Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОНР.
методическая разработка

Нечаева Ольга Александровна .

Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью, надо отметить недостаточную динамическую организацию речи, выражающуюся в трудностях развертывания высказывания, низкую речевую активность, ограниченность словаря, примитивность грамматических конструкций, трудности в понимании и употреблении ряда лексем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_shkoly.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОНР.

Чтобы научить школьников с ОНР  созданию текста, в работе по развитию связной речи используются:

– анализ текстов (устных и письменных);

– составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;

– редактирование текстов;

– установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания);

– обсуждение первых вариантов устных и письменных высказываний и др.

Одна из особенностей указанных приемов состоит в том, что многие из них являются одновременно и предметом обучения (например, составление плана – и прием обучения, и способ деятельности ученика, которым он пользуется при создании своего речевого произведения). Вторая особенность этих приемов – в широком сочетании их с таким дидактическим средством, как текст.

Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью, надо отметить недостаточную динамическую организацию речи, выражающуюся в трудностях развертывания высказывания, низкую речевую активность, ограниченность словаря, примитивность грамматических конструкций, трудности в понимании и употреблении ряда лексем.

При анализе продуктивных текстов учащихся с ОНР рекомендуется  использовать критерии, количественно и качественно отражающие структурную и содержательную стороны работ младших школьников: цельность, связность, использование языковых средств.

На цельность текстового сообщения указывает:

1. Объем высказывания:

– общее число слов в тексте с учетом всех лексических единиц. Этот показатель, по мнению исследователей, свидетельствует о степени развития письменной речи в ее цельности;

– общее число предложений в высказывании;

– средняя протяженность фразы (данный показатель наглядно иллюстрирует степень насыщенности структуры фразы и определяется отношением суммы всех слов текста к количеству предложений).

2. Последовательность изложения – показатель умения учащихся устанавливать смысловую связь микротем (соблюдение последовательности микротем, отсутствие привнесений, пропусков информации, повторов) и причинно-следственные связи.

3. Достоверность высказывания – адекватное описание зрительно представленного сюжета, фактов, субъектов и объектов, изображенных на картинах.

4. Количество микротем, выделенных учеником и раскрытых в сочинении. Раскрытие микротем определяется адекватным выбором лексики и синтаксических конструкций, объединенных одной темой. Здесь учитывается и определение основной мысли как микротемы, так и всего рассказа, составленного по наглядно представленной ситуации.

На связность текстового сообщения указывает композиционная структура продуктивных работ – сочинений: наличие зачина, основной части, заключения.

Правильность языкового оформления (лексико-грамматического) сочинений проявляется в точном отборе слов и их адекватной замене, в синтаксически правильном оформлении предложений.

Условием формирования письменной речи у младших школьников с ОНР является полноценное состояние устно-речевых, психологических и лингвистических предпосылок письменно – речевой  деятельности.

С целью повышения эффективности работы по развитию связной речи учащихся с ОНР можно использовать методику формирования элементарных лингвистических знаний и речевых умений, обеспечивающих связность речи, на основе графического моделирования высказывания.

Усвоение элементарных лингвистических знаний и формирование речевых умений  и навыков учащихся, согласно методики, описанной Е.А. Лапп, следует осуществлять в несколько этапов:

1-й этап – формирование умений анализировать готовые образцы текстовых сообщений и операций кодирования вербального материала;

2-й этап – формирование первоначального навыка продуцирования текстового сообщения с использованием средств графического моделирования, овладение умениями кодировать и декодировать текстовые сообщения с опорой на наглядный материал;

3-й этап – формирование умений конструирования и письменного воспроизведения текста по самостоятельно созданным графическим моделям, развитие процессов кодирования и декодирования текстового сообщения.

Обучение строится с обязательным использованием в качестве невербальных опор серий  сюжетных картин, которые наглядно отражают сюжетную линию. Вербальными опорами служат названия основных структурных компонентов сообщения, определяемые с помощью вопросов: С (субъект) – «О чем или о ком будем говорить в тексте в данной части?»; П (предикат) – «Что будем говорить об этом в данной части?» (А.А. Смирнов, З.М. Истомина, К.П. Мальцева, и др.). Подобная формулировка нацеливает внимание учащихся на структурные компоненты мысли.

На 1этапе в качестве ключевых ставятся следующие задачи:

– формирование навыков определения единого предмета сообщения и главной темы, соотнесения их с заголовком на основе анализа содержания текстов и картин;

– деления текста на части, выделения тематических предложений в каждой из них;

– определения микротем каждой части при помощи невербальной опоры, их анализ и составление плана.

Для их решения учащимся даются специальные задания.

Определение главной темы с помощью анализа текста.

1. Определить, о чем повествуется в тексте, соотнести его с заголовком.

2.  Выбрать из ряда предложенных заголовок, отражающий тему текста.

3. Выбрать к данному тексту один из трех заголовков.

4. Определить заголовок словами текста. Для этого задания  подбираются такие тексты, в которых определенные слова или словосочетания входят в заголовок.

5. Придумать собственный заголовок к тексту.

6. Выбрать одну из данных главных мыслей, подходящую к приведенному тексту.

Деление текста на части, выделение тематических предложений

– определение адекватной вводной части текста;

– определение заключительной части;

– определение вводной и заключительной частей;

– самостоятельное создание недостающих частей текста.

Таким образом, в ходе целенаправленного коррекционного обучения на 1 этапе дети получают элементарные лингвистические знания и умения: понятие о тексте и его структурной организации, о теме высказывания и его главной мысли, о роли зачинного предложения, порядке следования смысловых частей в связном текстовом сообщении.

Основная задача второго этапа – формирование в сознании учащихся модели текста, развитие гибкости речемыслительных механизмов. Задания по воспроизведению текста по опорным конструкциям создают мотивационную базу для предстоящей речевой деятельности при создании собственных текстовых сообщений (устных и письменных).

На 2 этапе обучающая работа включает в себя:

– определение темы и главной мысли создаваемого текста на основе анализа содержания серии картин;

– обозначение микротем в ходе обсуждения содержания картин;

– выделение основных структурных компонентов сообщения;

– создание графической модели текста;

– конструирование письменного текстового сообщения на основе графической модели.

Самостоятельная работа начинается с составления графической модели части текста с использованием подробной инструкции:

– определи тему данной части, сформулируй и запиши;

– рассмотри картинку и определи микротемы;

– подумай, о каких предметах нужно сообщить и что ты хочешь сказать о них;

– мысленно расположи предметы в графической модели;

– подумай, сколько предложений ты хочешь составить;

– используй разные средства связи между предложениями.

На 3 этапе обучения умение конструировать текст формируется по самостоятельно созданным моделям на основе взаимосвязи его содержательной и операционной сторон.

На данном этапе осуществлялась инвентаризация навыков, полученных при коллективном конструировании письменного текста. Учащиеся самостоятельно определяют тему, главную мысль, выделяют микротемы и составляют графический план текста. Учитель оказывает им помощь: дает подробный инструктаж, показывает способ действия, консультирует в соответствии с индивидуальными особенностями каждого школьника, помогает в оценке совершаемых действий, подсказывает (скрытая помощь), поощряет для создания ситуации успеха, словесно побуждает к дальнейшей работе. Активность учителя постепенно снижается.

Специальные уроки, посвященные работе над сочинением, включают в себя следующие этапы:

– подготовка к написанию;

– написание и самопроверка;

– анализ и совершенствование готовых работ (редактирование текста или создание второго варианта).

Обучение самоконтролю проходит с соблюдением требований дидактики: систематично с постепенным увеличением объема проверки, а также доли самостоятельности школьника. Используется система проверки с различными целевыми установками и коллективное редактирование текста.

Проверка и оценка письменных текстовых сообщений школьников касается, во-первых, содержательной стороны (речевое оформление учителя в соответствии с нормами оценок); во-вторых, разбора сочинений в классе и работы над ошибками.

На уроках, посвященных анализу сочинений, дети должны научиться оценивать свое текстовое сообщение по заданным критериям: соответствию содержания теме, раскрытию основной мысли, последовательности передачи содержания, использованию речевых средств. Необходимо также организовать коллективную деятельность по исправлению типичных недочетов и тем самым подготовить учащихся к работе над новым текстовым сообщением. Следует руководствоваться следующими общими требованиями:

– разбор должен быть обучающим;

–анализу следует подвергать как содержание письменной работы, так и использованные языковые средства;

– обсуждать нужно не только недостатки, но и достоинства сочинения.

Системное и целенаправленное выполнение заданий с постепенным их усложнением, увеличением степени активности и самостоятельности, в совокупности с неизменным наличием речевой ситуации способствует созданию младшими школьниками с ОНР текстовых сообщений в естественных условиях коммуникации, обеспечивая усвоение языка как средства общения.

В условиях специально организованного обучения младшие школьники с ОНР  способны овладеть основными действиями, входящими в состав графического моделирования текстовых сообщений: умениями выделять главный смысловой субъект, определять зависимые от основного субъекты, выделять предикаты, графически представлять информацию; конструировать письменное текстовое сообщение с учетом оценки содержательного и структурного единства.

Применение графического моделирования при конструировании письменных текстов с опорой на серию картин позволяет обогатить содержательную сторону сочинений с точки зрения цельности, связности и языкового оформления.

Психолого-педагогическая технология обучения таких детей конструированию текста оказывает положительное влияние на формирование мотивационного аспекта учения, развитие связной письменной речи, познавательных интересов и когнитивных процессов, что в свою очередь благотворно влияет на социализацию учащихся.

Таким образом, развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...

Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников с ОВЗ.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь....

Методические рекомендации по развитию связной речи у младших школьников.

Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ОНР к овладению самостоятельной речевой деятельностью........