Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
методическая разработка (5 класс) на тему

Родительское собрание по адаптации пятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

 

Цели:

1)      выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2)  выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3)  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.

    Оборудование:

1.    Столы в классе стоят по кругу.

2.    Мультимедийная установка.

3. Памятки родителям, анкеты.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Притча о путнике и проводнике (рассказывает учитель)

Притча о путнике и проводнике

Один путник  оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:

— Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.

 Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.

 В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь.  Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.

И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.

И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад.

 

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам

С точки зрения психолога…

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

   В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет  два спектра — биологический и психологический. Мы ведем  речь именно о  психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

  Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

    Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов (например: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, воспитанница, отвечая на уроке, придерживалась сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение).

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь учащихся.

Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Ребёнок впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому ребёнку необходимо объяснить, с чем связаны эти различия, помочь справиться с возникающими трудностями .

Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Ваша помощь на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.

    Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

   Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

   Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

 Следует обратить внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

 

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ, БЕСЕДА

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже три четверти. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1.      Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2.      По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3.      С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5.      Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

 

Классный руководитель:

Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», методикой  «Незаконченные предложения»)

Текст анкеты:

1.В нашей школе мне больше всего нравится

учиться, уроки

учительница

наш класс, столовая, спортзал

что еще, допиши

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

3. Часто   ли  тебе  нужна  дополнительная  помощь  в  подготовке домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________

4. Мои родители говорят о школе

часто                редко               никогда

5. Мои  родители  о  моей  учебе  в школе говорят,  что я________

6. Когда  я  вспоминаю  о  4-м  классе,  то__________________________.

Упражнение “Экзамен для родителей”.

Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

Они могут быть оформлены на своеобразных “билетиках” – цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске.

Одни из вопросов – парные: ответы родителей должны следовать друг за другом и затем сравниваться. Другие ответы – одиночные – ответ дается одним родителем. Поэтому необходимо заранее на билетиках пронумеровать каждый вопрос:

№ 1. Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребенком в 4 классе?

№ 1. Сколько учебных предметов изучается Вашим ребенком в 5 классе? – 13

№ 2. Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребенка в 4 классе?

№ 2. Какова недельная учебная нагрузка у Вашего ребенка в 5 классе? – 32 часа

№ 3. Сколько учителей обучало Вашего ребенка в 4 классе?

№ 3. Сколько учителей обучает Вашего ребенка в 5 классе? – 11 учителей

№ 4. Кто “новенький” в классе?

№ 5. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?

№ 6. Сколько времени в среднем тратил Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4 классе?

№ 6. Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5 классе?

№ 7. Какие кружки были предоставлены детям в 4 классе?

№ 7. Какие кружки предоставлены детям в 5 классе?

Классный руководитель выступают в роли экспертов. По мере ответа родителей они либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.

Вот, мы смогли сравнить насколько сейчас детям пока тяжелее. Опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности, переживаемые в период адаптации к обучению в среднем звене. Поэтому, от вас, уважаемые родители детям нужна поддержка, внимание, требования к детям должны быть гибкими, их не должно быть много.

Рекомендации

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в гимназии, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми вшколе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной  школы в среднею, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Желаем успехов Вам и Вашему ребенку!

Проговорим организационные моменты:

Расписание:

Каникулы:
– осенние с 1 ноября по 11 ноября.
– зимние с 31 декабря по 10 января.
– весенние с 24 марта по 31 марта.

Ведение дневника

 Опрятный внешний вид – однотонный верх – черный низ. Спортивная форма

Питание

Успеваемость

 Подведение итогов собрания.

Решение собрания:

1.   Классному руководителю  продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2.      Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3.      Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

Классный руководитель:

 Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство.

 Анкета:

1.В нашей школе мне больше всего нравится
учиться, уроки, учительница,
наш класс, столовая, спортзал
что еще, допиши

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

3. Часто   ли  тебе  нужна  дополнительная  помощь  в  подготовке домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________

4. Мои родители говорят о школе
часто                редко               никогда

5. Мои  родители  о  моей  учебе  в школе говорят,  что я________

6. Когда  я  вспоминаю  о  4-м  классе,  то__________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Для родителей пятиклассников систематически провожу собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращаетс...

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели:1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;3)  привлечь вним...

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание  «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Под адаптацией понимается приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Особенности адаптации у пятиклассников  всегда связаны с объективными изменениями и личностными....