Родительское собрание "Первый раз в 5 класс"
методическая разработка (5 класс)

Вяткина Марина Ильинична

Первое родительское собрание в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie_-_pervyy_raz_v_5_klass.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №1

«Первый раз в пятый класс»

Разработал:

классный руководитель

5 «б» класса

Вяткина Марина Ильинична

Каменск

«Первый раз в пятый класс»

Цели:

  • ознакомить родителей с возможными трудностями, с которыми сталкиваются пятиклассники;
  • раскрыть особенности обучения в среднем звене;
  • информировать родителей о концептуальном замысле организации учебно-воспитательного процесса в школе и классе;

Задачи:

  • выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
  • выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
  • привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Оборудование:

  • оформление кабинета;
  • анкеты для учащихся;
  • тест для родителей;
  • ситуации для ролевой игры;

План:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сложности кризисного периода при переходе учащихся в пятый класс.
  3. Итоги анкетирования учащихся
  4. Советы родителям
  5. Тестирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми»
  6. Ролевая игра «Наоборот»

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово учителя.

«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого»

Э. Кант

Добрый вечер, уважаемые родители!

Желание хорошо учится, делать все так, чтобы взрослые были довольны (не огорчались и не переживали, радовались, чтобы родители не наказывали), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в 4 классе, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интереснее и веселее. Однако столкновение с трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.

Как вы знаете, любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период, от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Для ребенка это довольно сложный этап в его личностном и эмоционально-психическом взрослении, и этот этап совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития. В адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими или, напротив, «развязными», шумными, суетливыми. У них может снизится работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными. Подобные функциональные нарушения в той или иной форме характерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобное исчезает через 2-4 недели после начала учебы. Однако, есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже дольше. И наша с вами задача – разобраться что их волнует, беспокоит, выявить проблемы и оказать реальную помощь.

Все родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был счастлив, считают, что жизнь удалась, если у детей все прекрасно. Еще А.С.Макаренко напоминал всем: «Наши дети это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед своей страной». Успешная адаптация возможна только при определении основных целей, задач воспитания и осознании необходимости единства усилий семьи и школы в воспитании и развитии учащихся.

В чем же заключается сложность кризисного периода, и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из них.

2. Сложности кризисного периода при переходе учащихся в пятый класс.

«Изменение условий обучения». Учась в начальной школе ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через  некоторое время после начала учебы этот учитель знал на что способен ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь в сложной ситуации. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий, ведению тетрадей, дисциплине были одинаковые. При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.

«Изменение требований». Еще усложняется период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом и т.д. Как быть в этом случае? Во-первых постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи» приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых это учит строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

«Отсутствие контроля». Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель, он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера учебного процесса, зная особенности ребенка. Одному напоминала что надо выполнить дом.задание, другому – что бы тот принес карандаш, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Один учитель отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. В 5 классе такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание, есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Родителям нужно быть терпеливее, чаще спрашивать ребенка о школьной жизни, контролировать выполнение домашнего задания. Если увидите проблемы, не затягивайте, подходите к учителю, выясните причину появившихся сложностей, расскажите об особенностях своего ребенка.

«Пробелы в знаниях». Не усвоив тему в 5ом классе, ребенок рискует не понять следующий материал. Материал усложняется от урока к уроку. Перед выполнение дом.задания проверьте, усвоен ли классный материал, прочитан ли параграф. Попросите объяснить ребенка, как он выполняет то, или иное упражнение. Можно заняться развитием мышления, памяти, внимания.

3. Итоги анкетирования учащихся

1. Учебные трудности, с которыми столкнулись ваши дети в 5 классе:

- пробелы в знаниях за курс начальной школе (4чел)

- отсутствие желания учится (5чел)

- не умею самостоятельно организовывать свою деятельность, нужен контроль родителей (3 чел)

- невнимательность, рассеянность (7 чел.)

- трудности при выполнении письменных заданий по русскому языку (8 чел.)

- трудности при решении математических задач и примеров (4 чел)

- бегаю по школе (1 чел)

- нет проблем (4 чел)

2. Мне нравятся следующие предметы:

- технология (7)

- русский язык (5)

- история физ.ра (4)

- информатика, математика, (3)

- биология, английский, ИЗО, (2)

- музыка, (1)

- литература (2)

3. Мне не нравятся следующие предметы:

- англ.язык (5 - сложно, не знаю слов, ругаются, трудности в изучении)

- биология (скучно)

- математика, (2 – задачи)

- русский язык (1 – много пишем)

- изо, (1 - скучно)

4. В свободное время от школы я

- занят в кружках, секциях (12 чел)

- ни чем не занят (8 чел)

5. В какое время ты выполняешь дом.задание:

- днем (11 чел)

- вечером (9 чел)

6. Оказывают ли тебе помощь родители:

- да (12 чел)

- нет (7 чел)

- иногда (1 чел)

4. Советы родителям

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

  • брать в школу только то, что необходимо;
  • внимательно записывать дом. задание;
  • здороваться с учителями и детьми;
  • отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
  • просить о помощи, если что-то не получается;
  • заниматься одним делом и не отвлекаться;
  • правильно реагировать на замечания, отвечать за свои поступки;
  • устанавливать дружеские отношения со сверстниками;
  • взаимоуважать и доверять;
  • соблюдать дисциплину не только во время урока, но и на перемене;

5. Тестирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми»

Для того чтобы воспитывать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать собственного ребенка, уметь пользоваться педагогическими приемами, но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания с ними.

Вопрос

Отметьте галочкой ответ наиболее близки вам.

да

иногда

никогда

1

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

2

Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?

3

Интересуются ли они вашей работой?

4

Знаете ли вы друзей ваших детей?

5

Бывают ли они у вас дома?

6

Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

7

Проверяете ли вы, как они делают уроки?

8

Есть ли у вас общие с ними увлечения и занятия?

9

Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10

Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?

11

Обсуждаете ли вы прочитанные книги?

12

Бываете ли вы вместе в театре, на выставках, на концертах?

13

Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?

14

Участвуете ли вы вместе с детьми в туристических походах, прогулках?

15

Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

Оценка результатов:

- да - 2 балла;

- иногда – 1 балл;

- никогда – 0 баллов.

от 20 баллов и выше – ваши отношения с детьми можно назвать благополучными.

от 10 до 20 баллов – ваши отношения удовлетворительны, но недостаточно многосторонне, необходимо их углубить и дополнить.

от 0 до 10 баллов – ваши контакты с детьми явно недостаточны, необходимо решить как их улучшить.

6. Ролевая игра «Наоборот»

Родители делятся на 4 группы. Родители выступают в роли учащихся и разыгрывают ситуации, в роли родителя выступает учитель.

Ситуация 1. Ученица пятого класса, буду отличницей в начальных классах, показывает маме в дневнике тройку по контрольной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за успехи дочери.

Права ли мам? Как поступили бы вы в этой ситуации?

Конечно же, маму девочки очень интересуют успехи дочери. Но, частое непонимание, непринятие родителями своего ребенка из-за неудач, с которыми он столкнулся, может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как его часть его могут стать для ребенка враждебными, опасными. А это приводит к утрате доверия между взрослыми и детьми и является источником невротических реакций и нервозов.

Ситуация 2. Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы, по мнению родителей это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорически заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья.

Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?

В подростковом возрасте и в период обучения в среднем звене важным для ребенка становится общение с друзьями, учебная деятельность отступает на задний план, здесь очень важно знакомство родителей с друзьями и одноклассниками. И правильная организация дня.

Ситуация 3. Родители не узнают своего ребенка: появилось упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов. В качестве воспитания используют физические меры наказания, ругают в присутствии других людей и друзей, лишают ребенка удовольствий.

Правы ли родители? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Особенности развития ребенка с 11-летнего возраста проявляются в трудностях в отношениях с взрослыми и здесь недопустимы физическое и психическое давление на ребенка. Сравнивая себя со взрослыми, младший подросток приходит к заключению, что между ними и взрослыми никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознает, что также обладает правами. Но при всей кажущейся взрослости ребенок имеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими.

Ситуация 4. Родители стали замечать, что ребенок стал скрытным, замкнутым, неохотно делится впечатлениями о делах в школе, у него появились секреты. Родители не знают, как быть в этой ситуации.

А как поступили бы вы?

Вступая в младший подростковый возраст, дети больше начинают ориентироваться на себя, свой внутренний мир, свои фантазии, многие начинают вести дневник и степенью доверия к взрослым, определяется степень откровенности ребенка.

7.  Выступление ведущих учителей-предметников.

1. ФИО– учитель русского языка и литературы.

2. ФИО – учитель математики.

8. Организационные вопросы:

1. Выбор председателя родительского комитета + 2 родителя.

2. Проверка дневников – нет личных данных (3чел) частично нет данных (7чел.), роспись родителей есть только у 3 чел. Нет записи дом. заданий, расписания, даты и месяца.

3. Дисциплина.

4. Кружки, секции.

5. Входной контроль по учебным дисциплинам.

6. Социометрическое обследование.

7. Орг. вопросы:

1) Расписание уроков - 5-6 уроков с понедельника по субботу.

2) Расписание звонков (начало уроков в 8.15.)

3) Обед – после третьего урока, едят выборочно, стоимость обеда около 20 рублей. Список документов для бесплатников.

4) Анкеты-согласие прививок.

5) Фотографии классом.

6) Спортивная форма.

9. Слово родителям.

10. Подведение итогов.

Если вы хотите в старости должного внимания к себе, сейчас будьте готовы отдать свое время.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутанны,

Пример же – никогда.

Приложение 1

Тест для родителей

«Достаточно ли вы контактны с детьми?»

ФИО ____________________________________________________________________________

Вопрос

Отметьте галочкой ответ наиболее близки вам.

да

иногда

никогда

1

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

2

Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?

3

Интересуются ли они вашей работой?

4

Знаете ли вы друзей ваших детей?

5

Бывают ли они у вас дома?

6

Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

7

Проверяете ли вы, как они делают уроки?

8

Есть ли у вас общие с ними увлечения и занятия?

9

Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10

Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?

11

Обсуждаете ли вы прочитанные книги?

12

Бываете ли вы вместе в театре, на выставках, на концертах?

13

Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?

14

Участвуете ли вы вместе с детьми в туристических походах, прогулках?

15

Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

Тест для родителей

«Достаточно ли вы контактны с детьми?»

ФИО ____________________________________________________________________________

Вопрос

Отметьте галочкой ответ наиболее близки вам.

да

иногда

никогда

1

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

2

Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?

3

Интересуются ли они вашей работой?

4

Знаете ли вы друзей ваших детей?

5

Бывают ли они у вас дома?

6

Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

7

Проверяете ли вы, как они делают уроки?

8

Есть ли у вас общие с ними увлечения и занятия?

9

Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10

Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?

11

Обсуждаете ли вы прочитанные книги?

12

Бываете ли вы вместе в театре, на выставках, на концертах?

13

Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?

14

Участвуете ли вы вместе с детьми в туристических походах, прогулках?

15

Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

Ролевая игра «Наоборот»

Ситуация 1. Ученица пятого класса, буду отличницей в начальных классах, показывает маме в дневнике тройку по контрольной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за успехи дочери.

Ситуация 2. Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы, по мнению родителей это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорически заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья.

Ситуация 3. Родители не узнают своего ребенка: появилось упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов. В качестве воспитания используют физические меры наказания, ругают в присутствии других людей и друзей, лишают ребенка удовольствий.

Ситуация 4. Родители стали замечать, что ребенок стал скрытным, замкнутым, неохотно делится впечатлениями о делах в школе, у него появились секреты. Родители не знают, как быть в этой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «В ПЯТЫЙ КЛАСС КАК В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

При обсуждении с родителями проблемы перехода из начальной школы в среднюю необходимо обратить их внимание на адаптацию детей к обучению в средней школе, на ее позитивные и негативные стороны, а также...

Родительское собрание в 8 классе "О родительском авторитете"

Обеспечение интеграции усилий семьи и педагоговв деятельности по развитию личности учащихся...

Родительское собрание в 9 классе (декабрь 2016) Тема: «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ. Итоги сдачи ТОГЭ(2 четв.)»

Цель: Познакомить родителей с итогами ТОГЭ (2 четверть), организацией подготовки и проведения ОГЭ. Задачи: 1. Познакомить с Положением о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации (ОГЭ)-...

Родительское собрание для 9 классе по теме «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ»

Цель: Познакомить родителей с организацией подготовки и проведения ОГЭ. Задачи:1. Познакомить с Положением о порядке проведения ОГЭ2. Информировать родителей о процедуре проведения экзамена. 3. Формир...

Родительское собрание в 8 классе "Особенности обучения в 8 классе"

Собрание проводится с целью  просвещения родителей учащихся по данной проблеме; оказания помощи родителям в общении с подростком; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическ...

Родительский наказ в мировой литературе (Урок литературы и родительское собрание в 9 классе)

Родителям очень важно увидеть своих детей среди других учеников. Услышать их мысли, умение говорить, доказывать свою точку зрения. Уроки литературы дают богатый материал для того, чтобы родители и дет...

Материал родительского собрания. Первое родительское собрание в 5 классе. 

Материал родительского собрания. Первое родительское собрание в 5 классе....