Обобщение опыта работы педагогов по формированию семейных ценностей.
опыты и эксперименты

Василькова Надежда Павловна

В статье представлены формы и методы работы с семьей, организованных в урочное и внеурочное время. Представлен опыт педагогов МБОУСОШ п. Таежный 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_tsennosti.docx104.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Простые семейные истины»

( Из опыта работы МБОУСОШ п. Таежный)

Во все времена семейные  ценности  занимали особое важное место и имели высокую значимость в человеческом обществе. В сохранении, упрочнении семьи заинтересовано государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социально-экономические преобразования в современном обществе привели к увеличению количества разводов, распространению незарегистрированных браков, снижению роли материнства и отцовства, изменениям у современной молодёжи системы ценностных ориентаций на создание семьи. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, способствующих укреплению института семьи в российском обществе.

   Основные  семейные  ценности ля каждой семьи -  уникальны. Каждый из нас имеет четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей у современных школьников необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи, будут приемлемы  для формирования в любом школьном возрасте, смогут выступить как простые семейные истины, способствующие семейному счастью. К таким ценностям можно отнести любовь, уважение, кровное родство, детей, роль  матери и  отца (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.

Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери в связи с тем , что родители  не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача школы  – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя.

При планировании деятельности в данном направлении нами учитываются :

- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по формированию ценности семьи и  семейных ценностей;

-  возможности и интересы родителей, общественности;

- традиционные праздники учебного года;

- события, факты, связанные с жизнью страны, школы;

- традиции школы.

Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся рекомендуется придерживаться следующих направлений:

  1. Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей.
  2. Организация всеобуча и индивидуального консультирования для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей.
  3. Проведение детско- родительских собраний в форме « круглого стола» по проблематике семейных ценностей.
  4. Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях русской семьи.
  5. Привлечение родителей  к участию  в тематических конкурсах и проектах; общественно-государственном управлении, деятельности родительского патруля.

   При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Для учащихся начальных классов – семья является главным смыслом жизни, дети копируют обсуждают, то что происходит в семье. Родители в начальных классах проявляют максимум активности, которая вызвана стремлением помочь адаптироваться к школе. Поэтому классные руководители используют данную ситуацию максимально, родители – активные участники праздничных мероприятий, посвященных « Посвящению в читатели» , « Посвящение в первоклассники», Дню защитников Отечества, 8 марта, окончанию года. Данные мероприятия демонстрируют детям роль родителей в обществе, значение самого ребенка для родителей, повышают его самооценку. Каждый класс организует не менее 2-х раз чаепитие, в рамках которого формируются нравственные качества  и этические нормы ( встреча гостей, ухаживание за ними, умение вести себя за столом  и др.).  Организация выставок  – конкурсов  рисунков и сочинений « Семейный отдых» « Моя семья», «Семейный отдых»,  « Моя мама» «Мой папа»  способствуют проведению мониторинга семейных ценностей в классе и помогают определить направление работы с родителями по организации воспитательного процесса. С начальных классов учителя приобщают родителе к непрерывному обучению в течении всего жизненного периода. Так помогая делать своим детям творческие проекты , они сами учатся  проектной деятельности и приобщают детей к созидательному творчеству.

    В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Учащихся среднего школьного возраста знакомятся  с основами генеалогии, рассказывают  о семейных обязанностях; активно принимают участие в создании « Бессмертного полка» с рассказами о своих предках. Учащиеся 6-7 классов приобретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни через собственное « Я». Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе. Так как подросткам 13-15 свойственна двигательная активность используется проведение спортивных соревнований « папа, мама, я- спортивная семья». В течение 5 лет проводим конкурсно- развлекательную программу « День матери» , где подростки вместе с мамами участвуют в развлекательных конкурсах, демонстрируют семейные  традиции ( презентации). Нами накоплен опыт взаимодействия вовлечения мамы многодетной  семьи, которая игнорировала школу и учителей ( бывший ребенок группы риска)  в проведение  подобного мероприятия, после чего мама стала открыто в школе обсуждать проблемы детей и видит теперь в лице учителей- помощников воспитания.

В старших классах  происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание необходимо уделять воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами. Поэтому достаточно часто проводим детско- родительские собрания и индивидуальное консультирование

Для учащихся 10-11 классов на уроках ОБЖ и классных часах  рекомендуется уделить внимание формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта общения между членами семьи, рассмотрены вопросы об идеальной семье.

Родительский всеобуч по теме « Проблемы подросткового возраста» , которое поводят педагоги- психологи, способствует формированию конструктивных отношений родитель- ребенок .

Родительское собрание «Здоровая семья – здоровое общество» направлено на формирование ценности здоровья в семье, которое проводится по итогам осенних медосмотров в каждом классе, при необходимости с участием школьного фельдшера.

 На родительских  собраниях старшеклассников рассматривается  вопрос  «О доверии  в семье» по итогам организации и проведения тестирования на немедицинское потребление наркотиков, когда дети просят родителям не сообщать о результатах тестирования. Проведение традиционных школьных мероприятий с участием родителей и школьников

 « Выпускные балы» , создании звездной аллеи демонстрирует  заинтересованность в общем деле, формировании трудовых навыков и ответственности перед коллективом. Таким образом работа по формированию семейных ценностей осуществляется участниками УВП в течение всего периода обучения в школе.

C:\Documents and Settings\Надежда\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC01762.jpg      C:\Documents and Settings\Надежда\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC01725.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны

обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...

Обобщение опыта работа педагога дополнительного образования

Обобщенине опыта работы педагога дополнительного образования...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы педагога-организатора

Обобщение опыта работы по созданию и работе районной детской общественной организации "Возрождение". Программа работы организации на год, план работы, схема организации, девиз, эмблема....

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...