Вебинар "Повышение уровня педагогической и родительской компетентности как метод коррекционно-профилактической работы с педагогами, родителями и законными представителями" (в рамкам областной акции "Детство без обид и унижений")
консультация (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Самсонова Елена Мунавировна

Целью настоящего вебинара является попытка помочь педагогам, родителям и законным представителям в условиях дистанционного обучения, познакомиться и более обстоятельно разобраться в теоретических вопросах, связанных с проблемой жестокого обращения с детьми, насилия в детской среде, а также предложить некоторые пути решения данной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»

ВЕБИНАР

для педагогов, родителей

и законных представителей на тему:

«Повышение уровня педагогической и родительской компетентности как метод коррекционно-профилактической работы с педагогами, родителями и законными представителями»

 (в рамках областной акции

«Детство без обид и унижений»)

Педагог – организатор Отделения по профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних

Самсонова Елена Мунавировна

Белогородка

апрель 2020

Целью настоящего вебинара является попытка помочь педагогам, родителям и законным представителям в условиях дистанционного обучения, познакомиться и более обстоятельно разобраться в теоретических вопросах, связанных с проблемой жестокого обращения с детьми, насилия в детской среде, а также предложить некоторые пути решения данной проблемы.

Введение

В современном российском обществе происходят коренные преобразования и изменения в различных сферах жизни - экономической, социальной, психологической, политической, а также педагогической.

Преобразования и изменения привели к множеству негативных последствий: резкому расслоению населения по уровню материального благосостояния и имеющимся в связи с этим возможностям, падению уровня жизни большой части населения и неуверенности людей в завтрашнем дне; утрате основных общественно значимых ценностей, в том числе и семейных, когда культивируемый в течение многих лет индивидуализм привёл к культу потребления, к потребности достичь успеха любой ценой, не считаясь с интересами других людей, используя их в своих целях; к отстранению общества, государства от ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.

К негативным последствиям реформ относится и рост агрессии и насилия в обществе, в том числе в детском доме и семейного, от которого страдают, прежде всего, дети как самая незащищенная и уязвимая социальная группа. В то же время рост семейного насилия - не только российская, но и общемировая проблема.

Насилие в целом является актуальной темой для современной России, где число тяжких преступлений против личности не выражает, сколько бы то ни было очевидной тенденции к уменьшению. Проблема предотвращения насилия над детьми в России становится чрезвычайно актуальной. Она рождает множество практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правового, медицинского, образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями, вовлекая в рассмотрение планы охраны материнства и детства в целом, тем более в настоящее время, когда все дети находятся на дистанционном образовании и все время проводят с агрессорами.

Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптированных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, в дальнейшем быть хорошими родителями.

Особенность российской ситуации состоит в том, что на обсуждение проблемы насилия над детьми и воспитанниками, как и в целом насилия против личности, до недавнего времени было своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения и детские дома были недоступны для посторонних лиц. Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы проблемы. Стало явным, что российские дети, так же как дети других стран (а может быть и в большей степени), подвергаются насилию в детском доме, семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами национальных и этнических конфликтов.

В настоящее время в нашей стране практически не существует системы оказания помощи детям, пострадавших от различных форм насилия. Она переживает только начальный период своего становления, хотя уже имеется уникальный опыт отдельных разрозненных исследований, создания кризисных центров, убежищ и приютов для пострадавших женщин и детей, телефонов доверия, волонтерские движения для посещения детским домов и домов - интернатов. Для претворения в жизнь этих программ необходимы подготовленные кадры. До недавнего времени в России не велась подготовка специалистов, волонтеров, работающих с пережившими жестокое обращение и пренебрежение детьми и их семьями, не было методической литературы и образовательных программ, статистики, опросов общественного мнения.

Явление жестокого обращения и пренебрежения детьми только недавно привлекло внимание психиатров, психологов, социальных работников и закона и в настоящее время считается одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности во многих странах. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений, вандализма, делинквентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Поэтому проблема профилактики насилия над детьми является крайне актуальной1.

1 По материалам сайта: "Nsportal.ru" - образовательная социальная сеть

 «Повышение уровня педагогической и родительской компетентности как метод коррекционно-профилактической работы с педагогами, родителями и законными представителями»

Планомерная и своевременная комплексная работа специалистов по социальному и психолого-педагогическому сопровождению семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, или семей, в которых проблемы находятся в латентном состоянии из-за несформированности детско-родительских отношений, является залогом психологического здоровья семьи и способствует профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения.

В рамках психологического просвещения одной из ведущих задач является формирование педагогической и родительской компетентности, направленное на повышение уровня знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное взаимодействия с ребенком. Компетентный педагог и родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» и не переносит чувства страха и вины на ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный педагог и родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться1. Между тем принято считать, что готовность к рождению и воспитанию ребенка присутствует у родителя априори, и нередко, испытывая трудности в общении с детьми, родители формируют запрос, в котором ответственность за изменения полностью ложится на детей. В практике часто бывают ситуации, когда родители считают необходимым проведение коррекционной работы с детьми, отказываясь признать, что проблема лежит в сфере их отношений. Они акцентируют внимание на личности ребенка, полагая, что от них самих ничего не зависит. Но это далеко не так. Являясь первыми и главными воспитателями своих детей, родители несут ответственность за их воспитание и развитие. От готовности и способности родителей  и педагогов качественно исполнять свои обязанности во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность управлять своими чувствами. Показателем компетентности во взаимоотношениях с ребенком является интерес к нему, а также изучение себя и своих действий. Она требует совершенствования условий воспитания в различных типах семей, корректировки содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных особенностей детей, повышения ее психолого-педагогической культуры, как средства перехода семьи из объекта воспитания в субъект саморазвития и саморегуляции2.

Трудности в работе специалиста связаны с тем, что семьи различны по интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности. Родители зачастую полагаются на свой индивидуальный, неоправданный опыт, не задумываясь о последствиях своих воздействий на ребенка, недооценивают силу воспитательных знаний и умений, часто сами нуждаются в помощи. Условно все семьи (с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей) разделяются на три группы.

Первую группу составляют семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей – педагогически развитые семьи. Здесь уклад семейной жизни в основном позитивный, стабильный, и уровень педагогической культуры высок. Собственные педагогические цели и задачи осознанны, имеются представления о способах их реализации, родители знают, чего они хотят и как этого добиться, прекрасно понимают, что результаты зависят от собственных затрат и усилий. Родители делают то, что следует делать в конкретной ситуации, чтобы помочь ребенку добиться успехов. Также в эту группу можно отнести и педагогов, которые работают в детских домах и домах – интренатах с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Во вторую группу входят семьи со средним уровнем воспитательных возможностей.                                Уклад                семьи                часто                противоречивый,        уровень психолого- педагогической культуры матерей и отцов средний. Нравственная атмосфера семьи является позитивной, но в отношениях между взрослыми и детьми зачастую возникают конфликты. Родители обладают знаниями в области педагогики, но они отрывочны и недостаточно осмысленны. Они не всегда умеют применять свои знания на практике, их воспитательные умения нуждаются в дальнейшем развитии.

К        третьей        группе  относятся        семьи  с        низким        уровнем воспитательных возможностей,                где                уклад        семейной        жизни неустойчивый,        неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, грубость, насилие. Отношения между членами семьи неурегулированные, имеют место        нарушения        правил         поведения в        быту,        гипертрофия        материальных потребностей и вытеснение ими духовных, индивидуалистическая направленность членов семьи. Для родителей характерны такие отличительные особенности, как безответственное отношение к своим детям, деспотичный стиль отношений, порой, равнодушие.        Цели и задачи воспитания детей нестабильны, часто меняются. Присутствуют неадекватные ожидания отдачи на собственные затраты и усилия. Наблюдается насильственное погружение ребенка в деятельность, без учета его желаний. Присутствует надежда на третье лицо, которое решит все проблемы. Это семьи группы        риска,        на        работу        с        которыми и направлена основная деятельность3. Чаще всего из этой группы дети поступают в детские дома и дома – интернаты.

Повышение уровня родительской компетентности осуществляется в процессе переориентации родителей с необходимости изменить ребенка на потребность в изменении их самих. Однако, учитывая остроту переживаний родителей по поводу собственной несостоятельности, следует помнить, что важнейшим условием действенности помощи является сохранение родителями веры в себя, положительное оценивание ими собственных ресурсов и способностей в преодолении сложившейся ситуации.

Повышение уровня родительской компетентности осуществляется по трем основным     направлениям.        Первое – это помощь в  осознании  родителями родственной связи с детьми и принятие своих родительских функций (когнитивный компонент), второе – формирование ощущения себя как родителя (эмоциональный компонент), и третье – это формирование умений и навыков по обучению и воспитанию детей (поведенческий компонент). Исходя из опыта родителями, есть три наиболее эффективные формы взаимодействия, направленные на повышение уровня психолого-педагогической культуры. Это проведение индивидуальных консультаций, тренинги и семинары, а в данное время в форме вебинара в сети интернет.

В рамках индивидуальных консультаций мной осуществляется диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. Я использую в своей работе следующий диагностический инструментарий: тест-опросник анализа семейного воспитания (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова). Также я активно применяю проективный метод «Пластилиновые фигурки», разработанный практикующим психологом Натальей Фоминой. Он основан на синтезе системного подхода в семейной терапии и арт-подхода, благодаря чему изменения в детско-родительских отношениях происходят через осознание родителем своего места в семейной системе и принятии на себя ответственности за свою жизнь. Основные задачи, которые я ставила перед собой - обучение базовым навыкам по активному слушанию, навыкам разрешения конфликтных ситуаций во взаимодействии с ребенком, развитие эмпатии и рефлексии, предупреждение проблем в детско-родительских отношениях. Тренинг включает в себя как теоретическую часть, направленную на просвещение родителей по основным вопросам семейного воспитания и особенностей детей, так и практическую, направленную на активное включение родителей в проблемные ситуации, посредством чего происходит расширение важных для успешного родительства навыков.

И, наконец, еще одной формой эффективного просвещения педагогов, родителей и законных представителей является проведение семинаров по вопросам воспитания. Вебинар представляет собой ряд последовательно излагаемых тезисов, подкрепленных примерами с активным включением в обсуждение педагогов, родителей и законных представителей. Это одна из возможностей не просто обучить педагогов и родителей, но и дать им обратную связь, обогатить и расширить их опыт взаимодействия с ребенком. Опыт работы с педагогами, родителями и законными представителями показал, что они заинтересованы в получении новых знаний и готовы использовать их в дальнейшем, чтобы наладить отношения с детьми.

Изменения процесс не мгновенный. Они требуют от человека усилий и, нередко, педагоги, родители и законные представители возвращаются к привычным способам общения, но главное, что они начинают задумываться о том, что может быть и по-другому, а значит просвещение необходимо. И педагогам нужно работать в этом направлении, повышая        психологическою        культуру        родителей, осуществляя        тем        самым профилактику семейного неблагополучия.

  1. Столин В.В., Бодалев А.А. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч. - Исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
  2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. -175 с.
  3. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. - М.: Московский психолого- социальный институт, 2006. - 496с.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2005.- 115 с.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? – М., 2006. – 138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

"Права и обязанности родителей и законных представителей по воспитанию и образованию несовершеннолетних детей".

Семья и школа – это берег и море.   На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море про...

Работа образовательного учреждения по развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье (презентация)

Взаимодействие людей в системе школы строится на различных уровнях, причем семья от этой воспитательной  системы неотделима. Именно от семейной среды зависит, созданы ли благоприятные условия для...

Работа образовательного учреждения по развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье

Процесс социализации существенным образом зависит от общепринятых норм в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную...

Анкетирование Родителей и законных представителей

Анкетирование с аналитической справкой о проведенной работе....

Памятка для родителей (к родительскому собранию "Детство без обид и унижений")

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители, использующие часто физические наказания, добиваются только вид...