Тренинг детско-родительских отношений "Ковер мира"
план-конспект занятия (7 класс)

Кодохмаева Фатима Ахмедовна

Детско-родительский тренинг – это активная форма взаимодействия детей и родителей, которые хотят изменить свои отношения. Сделать взаимодействия открытым и доверительным.

Атмосфера тренинга создает условия для безопасного сотрудничества. Задания и упражнения предлагаются в игровой форме, что делает тренинг интересным и увлекательным для взрослых и детей. Это способствует формированию взаимного уважения и понимания, доверительной атмосферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dr_otnosheniy_kover_mira_2.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание №

Выполнила:

Кодохмаева Фатима Ахмедовна

Педагог-психолог

МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

Сценарий тренинга профилактики трудностей  детско – родительских взаимоотношений «Ковер мира»

Пояснительная записка

Закон «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, прививать детям трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Достижение успеха в процессе воспитания детей возможно только при условии объединения усилий семьи и других социальных институтов. Важнейшее место среди указанных институтов занимают общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реальное взаимодействие родителей и педагогов в воспитательном процессе.

Детско - родительские отношения  являются стартовой площадкой для успешной жизнедеятельности растущего человека. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей; получают распространение социальные  болезни; учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.

Выделим некоторые  возможные проблемы семьи:  

  • проблемы со здоровьем;  
  • вероятны проблемы во взаимопонимании ребёнка с родителями;  
  • сложности  налаживания отношений с другими (могут более болезненно реагировать на критику, демонстрировать эмоциональные вспышки);  
  • склонность ребёнка к вредным привычкам;  
  • травмирующие последствия разрыва контакта ребёнка с одним из биологических родителей (для обеих или одной из сторон);  
  • склонность ребёнка к побегам из дома;
  • отсутствие модели межполовых отношений для ребёнка, а также поведенческих стереотипов своего пола и возможно негативное отношение к противоположному полу;
  • склонность к аддиктивному поведению.

Детско-родительский тренинг – это активная форма взаимодействия детей и родителей, которые хотят изменить свои отношения. Сделать взаимодействия открытым и доверительным.

Атмосфера тренинга создает условия для безопасного сотрудничества. Задания и упражнения предлагаются в игровой форме, что делает тренинг интересным и увлекательным для взрослых и детей. Это способствует формированию взаимного уважения и понимания, доверительной атмосферы.

В контексте данного занятия семья рассматривается как система, представляющая собой нечто большее, чем совокупность отдельных ее членов. Исходя из теории семейных систем М. Боуэна, проблемное, или симптоматическое поведение ребенка всегда влияет на семейные отношения, приводя к вторичным изменениям семейной системы. А семья, со своей стороны, так же влияет на ребенка, поддерживая и закрепляя его симптоматику, либо помогая с ней справиться.

Работа педагога- психолога позволяет взаимодействовать с той средой, в которой живет ребенок, и дает возможность использовать ресурсы всей семьи. Поэтому педагог-психолог  предлагает поддержку не только детям, но и их родителям.

Основная цель коррекционо – развивающего занятия (детско-родительского тренинга) – способствовать гармоничному развитию отношений родителей с детьми подросткового возраста на основе психологических знаний и нового опыта, полученного в результате работы группы.

Основными задачами являются:

  • взаимодействие с семьей для создания оптимальных условий развития подростка;
  • наладить эмоциональные взаимоотношения в семье;
  • расширить возможности  понимания родителями своих детей;
  • выработка новых конструктивных  навыков взаимодействия родителей с подростком.

        Для решения указанных задач занятие предусматривает две формы работы: детско-родительское занятие и беседу с родителями (психологическое просвещение в конце занятия).

Эти формы работы позволяют родителям в непосредственном контакте с ребенком опробовать новые способы конструктивного взаимодействия, опираясь, в том числе, на знания и опыт, полученные в ходе психологического просвещения.

Основные методы, используемые на детско-родительских занятиях – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия. При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.

Организуя занятия необходимо руководствоваться следующими принципами:

— активность участников группы;

— исследовательская позиция;

— партнерское общение;

— добровольное участие;

— предоставление полной информации участникам о целях и способах проведения тренинга;

— соблюдение всех мер предосторожности против физических и психических травм при проведении тренинга.

Тренинг рассчитан на родителей, подростков 11-14 лет.

Продолжительность тренинга от 1,5 - 3,5 часа, в зависимости от количества участников.

Группа участников 20 – 40 человек.

Встречу проводит педагог-психолог совместно  со вторым тренером (педагог-психолог или социальный педагог) и классным руководителем.

Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников группы, бумага, шкатулка (коробка с прорезью) для листов с ответами, краски, фломастеры, клубок пряжи, листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для закрепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки, мультимедийный проектор, столы по количеству пар родитель-ребенок.

Ожидаемые результаты: родители более позитивно воспринимают своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Легче преодолеваются психологические нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.).

Подготовительный этап включает в себя следующие мероприятия:

  • Определяется тема занятия.
  • Определяется дата, время, место.
  • Подбираются тренинговые упражнения.
  • Проводится диагностика и обработка
  • За неделю вывешивается объявление о проведении, и раздаются пригласительные.
  • Расставляется мебель, мультимедийное оборудование, подбирается музыкальный фон, притча (или видеоролик «Воробей»).
  • Подготавливаются памятки для родителей, видеоматериал.
  • Разрабатываются вопросы обратной связи.

 

Структура занятия:

1. Вводная часть тренинга.

2. Ритуал приветствия.

3. Основная часть.

4. Заключительная часть тренинга.

5. Обратная связь.

6. Ритуал прощания.

В тренинге присутствует определенные атрибуты:

- тренинговая группа;

- тренинговый круг;

- правила группы;

- атмосфера взаимодействия и общения;

- интерактивные методы обучения;

- оценка эффективности тренинга.

Ход мероприятия

Вводная часть тренинга.

  1. Ритуал приветствия.

Ведущий знакомит участников с темой, целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Раскрывает участникам философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с детьми - признание личности ребенка и стремление к сотрудничеству. Знакомит всех участников с результатами  «Диагностики взаимодействия в системе родитель-ребенок» (ВРР), А.Я. Варги.

2.Правила поведения участников в группе:                                            (1-2 мин.)

  1. Доверительный стиль общения.

Мы принимаем внутри нашей группы единую форму обращения друг к другу «ты». Такая форма обращения способствует более близким   и  доверительным   взаимоотношениям,   настраивает   на дружескую встречу.

  1. Правило «здесь и теперь».

Основная задача: превратить группу в своеобразное большое
зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых
разнообразных        проявлений        характера,        поведения, взаимоотношений с ребенком, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше знать себя и свои личные особенности. Во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Персонификация высказываний.

  1. Конфиденциальность происходящего в группе.

Ничего  не  разглашается.  Мы  уверенны  в  том,   что  никто   не расскажет о переживаниях человека.

  1. Определение сильных сторон личности.

Во    время    занятия    любой    из    нас    стремится    подчеркнуть положительные   качества  человека,   с   которыми   мы   работаем.

  1. Активное участие  в  происходящем.

Это  норма  поведения,  в соответствии с которой в любую минуту мы реально включаемся в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном «Я», получив много положительных     эмоций.     Мы все позитивно настроены, внимательны друг к другу, нам интересны окружающие.

  1. Уважение говорящего.

Когда высказывается кто-то из участников, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет (не забывая о соблюдении регламента). Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить.

Основная часть.

3.Упражнение « Кто здесь собрался?».                                                     (3-5 минут)

Участникам предлагается придумать как можно больше вариантов (люди, друзья, знакомые, мамы и дети, земляне, и т.д.). Данное упражнение позволит облегчить процесс знакомства, ускорить его. А также помогает сделать процесс общения более доверительным и позитивным.

4. Упражнение «Представление своего родителя».                                (15 минут)

Ведущий, просит каждого подростка рассказать о своей маме (о своем папе). При этом отвечая на вопросы: «Какая твоя мама (твой папа)?», «Что они любят делать?», «Что им нравиться?», «Что не нравиться?», и т.п.  

5. Совместное  рисование.                                                                        (20 минут)

        «Мое настроение», «Мой  дом». Выполнить рисунок  одной ручкой (карандашом), но при этом им нельзя договариваться и говорить друг с другом.

После того как все закончили, каждая пара представляет свое произведение, предлагая подростку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором  воплощенных идей, как происходило прорисовка тех или иных деталей. При этом возможны всякие варианты.  

        Можно пронаблюдать характерный тип и особенности взаимодействия на различных этапах рисования: сотрудничество, игнорирование потребностей партнера,  соперничество и т. д.

  1. Разминка.                                                                                                     (3-5 минут)

Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами по какому-то признаку (по цвету элементов одежды, по знаку зодиака и т.д.). По завершению все участники занимают первоначальные места.

  1. Упражнение «Продолжи предложение».                                        (15 минут)

Цель: сосредоточение внимания родителей на личности ребёнка, ребёнка — на личности родителей. Родители продолжают следующие предложения.

Больше всего я ценю в ребёнке…

Мой ребёнок…

Я очень хочу…

Я люблю своего ребёнка…

Дети продолжают следующие предложения.

Я уважаю родителей за то, что…

По моему мнению, мои родители…

Если бы я мог…        

Ведущий подводит итог работы: - Есть ли желающие зачитать в слух свои записи?  Возникли ли  какие-нибудь трудности при выполнении задания? Какие?

  1. Подвижная игра «Паровозик»                                                     (10 минут)

Цель: улучшение отношений между детьми и родителями.

Педагог-психолог:

 Сейчас нам предстоит сыграть в игру «Паровозики». Каждый из вас по очереди сможет побывать «локомотивом» и «вагончиком». Договоритесь и распределите в командах, кто будет первым локомотивом, кто вторым и т.д.
Одновременно будут двигаться несколько паровозиков. Тому, кто станет локомотивом, важно очень аккуратно, без столкновений, провезти за собой вагончики, так как у участников будут закрыты глаза. Задача каждого участника: запоминать свои ощущения в роли «вагончика» и в роли «локомотива».
Группа выстраивается в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист даёт свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится в шеренге первым. Его главная задача — уверенно управлять группой и не сойти с пути. Задача группы — помогать машинисту, маневрировать, чтобы никого не потерять в пути. Машинистом выбирают вначале кого-то из родителей, а затем — из детей.
Обсуждение.
— Ваши ощущения, когда вы были локомотивом, вагончиком? Что было сложно? В какой роли больше понравилось, почему?

  1. Упражнение «Экзамен»                                                                 (15 минут)

Цель: вербализация чувств, сплочение родителей и детей. Участникам раздают бланки, которые дети и родители одновременно заполняют.

Любимый цвет ребёнка — _________________________________.

Любимый праздник ребёнка — _____________________________.

Любимая еда ребёнка — ___________________________________.

Любимый школьный предмет ребёнка —_____________________.

Имя лучшего друга (подруги) ребёнка — _____________________.

Любимая песня ребёнка — _________________________________.

После выполнения задания ответы сверяют.

  1. Игра «Голос моего ребенка»                                                          (10 минут)

Цель: эмоциональное сближение родителей и детей. Участники делятся на команду родителей и  команду детей. Каждый родитель определяет голос своего ребёнка по шёпоту. Затем детям предлагают определить своих родителей.

        Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка.

Заключительная часть.

  1. Притча                                                                                        (5 минут)

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: “Спрошу я: какая у меня в руке бабочка - живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит”. Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: “Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?” Мудрец подумал и сказал: “Все в твоих руках”.

То же можно сказать и вам: “Все в ваших руках” Желаем удачи! Благодарим всех за работу.        

Обратная связь. Участники по кругу делятся своими впечатлениями от работы. Что понравилось на сегодняшнем занятии? Что запомнилось больше всего? Какие чувства сейчас испытываете? Если у группы очень мало времени, каждый участник одним словом или жестом обозначает свое состояние в данный момент.        

В конце ритуала обратной связи педагог-психолог рассказывает притчу, которая подводит итог взаимодействию на занятии.

4. Ритуал прощания.

Литература.

  1. Семейный Кодекс Российской Федерации
  2. Гурко Т. А. Родительство: социологические аспекты. М., 2003. с. 73.
  3. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия» М., 2000.
  4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье – М. Просвещение, 2008 г.
  5. Лукьяненченко Н.В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – .№5.
  6. Синельников А. Б. Жилищные условия и жизненный цикл семей // Интернет- журнал «Демографические исследования». № 3. 2006.
  7. "Современный ребенок: энциклопедия взаимопонимания" Под ред. А.Я.Варги Издательство: ОГИ , 2006.
  8. Социология семьи под ред. А. И. Антонова. М., 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений "Мы вместе!"

Занятие детско-родительского клуба "Радуга" для обучающихся 1-4 классов...

Конспект тренинга детско-родительских отношений в старшей группе

Задачи:Снятие эмоционального и мышечного напряжения;Снижение  импульсивности; тревоги, агрессии;Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей;Воспитание межличностного довер...

Тренинг Детско-родительских отношений "Счастливое родительство"

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его пост...

Тренинг детско-родительских отношений «Пять путей к сердцу друг друга»

Трениг направлен на сблтжение родителей и детей, гармонизацию эмоциональных связей в семье. Трениг поможет родителям лучше узнать и понять своих детей, т.к. современным родителям не хватает времени на...

Тренинг детско-родительских отношений

Как улучшить отношения между родителями и детьми? В этом может помочь тренинг....

Тренинг детско-родительского общения «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕСКОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОДРОСТКАМИ"

Цель:  повышение  психологической  культуры родителей  при общении с подростками.Задачи:1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.2. Выявить условия, необходимые...

Тренинг детско-родительских отношений «Учимся понимать друг друга».

Повышение психолого - педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и эффектиных навыков коммуникации с детьми...