«Мы вместе- одна семья»
проект (6 класс)

Крючкова Светлана Геннадьевна

Педагогический проект. 

Работа с семьями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект. 67.18 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Саланчикская общеобразовательная шкла-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья »Минобразования Чувашии

Рассмотрено  на заседании

Педагогического совета № __

от«_____» ______ 202____г

Утвержден:

приказом №_____

от«_____» ______ 202____г

 

Педагогический проект

Работа с семьями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

«Мы вместе- одна семья»

 

 

       

 Автор:    Крючкова С.Г.

учитель    первой                                                                                                           квалификационной категории                  

пос. Саланчик

2019г.

Обоснование потребностей создания проекта

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого

зависит безопасность всего большого  человеческого общества
И.Г.Песталоцци

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, а иногда жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий. 

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка.

Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с детьми  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения социально-  педагогических и психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках данного педагогического проекта. 

Проект разработан с опорой на классические и современные концепции и модели социально – педагогической и психологической работы с родителями детей с нарушениями развития   В. В. Ткачевой, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, И. М. Марковской, В. Д. Шмидт и др.

Цель и задачи проекта

 Цель:

  •    помощь в создании благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  • формировать позитивную самооценку родителей, снимать тревожность;
  • корректировать трудности детско-родительских отношений;
  • формировать навыки адекватного общения семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с окружающим миром (социумом);
  • повышать уровень родительской компетентности в воспитании, образовании и развитие детей

Ожидаемый результат проекта

В ходе реализации проекта планируется:

  • улучшение психологического климата в семьях;
  • снижение уровня тревожности у детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их  родителей;
  • достижение положительной динамики в формировании межличностных отношений родителей и детей;
  • установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности;
  • удовлетворенность родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности в образовательном учреждении;
  • повышение уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей.

Целевая аудитория: родители 5 класса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Участники, партнеры проекта: классный руководитель, обучающиеся, воспитатели,  педагог – психолог, социальный  педагог, педагог – логопед, медсестра, социум.

Сроки реализации проекта:   2019-2022г.г.

Этапы реализации проекта

1 этап - аналитический    (сентябрь 2019г. – ноябрь 2019)  

Задачи этапа: формирование   социального паспорта класса; изучение проблем и потребностей семей, в которых воспитываются обучающиеся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); выявление уровня педагогической грамотности родителей; определение основных  целей  проекта.

2 этап – организационный:  планирование и прогнозирование предстоящей работы  (декабрь 2019г.)

Задачи этапа :    учет и корректировка   плана работы  специалистов школы - интерната для реализации  проекта; подбор наиболее актуальных тем для просвещение родителей по вопросам семейного воспитания детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3 этап – практическая деятельность   ( январь 2020- март 2022)

Задачи этапа: проведение социально- педагогических и психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для  формирования  у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 4 этап – итоговый, диагностический (апрель 2022г.- май 2022г.)

Задачи этапа: анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями  обучающихся с ОВЗ,  разработка рекомендаций для родителей по  вопросам семейного воспитания детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Формы и методы работы

Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров   используются  следующие формы работы с родителями :

Групповые формы работы с родителями:

  • организационные
  • тематические
  • итоговые 

Индивидуальные формы работы с родителями:

  • беседы с родителями
  • консультации
  • посещение семьи.
  • Различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки, «вопрос –ответ» на страницах школьного сайта);
  • совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, концерты, экскурсии);

семейные праздники и традиции, конкурсы, выставки совместных работ детей и родителей

Основные методы работы с семьёй:

  • наблюдение
  • беседы
  • экспериментальное изучение ( социологические опросы, тестирование, анкетирование, проективные методики)
  • убеждение.

Механизм реализации проекта

1.Исследование семьи: изучение особенностей фукционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучении потребностей родителей и ребенка и пр.

2. Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество.

3. Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи.

4. Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики.

5. Работа специалистов по оказанию психолого – педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.

 6. Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями).

7. Разработка рекомендаций для родителей.

Содержание проекта

Направления деятельности с семьёй

Деятельность с семьёй реализуется по следующим направлениям:

Образовательное  направление, предполагает повышение  родительской компетентности в обучении  и   воспитании детей  с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями). Помощь в обучении направлена на формирование родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей и их просвещение.

Психологическое  направление деятельности включает  социально -

психологическую поддержку  и коррекцию.  Такая поддержка с позиции  

педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье, в детском коллективе.

Профилактическое направление. В сотрудничестве с другими организациями, социумом педагоги ведут работу по выявлению проблемных семей, оказывают   своевременную   помощь в разрешении внутрисемейных  конфликтов, дают рекомендации  по оздоровлению  условий  семейного воспитания, осуществляют квалифицированную психологическую поддержку.

Информационно- методическое направление включает в себя  разработку методических рекомендаций для родителей по  вопросам семейного воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  работа в  разделе рекомендаций «Родителям» или «Обратная связь»( вопрос – ответ) в рамках сайта школы.

Досуговая деятельность направлена на участие в коррекционно- педагогическом процессе в интересах своего ребѐнка, установление отношений партнерского сотрудничества школы – интерната – родителей –социума .

План - график  реализации проекта по направлениям:

образовательное, психологическое, профилактическое,

информационно- методическое

Срок проведения

Родительские собрания

Тематические консультации

Индивидуальные консультации

1

2

3

4

2019-2020 учебный год

Сентябрь

 Знакомство с родителями учеников-пятиклассников

Инструктаж по ПДД.

Консультация психолога «Как помочь ребёнку адаптироваться в школе в среднем звене».

Консультация логопеда по итогам обследований.

Октябрь

  Адаптация пятиклассников в школе - интернате.

Консультация психолога по итогам обследований.

Ноябрь

Консультация педагога – логопеда «Выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики»

Консультация социального педагога по связям с социальными службами

Декабрь

Родительский авторитет. Зачем он нужен?

Январь

Консультация педагога – логопеда «Формирование мелкой моторики»

Консультация психолога (по запросам родителей).

Февраль

Консультация психолога «Мой ребёнок как юла»

Консультация логопеда (по запросам родителей

Март

Семейные традиции и способность ребёнка трудиться

Апрель

Консультация соц. педагога «Особенности воспитания в опекаемых и «приёмных» семьях»

Затруднения в учёбе (консультации для родителей)

Май

Эмоции положительные и отрицательные (Подведение итогов года)

 

Консультация о занятости детей в каникулярное время.( Проводит соц. педагог и малый педколлектив)

2020-2021 учебный год

Сентябрь

Консультация психолога по итогам обследований

Октябрь

«Воспитательный потенциал семьи»

Консультация педагога – логопеда «Заучивание стихов, с использование приёмов мнемотехники»

Консультация логопеда по итогам обследований.

Ноябрь

Консультация психолога «Психологическая помощь и реабилитация»

Затруднения в учёбе (консультации

 для родителей)

Декабрь

 «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

Консультация педагога – логопеда «Проговаривание скороговорок и поговорок»

Консультация психолога (по запросам родителей).

Январь

Консультация логопеда (по запросам родителей)

Февраль

Консультация соц. педагога «Причины самовольных уходов»

Март

«Мой ребенок становится трудным»

Консультация психолога «Поведение взрослых во время общения с ребёнком»

Апрель

Консультация  фельдшера (по запросам

 родителей)

Май

Итоги прошедшего года «Вот и стали мы на год взрослей»

 

Консультация о занятости детей в каникулярное время.

( Проводит соц. педагог)

2021-2022 учебный год

Сентябрь

Консультация психолога по

итогам

обследований

Октябрь

Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных 
и личностных качеств ребенка

Консультация соц. педагога «Роль семьи в нравственно – половом развитии детей»

Консультация логопеда

по итогам обследований.

Ноябрь

Консультация педагога – логопеда «Работа над сказкой»

Затруднения

в учёбе (консультации

для родителей)

Декабрь

Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности

Январь

Консультация психолога «Если ребёнок не хочет идти в школу»

Февраль

Консультация соц. педагога «Проблема общения детей и выражение нецензурной бранью»

Консультация психолога (по запросам родителей).

Март

 Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении обучающихся

Консультация логопеда (по запросам родителей

Апрель

Консультация психолога «Если ребёнок врёт»

Май

Итоги четырех лет обучения

 

Консультация о занятости детей в каникулярное время.

( Проводит соц. педагог)

2019 – 2022 г.г.

Информационно- методическое направление

Памятки с разработанными методическими рекомендациями для организации коррекционных занятий детей

Подготовка и оформление раздела рекомендаций «Страничка для родителей»

План - график  реализации проекта  досуговой деятельности

Срок проведения

Содержание

Результаты  

 Ежегодно

Детские праздники (утренники), участие в них родителей

Родители видят результаты труда  педагогов и свои собственные, что стимулирует их дальнейшее участие в коррекционно- педагогическом процессе в интересах своего ребѐнка

Ежегодно

Общеразвивающие

 «В поисках книжных сокровищ».

Конкурс «Природа и фантазия»

Приобщение к семейному чтению. Формирование способности к самоорганизации

2019-2022г.г.

Оздоровительные  

Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»

Пропаганда здорового образа жизни в семье. Улучшение соматического и психического здоровья

Ежегодно

Праздничные

День матери

 Мой папа самый-самый …

Поддержание престижа материнства, активизация роли отца, улучшение межличностных взаимоотношений

Ежегодно

 Участие в творческих конкурсах, проектной деятельности.

Раскрытие творческого потенциала, развитие способностей детей и родителей.

2019-2022г.г.

Субботники

Экскурсионная деятельность

Повышение уровня взаимоуважения, взаимопонимания, сотрудничества между сотрудниками школы и родителями

Ресурсы

 Кадровые ресурсы

Должность

Количество штатных единиц

Функции

Зам. Директора по УВР

1

Организационно-управленческое содействие в реализации проекта

Педагог - психолог

1

Проведение мероприятий в соответствии с утвержденным планом.

Разработка методических рекомендаций для родителей, подбор книг для выставки психолого- педагогической литературы.

Социальный педагог

1

Составление социального паспорта семьи.

Выработка плана совместной деятельности по вопросам развития и воспитания ребёнка в семье.

Консультации для родителей

Педагог –логопед

1

Повышение уровня знаний родителей о видах нарушений устной и  письменной речи.

Проведение консультаций для    родителей.

Проведение внеклассных мероприятий.

Медсестра

1

Консультация родителей по результатам медицинского  осмотра.

Медицинский всеобуч

Воспитатели

1

Проведение консультаций для   родителей по протеканию адаптации, по внеурочной занятости обучающихся.

Проведение досуговой деятельности.

Классный руководитель

1

Проведение мероприятий   в соответствии с утвержденным планом.

Сбор текущей и итоговой информации, демонстрирующей эффективность проводимой работы .

Оценка и анализ результатов реализации проекта.

Разработка методических рекомендаций для родителей

Материально-технические ресурсы

  • Помещение для индивидуальных и групповых форм работы, оборудованное рабочей мебелью (стол, стулья).
  • Мультимедийный проектор и экран.
  • Цифровой фотоаппарат.
  • Персональный компьютер.
  • Канцтовары (бумага для печати, канцелярские принадлежности, материалы для творческой деятельности).

Информационные ресурсы

  • Мультимедийные презентации.
  • Видеоматериалы (обучающие ролики, фрагменты публицистических и художественных фильмов, демонстрирующих примеры жизни и развития детей   с нарушениями развития).

  • особого ребенка, психологическим средствам и приемам воспитания Аудиоматериалы (музыка для релаксации).
  • Информационные буклеты и памятки с информацией по вопросам развития и воспитания, продуктивного взаимодействия с ребенком, членами семьи.

Методические ресурсы

Анкета для родителей  

  • Анкета для родителей детей с ОВЗ ( Приложение 1)
  • Модифицированный тест-опросник родительского отношения, авторы А.Я.Варга, В.В.Столин (Приложение 2).
  • Методика изучение  удовлетворенности родителей работой  школы

разработана Степановым Е.Н. (модифицированная) (Приложение 3).

Эффективность реализации проекта

  • уровень удовлетворенности родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности в образовательном учреждении
  • динамика   формирования межличностных отношений родителей и детей
  • уровень педагогической грамотности родителей

Литература

  1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
  2. Госпорьян А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России. // Социальное обеспечение. – 2005. – № 24. – с.4-7.
  3. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М., 2005. Сатир В. Психотерапия семьи. – М., 2010
  4. Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. — М., 2008 — 239 с
  5. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2003. — 320с.
  6. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. обр. / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамной. — 6 изд. перераб. и доп. — М., 2011. — 336 с
  7. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книж- ный центр, 2014. — 160 с.

Приложение № 1

Анкета для родителей детей с ОВЗ.

 

Уважаемые родители!

     Просим Вас принять участие в небольшом исследовании. Ваше участие имеет большое значение для планирования работы  проекта  для родителей.

Цель проекта : помощь в создании благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

              Благодарим за участие и активное сотрудничество.

Анкета

1.Какие трудности в воспитании ребенка Вы испытываете?

_____________________________________________________

2.Какую помощь родителям, по Вашему мнению, должен оказать Проект? Перечислите.

________________________________________________________

3.Консультации, каких специалистов Вам необходимы:

·         психолога

·         логопеда

·         социального педагога

·          фельдшера

·         юриста 

Укажите, каких еще.___________________________________

4.Какие направления деятельности  Проекта Вас интересуют?

·         психолого-педагогическое просвещение родителей;

·         психолого-педагогическая диагностика с целью изучения индивидуальных особенностей ребенка и решения его проблем

          ( в том числе по запросу родителей);

·         психологическое консультирование родителей по проблемам психологического развития, воспитания детей;

·         развивающая деятельность с детьми;

5.Какие темы Вам будут интересны?

·         ознакомление родителей (законных представителей) с закономерностями психического развития ребенка, психологическими особенностями детей;

·         обучение родителей методам и приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомлению их с развивающими дидактическими играми;

·         оптимизация системы внутрисемейных отношений с целью повышения степени их влияний на развитие ребенка;

·         расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах, как в социальном, так и в психологическом плане;

·         формирование у родителей адекватной и конструктивной позиции в отношении перспектив ребенка;

·         сплочение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями ребенка;

·         снижение уровня родительской тревожности;

·         Ваши предложения;

________________________________________________________

6. Какие формы работы для Вас наиболее приемлемы:

5.      лектории

6.      тренинги

7.      мастер- классы

8.      семинары-практикумы

9.      индивидуальное консультирование

10.  групповое консультирование

11.  круглые столы

12.  адресные беседы

13.  уроки психологии

7. Ваши предложения по деятельности  Проекта.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2

Модифицированный тест-опросник родительского отношения — ОРО

(А.Я. Варга, В.В. Столин)

 Цель: изучение родительской позиции матери или отца по отношению к своему ребенку.

Она состоит из пяти шкал: «Принятие–отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова, 2004).

Структура опросника

Опросник состоит из пяти шкал.

1. «Принятие–отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.Содержание одного полюса шкалы: ребенок нравится

родителю таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы.

На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает в отношении ребенка злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения.

Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и

самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель

ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу

за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою

волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного

родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется родителю младше реального

возраста. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для

дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ничего не заслуживают.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто сожалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того,что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, каков он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Ключи к опроснику

1. Шкала «Принятие–отвержение»: 3, 4, 8, 10, 11,12, 14,

15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46,

47, 49, 52, 53, 55, 56, 58, 60.

2. Шкала «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3. Шкала «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 57.

4. Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19,

30, 48, 50, 59.

5. Шкала «Маленький неудачник»: 13, 17, 22, 23, 51, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется так:

— отвержение,

— кооперация,

— симбиоз,

— гиперсоциализация,

— инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.

Приложение № 3

Удовлетворенность родителей работой  школы

  Методика изучение  удовлетворенности родителей работой  школы

разработана Степановым Е.Н. (модифицированная)

Цель: Выявление удовлетворенности родителей работой школы и педколлектива.

 Возраст: родители

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 - трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

  1. Взаимопонимания в контактах с администрацией и классным Класс, в котором  учится ваш ребенок, можно назвать дружным.
  2. Среди своих одноклассников  наш ребенок чувствует себя комфортно.
  3. Проявляют ли педагоги доброжелательное отношение к ребенку.
  4.  Испытываете ли вы чувство руководителем.
  5. У вас хороший классный руководитель.
  6. Педагоги  справедливо оценивает достижения вашего ребенка.
  7.  Ваш ребенок не перегружен учебными занятиями.
  8. Педагоги учитывают индивидуальные особенности вашего ребенка.
  9. Занятия в школе полезны и интересны вашему ребенку.
  10. Педагоги дают вашему ребенку глубокие и прочные знания.
  11. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье вашего ребенка.
  12. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения вашего ребенка.
  13. Администрация и педагоги  создают условия для проявления и развития способностей ребенка.
  14. Школа по настоящему готовит ребенка к самостоятельной жизни.

4 – совершенно согласен ,  3 – согласен ,   2 - трудно сказать

1 – не согласен,    0 – совершенно не согласен

1.Взаимопонимания в контактах с администрацией и классным Класс, в котором  учится ваш ребенок, можно назвать дружным.

2.Среди своих одноклассников  наш ребенок чувствует себя комфортно.

3.Проявляют ли педагоги доброжелательное отношение к ребенку.

4. Испытываете ли вы чувство руководителем.

5.У вас хороший классный руководитель.

6.Педагоги  справедливо оценивает достижения вашего ребенка.

7. Ваш ребенок не перегружен учебными занятиями.

8.Педагоги учитывают индивидуальные особенности вашего ребенка.

9.Занятия в школе полезны и интересны вашему ребенку.

10.Педагоги дают вашему ребенку глубокие и прочные знания.

11.В школе заботятся о физическом развитии и здоровье вашего ребенка.

12.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения вашего ребенка.

13.Администрация и педагоги  создают условия для проявления и развития способностей ребенка.

14.Школа по настоящему готовит ребенка к самостоятельной жизни.

4 – совершенно согласен ,  3 – согласен ,   2 - трудно сказать

1 – не согласен,    0 – совершенно не согласен

Обработка полученных данных.

 Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

У равен 3 - высокий уровень;

У равен или больше 2, но не меньше 3 - средний уровень;

У меньше 2 - низкий уровень.

Затем  показатели сравниваются и делаются выводы.

Результаты вносятся классным руководителем в итоговую ведомость таб. №1

Количество

 родителей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Таб.№1 Результаты диагностики уровня   удовлетворенности родителей работой  школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Самый, самый, самый я, а вместе мы - одна семья!"

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов общеобразовательной школы, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, формы здоров...

Элективный курс для 8-9 классов "Вместе мы - одна семья"

Элективный курс для 8-9 классов общеобразовательной средней школы, направленный на изучение судьбы различных народов в СССР. Цель: воспитание гражданской идентичности и национальной толерантности....

сценарий дня толерантности "Вместе мы одна семья!"

Цель:Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.Задачи:Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и наци...

Мы - одна школа, мы - одна семья

Методические рекомендации для классного руководителя по проведению внеклассного мероприятия по сплочению классного коллектива...

Методическая разработка классного часа на тему: "Вместе мы одна семья"

Мероприятие посвящено толерантности и воспитанию патриотизма...

Конспект занятия "Вместе мы одна семья!"

Цель занятия: Сплочение детского и коллектива через формирование способностей конструктивно взаимодействовать с членами группы  для достижению общей цели. Задачи:1. формировать стремлен...

Сценарий спортивного праздника "Ты и я, вместе мы одна семья!"

Спортивный, семейный праздник для учащихся и их родителей....