Методическая разработка родительского собрания " Подростковая депрессия" классного руководителя 11 класса.
классный час (11 класс)

Митякова Надежда Ивановна

Тематическое родительское собрание, посвященное безопасности жизни детей. Эта проблема актуальна в наши дни. Статистика показывает, что именно подросткам свойственны различные типы суицидального поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kl.ruk_.11_a_mityakova_n.i.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“ Школа № 35” города Рязани.

Методическая разработка родительского собрания

 классного руководителя 11 А класса

Митяковой Н.И.

“ Подростковая депрессия”

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Подростковая депрессия»

Целевая группа: родители учащихся 11 класса.

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в профилактике кризисных ситуаций, связанных с подростковой депрессией,  оказание профилактической помощь родителям.

Задачи:

Задачи:

- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

- предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком;

- формировать представления о разных способах выражения любви к ребёнку;

-  воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам;

- предложить рекомендации родителям по профилактике подросткового суицида.

Целевая аудитория – родители обучающихся 11 А класса.

Продолжительность собрания – 1 час 10 мин.

План

1. Вступительное слово.

2. Работа в группах.

3. Общая дискуссия о доверительной атмосфере в семье.

4. Обратная связь.

5. Подведение итогов встречи.

6. Памятки.

Оборудование:

- бумага

- ручки или фломастеры

- распечатанные задания для групп

-памятки для родителей

Организация работы: Родительское собрание рассчитано на 1,5 часа. Для организации работы важно создать общее пространство, подготовить столы и вокруг них стулья.

Технология проведения родительского собрания:

Очень важно вовлечь родителей в активное взаимодействие: обсуждение в группах, высказывание своего мнения и учет мнения других. Классный руководитель поддерживает активность, при необходимости дополняет, уточняет высказанное мнение. Опираясь на прозвучавшие высказывания, подводит итоги дискуссии. Реализация интерактивной технологии позволяет активизировать внутренний потенциал родителей, расширяет репертуар взаимодействия с детьми. Для проведения встречи в активной форме необходима соответствующая организация пространства в помещении (освобождается центр класса, участники рассаживаются по кругу с возможностью объединения в мини-группы) и личностно-ориентированный стиль ведения родительской встречи.

Планируемые результаты:

В ходе обсуждения, родители расширят свои представления о подростковой депрессии, способах оказания психологической поддержки детям. Смогут обменяться опытом, как выстраивать детско-родительские отношения в случаи подобной  ситуации, как создать условия для профилактики кризисных ситуаций.

Ход встречи

1. Вступительное слово

Ведущий (классный руководитель): Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас! Сегодня проводится тематическое собрание, посвящённое безопасности жизни детей, предстоит обсудить проблему суицидов в подростковый период. Статистика показывает, что именно подросткам свойственны различные типы суицидального поведения. Я познакомлю вас с информацией по данной проблеме с помощью презентации.

Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Чаще всего тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. За последние годы суицид подростков возрос на 60%. Практика показывает, что покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей.

Привести к суициду могут экономические проблемы в семье, безнадёжность, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Тяжёлые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая может привести к возникновению суицидальных намерений. Хотя, обратите внимание, что депрессивная модель мира подростка часто формируется на основе семейных ценностей. Для ребенка любого возраста определяющую роль играет ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри семьи.

Суицидальное поведение - это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьей.

Итак, подростковая депрессия. Данное состояние может проявляться в виде следующих симптомов: потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие, изменение аппетита и веса, потеря энергии, изменение продолжительности сна, активности, мысли о смерти, суицидальные намерения или попытки, снижение успеваемости или изменение отношения к школе, соматические жалобы, агрессивность.

Также причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаемая печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть её за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением ПАВ, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю.

Особенности подросткового суицида:

- суициду могут предшествовать непродолжительные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе). Конфликт воспринимается подростком как крайне травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

- или наоборот, суицидальный поступок воспринимается подростком в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;

- суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

- суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нём нет продуманности, взвешенности;

- средства самоубийства выбираются неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.);

- у подростков не сформировано понимание смерти. В их понимании смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад.

Многим, склонным к самоубийству подросткам свойственны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков.

Сейчас вы получите Памятку для родителей с конкретными рекомендациями по профилактике суицидального поведения подростков, содержание Памятки можно изучить дома.

Продолжу наш разговор словами Василия Александровича Сухомлинского: «Люди - это самое интересное и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо учиться делать шаг им навстречу, предавая контакту все новые формы и оттенки».

Уважаемые родители, мы переходим к следующей части нашей встречи.

- Скажите, вы любите играть? (ответы участников мероприятия).

- Желающих поиграть попрошу выйти сюда. Мне нужно 4 человека.

Проводится игра «Подарки».

Необходимые материалы:  комнатный цветок, шоколад, пачка салфеток,  книга,  ручки, листы бумаги.

        Ведущий: У меня есть несколько  небольших подарков (выкладывает шоколад, пачку салфеток, книгу, комнатный цветок). Попрошу Вас взять ручки, листы бумаги и присесть. Напишите на листках своё имя и тот подарок, который вы бы хотели получить. Сложите листочки и передайте их мне.

        После того как участники написали записки, ведущий вручает невпопад каждому из них подарок за участие в игре.

        Обсуждение:

- скажите, кто получил тот подарок, который хотел?

- что вы чувствовали, когда ваше желание и подарок совпали?

- что вы чувствовали, когда ваше желание и подарок не совпали?

        Давайте сделаем вывод: неоправданные ожидания наталкивают на мысль, что вас не понимают, не учитывают  или не знают наших интересов. И если такая ситуация повторяется несколько раз – это лишь подтверждает мнение, что вас не любят, вами не дорожат. Почему? Потому, что не понимают, что вам нужно, что вас порадует.

    Наша любовь к детям – это безусловный подарок, который мы дарим каждый день.

Письменное задание для всех родителей.

Необходимые материалы: ручки, листы бумаги. Время выполнения задания 3-4 мин.

Участникам предлагается письменно ответить на вопрос: как ваш ребёнок понимает, что вы его любите? По каким нашим действиям дети это понимают? Ответы родителей собираются.

        Обсуждение:  что произойдёт с вашим ребёнком, если он не найдёт подтверждения, что вы его любите? Мнения родителей записываются кратко на доске. Делаем вывод.

Ведущий: Мне очень понравилась одна метафора: «Каждый ребёнок – это сосуд, который нужно наполнить любовью». Ребёнок жаждет любви. И когда он её чувствует, он развивается нормально. А как чувствует себя ребёнок, когда сосуд пуст? Чаще всего дети совершают проступки, когда «сосуд любви» пуст. Случаются трагедии, когда подростки ищут любовь не там, где они могли бы её найти.

Ведущий : Любовь -  наша основная эмоциональная потребность, и, когда другой человек удовлетворяет её, мы испытываем к нему тёплое эмоциональное чувство. Эмоциональный климат семьи может в значительной степени измениться, если все члены семьи научаться говорить на «родных языках любви» друг друга. Давайте наполнять сосуды, говорить на доступном для вашего ребёнка языке.

Рефлексия: методика «Неоконченные предложения».

Необходимые материалы: ручки, бумага.

Ведущий: Закончите предложения:

 «Вначале мероприятия я чувствовал (а)….»,

«Сейчас я чувствую……»,

«Я уверен (на), что ….»,

«Я понимаю, что…»

«Теперь я знаю…»

«Информация, полученная в ходе мероприятия мне…..»

«Думаю, что…».

Ведущий: Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние  на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности.

Ведущий: Спасибо всем за внимание! А сейчас, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы заслужили их. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие. Всего вам доброго!

Памятка для родителей.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде - есть слишком мало или слишком много;

– во сне - спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде - стать неряшливым;

– в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти:  «Я собираюсь покончить с собой»;  «Я не могу так дальше жить».

2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

        Если вы обратили внимание на то, что человек проговаривает, или во внешнем виде проявляет те признаки, о которых говорилось выше, нужно обязательно побеседовать с ним, скорее всего у него есть проблемы, разрешить которые он не в состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...

Методическая разработка: Родительское собрание "Особенности подросткового возраста."

В данной методической разработке рассказано об  основных особенностях подросткового возраста, о влиянии семьи и школы на становление подростка. В собрании  даны конкретные рекомендации по эф...

Методическая разработка: Родительское собрание "Особенности подросткового возраста."

В данной методической разработке рассказано об  основных особенностях подросткового возраста, о влиянии семьи и школы на становление подростка. В собрании  даны конкретные рекомендации по эф...

Методическая разработка родительского собрания «Как повысить мотивацию ребенка к учебе?» (7 класс)

Методическая разработка родительского собрания «Как повысить мотивацию ребенка к учебе?»  (7 класс)...

Методическая разработка «Родительское собрание «Подростковый возраст и его психологические особенности»

Родительское собрание:«Подростковый возраст и его психологические особенности» Цель: оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками,...