Родительское собрание «Семейное воспитание подростков»
материал

Пальшин Роман Викторович

Родительское собрание «Семейное воспитание подростков»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynoe_vospitanie_podrostkov.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Семейное воспитание подростков»

Цель: выявить основные проблемы, возникающие в процессе воспитания в семье, возможные пути их решения.

Подготовительная работа:

  1. Подготовка информационного (теоретического) материала для выступления.
  2. Оформление мини-плакатов с высказываниями выдающихся людей.
  3. Тест «Хорошие ли вы родители?»
  4. Анкетирование учащихся.
  5. Памятка для родителей по теме собрания.

Высказывания великих людей:

«На родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений - сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками». В.Г.Белинский

«Родительское требование к себе и ребенку, родительское уважение к себе и своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания». А. С. Макаренко

«Нравственное воспитание детей — это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо» В.А. Сухомлинский

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». А.С. Макаренко

«Три несчастия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость – неотвратима, смерть – неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как от огня».  В.А. Сухомлинский

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С.Макаренко

Добрый вечер уважаемые родители! Давайте сегодня поразмышляем над этими словами.

Семья – это главный институт воспитания, именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества.  Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи.

По сути своей семейное воспитание продолжается практически всю жизнь человека. И даже сидя за школьной партой, ребенок мысленно связан с домом, с семьей. В.А. Сухомлинский говорил: «Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя».

А.С. Макаренко писал: «Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви,- часто искалеченные люди». У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты.

Семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Всегда надо помнить, что мы воспитываем детей ежедневно, ежечасно, даже тогда, когда нас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами – все это имеет для ребенка большое значение.

Конечно, не каждый из родителей – прирожденный педагог, но стремиться к этому необходимо. Воспитывать и направлять ребенка надо тактично и умело. Родители должны быть садовниками и обрезать ненужные побеги так, чтобы раны не кровоточили. Надо чаще смотреть в глаза ребенка и оттуда черпать любовь, радость, веру в себя. Семья, в которой завтракают молча, - семья повышенного риска. Ваш ребенок должен знать, что это счастье – даже несколько минут утреннего веселого, доброжелательного разговора.

Наука доказала, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания. Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, каким он есть. Сухомлинский говорил: «Там где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Недаром существует изречение: не хвали человека за мудрость, пока не увидишь, что получилось из его детей.

Вы - люди, у которых разное образование, разные характеры и взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас - это ваши дети, которые могут стать для вас горем или радостью.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы.

В связи с этим хочется привести небольшую притчу. Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не потерять себя в жизни.

Сегодня в наш скоростной век мы родители должны задуматься и о сохранении и поддержании здоровья наших детей. Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствии  болезней или физических дефектов». Об ухудшении ситуации со здоровьем детей и подростков в Ямало-Ненецком АО свидетельствуют результаты исследований, проводимых ГУ НИИ медицинских проблем Крайнего Севера РАМН. Низкая физическая активность наблюдается у каждого третьего ребенка в возрасте 11-12 лет, а к 13-14-летнему возрасту уже двое подростков из трех испытывают гиподинамию, что в дальнейшем приводит к серьезному нарушению здоровья, обмена веществ и физического развития подрастающего поколения. Чрезвычайно тревожит нарастающая с возрастом распространенность курения. Уже в 5-6 классах курению подвержены 8,3% учащихся, а к 9-му классу курит практически каждый второй подросток. Особенно беспокоит рост курения и алкоголизации среди девушек-подростков – будущих матерей. Более половины подростков подвержены и пассивному курению со стороны родственников. Установлено, что курильщику достается около 25% «дымного букета», а вот 15 % попадает в легкие окружающих. Именно отец и мать своими поступками и своим образом жизни становятся образцом для своих детей.  

А сейчас я вам предоставлю результаты анкетирования, проводимого в классе. Анкета проводилась анонимно, приняло участие 19 человек.

1. Я считаю себя:
а) нездоровым – 0 чел.
б) не очень здоровым – 7 чел./37%
в) здоровым человеком – 12 чел./63%

2. Я и моя семья:
а) интересуемся результатами школьного медосмотра – 12 чел./63%
б) не интересуемся результатами школьного медосмотра – 7 чел./37%

3. Меня:
1) волнует мое здоровье – 16 чел./84%
2) не волнует мое здоровье – 3 чел/ 16%

4. Я:
а) хочу быть более просвещенным в вопросах здоровья – 13 чел./68%
б) не хочу быть более просвещенным в вопросах здоровья – 6 чел./32%

5. Употреблял ли ты:
а) табак (сигареты) – 4 чел./21%
б) алкоголь (пиво, вино и др.) – 14 чел./74%
в) наркотики – 0 чел.

6. Занимаешься ли ты спортом:
а) регулярно – 7 чел./37%
б) иногда – 2 чел./10,5%
в) в секции в течение многих лет – 8 чел./42%

Родителям стоит быть очень внимательными к своим детям, если у них появляются проблемы с учебой или в отношениях со сверстниками. Их необходимо срочно решать. Нельзя допускать, чтобы у ребенка возникали какие-то опасения. Родители должны знать, что есть психологические факторы, способствующие приобщению к алкоголю и табакокурению. Это, прежде всего, неуверенность в себе, недопонимание родителями, друзьями. Если ребенку не хватает внимания со стороны взрослых, то это лишь подтолкнет его к вредным привычкам. Не менее опасным является и слишком сильная опека, когда родители контролируют каждый шаг ребенка и не дают ему самостоятельности в поведении. Привыкнув к опеке, ребенок слабо противостоит чужому влиянию, в том числе и отрицательному.

Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы. Дети попадают в дурную компанию, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей.

Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпрепровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и такого «общения». Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем, следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.

Общую для всех семей формулу успешного воспитания дать нельзя. Но на основании уже известного опыта по воспитанию детей можно определить некоторые слагаемые успеха, которые могут обеспечить хорошие результаты воспитания – это семейная атмосфера.

И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

На выходе родители оставляют сигнальные карточки: зеленая – «очень важная и полезная для меня информация», красная – «данная информация меня не интересует».

Заповеди семейного воспитания

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые и умные дети, и дети, прямо противоположные первым. И каждого ребенка независимо от их качеств родители должны принять с любовью, ибо только их деятельная любовь поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим - скорректировать свои недостатки и проявить достоинства.

2. Никогда не вмешивайтесь в жизнь ребенка без серьезной причины. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить малыша по пустякам - значит отуплять его: он уже не сможет отличать мелочь от серьезного проступка. И в то же время нельзя пройти мимо этой провинности, ибо ребенок не сможет выработать у себя понимание цены проступков, их последствий. Ему полезно испытать горечь ошибок и чувство вины, чтобы научиться отличать поступки и ошибки от проступков.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Каждый родитель может вносить предложения, но принимать решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. И отец, и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигли школьного возраста, следует включать их в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.

4. Собственное поведение родителей - решающий фактор в воспитании детей. Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями: от них дети страдают больше, чем родители.

5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит. Разговаривайте, вызывайте детей на разговор: о вашей работе, о домашних делах и счетах, о предстоящем отпуске и т.д. Спорьте, но уважительно, сохраняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами с уважением. Радуйтесь, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья - первая ступень приобщения ребенка к социальной жизни.

6. Не допускайте никаких излишеств в подарках детям. Реклама - этот бич - осаждает нас. В результате родители разучиваются отказывать детям, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению « обществу. Общество не может делать подарки - их надо зарабатывать.

7. Во всем нужно действовать собственным примером. Личный пример, зовущий к подражанию, - единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребенку не курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама неаккуратно и безвкусно одевается.

8. Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща. Семья - частная республика. Дети – члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье надо распределить. Мать должна быть организатором семейного дела, руководителем его, а не слугой.

ТЕСТ «ХОРОШИЕ ЛИ ВЫ РОДИТЕЛИ?»

На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю».

1) На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом  жалеете об этом.

2) Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3) Ваши интуиция и опыт – лучшие советчики в воспитании ребенка.

4) Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5) Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6) Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7) Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8) Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.

9) Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

10) Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

11) Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).

12) Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13) Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

14) Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15) У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также за ответ «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 вы получаете по 10 очков. За каждое «не знаю» получаете по 5 очков.

100–150 очков.

Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем.

Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?

50–99 очков.

Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько областей, в которых вы имеете на ребенка влияние; постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0–49 очков.

Кажется, можно только посочувствовать вашему ребенку, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто поможет вам в этом. Это будет нелегко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семейное воспитание и здоровье наших детей"

Родительское собрание на тему «Семейное воспитание и здоровье наших детей»Цель: объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.Задачи: Получение родите...

Родительское собрание "Семейное воспитание"

В данном материале находится комплексная  разработка родительского собрания...

Родительское собрание «Правила воспитания подростков в семье»

Задачи:• помочь родителям в выборе методов и средств воспитания детей;• способствовать формированию культуры общения родителей и детей;• тренировать коммуникативные умения родителей....

Презентация для родительского собрания "Проблемы воспитания подростков"

Материал для просветительской беседы с родителями включает информацию об ошибках в воспитании подростков, а также даны рекомендации, как разговаривать с подростком....

Родительское собрание "Эстетическое воспитание подростков в семье"

Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек.(Эпиктет)...

Родительское собрание "Семейное воспитание"

laquo;Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя»Л. Толстой...

Родительское собрание "Семейное воспитание и здоровье наших детей"

Родительское собрание "Семейное воспитание и здоровье наших детей"...