и товарищах по работе.

                                         

Наша задача учить детей любить трудиться, формировать личность, умеющую преодолевать трудности и добиваться результатов на пути к цели, учить детей ценить жизнь и приносить радость людям, это и есть основа нравственности, подготовка их к самостоятельной жизни.

Помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.

Дорогие родители,  пусть ваши дети растут  трудолюбивыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Проблемы семейного досуга. Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного окружения. Об этом и пойдет речь в предоставленном материале....

Классное родительское собрание в 8 классе "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка"

Разработка родительского собрания содержит материал, главными целями которого является:1)   познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие ...

Роль семьи в трудовом воспитании подростка

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она является его подвижной ячейкой. Для каждого человека семья – начало начал....

Статья "Роль семьи в физическом воспитании школьников"

В совместных семейных занятиях физкультурой кроются огромные возможности и для повышения воспитательного потенциала семьи, улучшения отношений родителей с детьми [5]. Физкультура и спорт раскрепощают ...

Конспект родительского собрания в старшей группе "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Основная цель данного мероприятия - учитывая  особенности взаимоотношений родителей и их детей, помочь определить основные правила семейного воспитания....

Родительское собрание для 7 кл "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Разработка данного родительского собрания поможет классным руководителям: - выявить какие проблемы семейного воспитания стоят перед родителями, помочь найти пути их решения;- изучить точки зрения...

Конспект родительского собрания в онлайн режиме «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».

В период пандемии мы вынуждены были постигать новые технологии. Была проведена предварительная работа. Собрание является подведением итогов о проделанной работе и её результатах....