Развлечение для детей и взрослых "В гостях у Самовара"
материал

Иванова Марина Владимировна

Цель: создать условия для воспитания у детей уважения к семье и семейным ценностям.

Задачи:

- развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;

- укреплять семейные традиции;

- воспитывать культуру поведения в семье, отношения между разными поколениями.

  Звучит русская народная песня «Пых-пых, самовар, русский самовар», воспитатели в русском народном костюме встречают детей у накрытого стола.
 

Хозяйка: Здравствуйте, детки дорогие! Проходите, присаживайтесь, всем места хватит. Рада вас встречать в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchit_russkaya_narodnaya_pesnya.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями  

«В гостях у Самовара».

Цель: создать условия для воспитания у детей уважения к семье и семейным ценностям.

Задачи:

- развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;

- укреплять семейные традиции;

- воспитывать культуру поведения в семье, отношения между разными поколениями.

  Звучит русская народная песня «Пых-пых, самовар, русский самовар», воспитатели в русском народном костюме встречают детей у накрытого стола.
Хозяйка: Здравствуйте, детки дорогие! Проходите, присаживайтесь, всем места хватит. Рада вас встречать в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный.

  В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне свою работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать – отдохнуть от дел рабочих. А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего, освежающего! Чаепитие на Руси было доброй традицией, посередине стола всегда стоял самовар.

(Показ слайдов).

Хозяйка: Правильно, это действительно самовар, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу в домах, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, да паром дышащий, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья

Ведущий:  Вся семья собиралась за столом, который венчал самовар, и по русской традиции пили чай из блюдечек с сахаром, вареньем, пирогами.

 Так кто же он такой – самовар?  Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды, он прадед современных чайников. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому первые самовары называют тульскими. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краник, ручки делали в виде образов различных животных, птиц, рыб, например: львов, петухов и пр. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Мастер вкладывал в самовар всю душу, всю свою фантазию, все свои умения. Форма самоваров все время менялась. Сейчас существует не только великое множество разнообразных самоваров, но и целые музеи этих исторических изделий. Первый музей самоваров был создан в городе Минске – столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. Недавно был открыт музей на Родине самоваров – в городе Туле.
Ведущий:Вы знаете, как устроен самовар? Современные самовары работают от электричества. А в старину самовар растапливали углём. Внутри самовара находилась труба, в которую засыпали сухие сосновые шишки или древесный уголь. Их поджигали лучинами, а раздували огонь сапогом. Труба внутри самовара нагревалась, вода в самоваре закипала. В специальное гнездо наверху устанавливался заварной чайничек.
(Показ на слайдах).

Ведущий: Давайте и мы в своей мастерской украсим  свой самовар, чтобы он был ничуть не хуже самоваров, которые делали мастера.

Оценивает работы детей и родителей. Отмечает необычность, красочность, умение найти свой подход к выполнению работ.

Ведущий:  Чтобы накрыть стол  к чаю и угостить гостей, нужно много предметов для чаепития. А вот какие это предметы мы сейчас узнаем.

Конкурс загадок

                       

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.          ( Самовар)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну, и объеденье!                 ( Баранка)
                         

Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо.            ( Самовар)

Под одной крышей,
Четыре брата стоят.            ( Стол)

Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал,
Там и пропал.                 ( Сахар)

Был листок зелёным,

Чёрным стал, томлёным

Был листочек зубчатым,

Стал листочек трубчатым

Был он на лозине,
Стал он в магазине.          ( Чай)

Ведущий: Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
 Чай привезли к нам из Китая. Рос он на деревьях высотой 10-15м. На деревьях собирать листочки и веточки было очень сложно и селекционеры вывели новые сорта в виде кустарников. Молодые листочки по-китайски называются - «Чае», отсюда и пошло название «Чай».
После сбора свежесорванные чайные листочки слегка подвяливают на свежем воздухе. Как только листья становятся «мягкими», их как бы «обжаривают» на раскаленном воздухе. От того, как высушены листочки, формируется цвет чая.
 Чай бывает черный, зелёный, красный. Жёлтый чай получают не из листьев, а из почек чайного листа. Два дня в год, в начале апреля и в начале сентября, молодые листья покрываются белым пухом. Пух собирают утром 4-5 часов, (потом он разлетается). Из него готовят белый чай.

Ведущий: В старину на Руси не было чая.  Наши предки заваривали листья разные корешки, стебельки, листики, цветки и ягодки. Отгадайте, какие растения использовали наши предки для чая не только раньше, но и сейчас еще используют?

(Отгадки и загадки на слайдах показать)

1.Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый,
И, может, два века
Он ждёт человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.                                         (жень-шень)
 

2.И в лесу, и в квасу.
И в конфетке, и в таблетке
Очень ароматная 
Травка эта…                                                          (мята)

3.Хороша трава-
Красная голова:
И медку подарит,
И чайку заварит.
Ну-ка быстро отвечай:
Эта травка -…                                                          (Иван-чай)

4.Весной растёт,
Летом цветёт, 
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок - на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.                                                          (липа)

5.Жарким летом 
В прохладном  лесу и на болоте
Травку эту вы найдёте.
А на ней синеет гроздь –
Кисло – сладких ягод горсть.                                      (черника)

6.Есть и украшение,
Есть и устрашение.
Гляди и любуйся,
А руками не суйся.
В дикий лес пойдёшь-
Дикую розу найдёшь.                                                    (шиповник)


Ведущий: Чай - это прекрасный, полезный напиток, который  утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение.
Как известно всем, друзья, подружки  любят на Руси попеть частушки.

Сегодня частушки необычайные, за чаем и частушки чайные.

 

Родители  по очереди исполняют частушки:
1.На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!

2.В плясках не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!

3.Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
 К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

4.Посидеть за самоваром
Рады все, наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

5.Самовар блестит, кипя, 
Чай в нем пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

6.Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!

7.Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,
 Самоварного чайку.

 8.Чай горячий, ароматный
 И на вкус, весьма, приятный.
 Он болезни исцеляет
 И усталость прогоняет.

Ведущий: На посиделках не уснём.Пословицы читать начнём. Я  начну, а  вы кончайте, хором дружно отвечайте!
(Ведущая подходит к каждому столу и начинает пословицу. Сидящая за столом компания – хором заканчивает.)

  1. Чай пьешь-здоровье (бережешь)
  2. Вместо пива попивай крепкий, русский, сладкий (чай)
  3. Пей чай-беды не (знай).
  4. Чай пить-приятно (жить).
  5. Выпей чайку-забудешь (тоску).
  6. За чайком посидим и получку (сохраним).
  7. Кто чаек душистый пил-на машину (накопил)

Ведущий: А как правильно заваривать чай?  Заваривать чай следует свежей вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. В чайник для заварки, желательно фарфоровый, кладут чай, заливают его кипятком, закрывают крышкой. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный.
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Чашка чая - это уют и мир в доме. Чашка чая - это повод для встречи.

(Заранее подготовить два чайника с чаем ( на стол по одному), чтобы потом разлить по чашкам).

Пока заваривается чай, давайте поиграем на музыкальных инструментах.

В исполнении оркестра звучит русская народная музыка «Светит месяц» 

Ведущий: Секреты чая мы раскрыли, но про угощения забыли.
Русские посиделки славились в старину изделиями талантливых стряпух и поварих.
(Ведущая подходит к каждому столу и задаёт вопрос компании за столом). 

Ведущий. Угадайте по описанию выпечку русской народной кухни.
1.Пирог овальной формы, более выпуклый и вместе с тем более узкий, чем закрытый пирог. От обыкновенного пирога отличается только формой и большим количеством начинки.           (кулебяка)
2.Праздничный пирог в форме куполу с начинкой из Куринного мяса, белых грибов, крутых яиц и зелени. Традиционный обрядовый свадебный пирог.  (курник)
3.Шарик из теста с начинкой из повидла, пожаренный в смеси масел в большом количестве (во фритюре), обсыпанный сахарной пудрой.     (пончик)
4.Круглый во всю тарелку пирог с начинкой из рыбного фарша. Середина обычно открыта. Их традиционно едят с ухой.      (растегай)
5.Традиционное славянское лакомство из сдобного или бисквитного теста, с большим количеством взбитых яиц. После выпечки пропитанное сиропом с вином  и украшенное глазурью.    (баба)
6.Расплющенный деревянным пестиком шарик с начинкой в углублении посередине, выпеченный в духовке.         (ватрушка)
7.Праздничный каравай, в состав теста которого входят мёд, какао, пряности, орехи, изюм, мука, сахар, масло.            (коврижка)
8.Обрядовое блюдо с большим количеством яиц, сахара, масла. Готовится аж двое суток. Украшается глазурью, орехами, цукатами, символическими надписями. Готовится в Святую Пасху.(кулич)

 Ведущий:Но на русских посиделках народ не только жажду утолял, а весельем скуку разгонял. Любили судари да сударыни хороводы поводить, шутками – прибаутками народ    повеселить. Ни один праздник на Руси не обходился без песни, пляски

Исполняется пляска  «Русский перепляс».
Ведущий: Раньше чай пили не просто из стаканов и чашек, а наливали в блюдце, которое держали за донышко. К чаю подавали кусочки сахара, варенье, мед, сухарики, пряники. Чай пили вприкуску: откусывали и запивали.
Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем!
Исполнение танца «Собрались сегодня вместе все мои друзья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В гости на лужайку"

Сценарий экологического развлечения для детей 5 - 6 лет с  песнями и танцами....

Конспект музыкально-спортивного развлечения для детей дошкольного возраста «Айболит в гостях у ребят»

Конспект музыкально-спортивного развлечения для детей дошкольного возраста «Айболит в гостях у ребят»...

спортивное развлечение для детей младшей группы "Солнышко лучистое в гости приходи"

спортивные развлечения  помогают детям не просто весело провести время, но развивать физические качества и укреплять свое здоровье....

Сценарий весеннего развлечения для детей младшего дошкольного возраста "В гости к весне"

Сценарий весеннего развлечения для детей 2 младшей группы "В гости к весне"...

Осеннее развлечение для детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) с ОВЗ . Тема: «Осень в гости к нам пришла»

Задачи интегрируемых областей:Образовательная область «Музыка»Создать атмосферу праздника. Побуждать малышей активно участвовать  в  игровых действиях. Закрепить умение исполнять танце...

Развлечение для детей 4-6 лет «В гостях у сказки»

Развлечение для детей 4-6 лет с ТНР направлено на актуализацию речевых и коммуникативных навыков, сформированных на занятиях....

Тематическое развлечение для детей старших групп "Кузя в гостях у детей"

Развлечение составлено с учетом возрастных и психических особенностей для детей старшего дошкольного возраста в группах коррекционной направленности....