Родительское собрание на тему: «Как помочь ребенку стать читателем»
материал

Седова Мария Валентиновна

Родительское собрание на тему:

«Как помочь ребенку стать читателем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.4.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Как помочь ребенку стать читателем»

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда. 
В.А. Сухомлинский

 

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи: Рассказать родителям о важности чтения, которое является основой для изучения всех школьных дисциплин. Дать представление о том, что сегодня происходит с чтением и какое влияние это оказывает на наших детей. Рассказать родителям, как они могут помочь своим детям полюбить книгу и чтение, как сформировать домашнюю детскую библиотеку. Скоординировать совместную деятельность родителей, учителей и библиотекаря по привлечению детей к чтению.

Участники: Педагог-библиотекарь, родители учащихся начальных классов.

Предварительная работа и оформление:

  1. Анкетирование родителей и детей.
  2. Выставка детской художественной литературы.
  3. Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения (эти или др.высказывания могут быть высвечены на дисплее или развешены в аудитории, где проходит собрании):

«Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги» К. Паустовский.

«Книга, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.» М.Горький.

«Повысить качество восприятия классики - повысить нравственное здоровье людей». Д. Лихачев

План проведения собрания:

  1. Вступительное слово о роли чтения.
  2. Анализ результатов анкетирования.
  3. Обсуждение путей решения этой проблемы.

4.Советы родителям. 

 

Здравствуйте, уважаемые родители! Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот - сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому сегодня наше родительское собрание посвящено теме детского чтения.

Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.

Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Традиции семейного чтения уходят корнями в далекое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная примерно с девятого века, с процесса воспитания в семьях древних восточных славян.

К древним видам устного народного творчества относятся заговоры матерей. Наряду с колыбельными песнями, они несли воспитательно - познавательный потенциал. В народной педагогике восточных славян использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах, где рассказывалось о героях, которым следовало подражать, о моральных нормах и требованиях к поведению. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на ребенка, вырабатывало привычку к чтению и способность переживать.

Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины восемнадцатого века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина - мать. Именно она поняла роль семейного чтения в жизни ребенка и воспитании маленького гражданина.

Век девятнадцатый стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейного чтения.

Прошло время, жизнь изменилась. Население планеты в двадцать первом веке стало меньше читать, появилось такое явление, как функциональная неграмотность. Социологические исследования читательских интересов дают потрясающие цифры: всего 0,7 % населения планеты читают книги! Это всего около сорока миллионов человек или население трех - четырех крупных городов.

Исследование Центра социологии образования показало, что нынешние тинейджеры читают вчетверо меньше, нежели их ровесники в 70- е годы.. 42% девятиклассников, опрошенных "Левада - центром", признаются, что "берут в руки книги лишь потому, что этого требуют учителя и родители", каждый пятый заявляет, что "ненавидит читать", а каждый десятый - что "чтение сейчас никому не нужно".

Ученые предполагают, что причины лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но также из дошкольного периода развития личности ребенка. Усилия педагогов, родителей, библиотекарей должны быть направлены на возрождение традиций семейного чтения. Ведь именно семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать успешную почву для развития личности ребенка.

Чтение начинается с семьи. Семейное чтение - это не просто и не только чтение вслух, это особая атмосфера доверия, сопереживания. Чтение должно стать для малыша неким ритуалом. Поэтому, прежде всего необходимо создать условия, которые бы отличались от шумных игр. Перед тем как начинать читать книгу, выключите компьютер, телевизор, радио, усадите ребенка ядом с собой. Важно, чтобы ребенок лицо говорящего, его мимику.

Ребенку любого видел возраста можно читать перед сном. Для этого выбирайте колыбельные, стихи с размеренным ритмом, сказки.

Читая ребенку стихи, сказки и рассказы, вы развиваете у него память, внимание, пополняете словарный запас, что является необходимым условием для развития речи.

Желательны совместные чтения не только в дошкольном возрасте, фрагменты произведений родители могут читать вслух даже старшему школьнику.

Продолжайте читать ребенку вслух и тогда, когда он начинает читать сам. На начальном этапе освоения навыка чтения ребенку еще очень трудно читать самому, ему доступны лишь небольшие по объему тексты. В 6 - 7 лет ему интересны более сложные и большие по объему тексты, однако читать их самому еще очень сложно. Именно для того, чтобы закрепить интерес к чтению, важно продолжать читать ребенку вслух.. Можно читать вместе с ребенком: одну страничку пусть прочитает он сам, а другую - Вы. Можно прервать чтение на самом интересном месте и предложить ребенку самому дочитать книгу.

Чтение может вызвать у ребенка неприязнь. Исследователи проблем детского чтения называют ряд причин. Важнейшая из них - отсутствие поддержки интереса ребенка к чтению в семье. Порой ребенку не читают вслух или читают очень много, пытаясь все сделать за ребенка. Родители не учитывают, что ребенку чтение дается с трудом, принуждают его читать самостоятельно без всякой поддержки.

В том случае, если ребенок не желает читать, взрослый должен поступить очень мудро. Книга должна вызывать у ребенка прежде всего положительные эмоции. Если Ваш ребенок увлечен чем - либо, заведите с ним разговор об его увлечении, дайте ему почитать что - либо интересное.

Родителям нельзя забывать и о том, что ребенок берет с них пример.

Очень важно, чтобы он видел маму и папу, бабушку и дедушку с книгой в руках, слышал, как они обсуждают прочитанное. Личный пример - прекрасное средство для того, чтобы заинтересовать ребенка книгой, чтением.

Во многом определяет отношение школьника к книге круг его чтения и содержание домашней библиотеки. В семье, имеющей хорошую домашнюю библиотек, у детей активнее формируется привычка к чтению, но и укрепляются взаимоотношения с родителями.

Домашние библиотеки возникают и формируются по - разному. Есть несколько типов домашних библиотек:

Рабочая библиотека, носит вспомогательный справочный характер;

Специальная библиотека, посвященная одной или нескольким темам или проблем;

 Универсальная библиотека, носит общекультурный, общеобразовательный характер;

Библиографическая библиотека, содержит редкости и раритеты.

Чаще всего книжные собрания сочетают признаки разных типов. Каждый подбирает книги по своему вкусу. Не стоит только увлекаться стремлением собрать как можно больше томов. В домашней библиотеке должно быть как можно меньше книг, которые после прочтения больше не снимаются с полки.

Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения? 

(Пригласить родителей к диалогу).

Прежде всего, читайте сами! Нет ничего эффективнее примера взрослых членов семьи и культивирования в доме любви к книге. Тогда у ребенка возникает потребность в чтении естественно и незаметно. И ещё раз напомню- не читающий родитель воспитывает не читающего ребёнка.

Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность – ребёнку очень важна Ваша поддержка в этом нелегком деле.

Отнеситесь ответственно к выбору книги.

Немаловажным является и то, как будет складываться круг литературы для чтения: какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по тематике, по оформлению, по жанру или настроению. Нельзя допустить, чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре (сегодня мы почитаем грустную сказку «Русалочка», а завтра найдем время для озорных «Вредных советов»).

Читайте ребенку и вместе с ребенком!

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: «Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому…».

Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему ребёнку.

Руководство детским чтением - сложная и увлекательная наука и одновременно искусство. Учиться этому можно всю жизнь, накапливая собственный опыт и знакомясь со специальной литературой. Могу порекомендовать вам специальный журнал для родителей «Семейное чтение».

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них.

  • Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки.
  • Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
  • А вот метод, который предлагает известный педагог III. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это "авторитетное" мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон почитайте с ним книжку, а потом оставьте ее раскрытую и уйдите из комнаты. Но будьте тактичны и внимательны к юному читателю: не давите, не заставляйте читать, не настаивайте на чтении более «сложных» книг, как вам кажется, более соответствующих возрасту вашего ребенка, если он до сих пор самостоятельно читает только совсем уж «детские» книжки.

Предложить родителям решить ситуации:

СИТУАЦИЯ 1

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

Выслушав ответ родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

СИТУАЦИЯ 2

Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?

После высказываний родителей о данной ситуации я упомянула о пользе физкультминуток. Некоторые из них мы разучили прямо на собрании и записали их.

Решение собрания.   Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель:

Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.

Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

Провести праздник сказок: инсценировать сказку по выбору детей, организовать сказочную викторину и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:«Как помочь ребенку хорошо учиться».

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе...

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Родительское собрание было проведено  в 6 классе....

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Методическая разработка родительского собрания...

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.      Задачи: расширить объем знаний родителей о формах и методах ре...

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.Задачи:расширить объем знаний род...

Родительское собрание по теме "Как помочь ребенку стать успешным"

Материал для родительского собрания по данной теме...

Родительское собрание на тему: "Как помочь ребенку в учебе"

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жи...