Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
консультация

Наталья Анатольевна Киреева

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ловкие пальчики – правильная речь

О пользе пальчиковой гимнастики, специальных игр на развитие речи у ребёнка, написано множество статей и издано много пособий. Но практика показывает, что ловкость пальчиков и правильность речи лучше всего развиваются у тех малышей, родители которых не забывают использовать для упражнений обычные бытовые ситуации. Застёгивание пуговиц, молний, закручивание крана в ванной, размешивание сахара в чашке чая. Всегда ли родители находят время, чтобы позволить малышу попытаться сделать всё это самостоятельно?

Каждой маме известно: большинство мелких дел, связанных с одеванием и кормлением ребёнка, легче сделать самой, чем ждать, когда он справится сам. Но даже неуклюжие и безрезультатные попытки что-то завязать, застегнуть, закрутить играют важную роль в развитии человека. Во-первых, приучают его к ранней самостоятельности, во-вторых, развивают мелкую моторику, ловкость пальцев и речь. Поэтому, как бы это ни казалось вам утомительным, позвольте малышу самому застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сначала «помогать» одеться куклам и даже родителям.

Отлично развивает пальцы и речь - игра, ручное творчество. В раннем возрасте очень полезно лепить из пластилина. Даже годовалый малыш после нескольких тренировок может скатать пластилиновый шарик, который с помощью мамы легко превращается в грибок, рыбку, тарелочку, зонтик… в дальнейшем ребёнок сможет, пользуясь той же технологией перекатывания пластилина между ладонями, слепить колбаску-змейку и превратить её в колечко. Сделайте вместе с малышом пластилинового человечка в виде барельефа на листе картона или используя спички для каркаса. Пусть ребёнок покажет ручки, ножки, голову новой игрушки, в создании которой принимал участие он сам! Это отличная игра на развитие сразу нескольких способностей и, в первую очередь, речи.

Обычно мамы не доверяют ребёнку ножницы. Конечно, можно смело давать малышу специальные детские ножницы из пластмассы, но, как правило, они настолько плохо режут бумагу, что результат работы разочаровывает ребёнка. Лучше в кольца настоящих ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки - это отличная тренировка для руки. Привлекая ребёнка, ножницы можно использовать не только в игре, но и в быту: пусть он вскроет пакет с молоком. Малыш скоро усвоит, что ножницы – это не игрушка, а инструмент, необходимый во многих важных делах.

Прекрасный и очень дешёвый тренажёр для маленьких пальчиков - пластмассовая игла для вышивания по трикотажу. Уколоться ею невозможно, и даже двухлетний ребёнок под руководством мамы сможет сделать несколько стежков шерстяной ниткой по кусочку вязанного полотна. В три-четыре года ребёнок может научиться вышивать простые  узоры.

Используйте все ситуации, способствующие развитию пальчиков, не ограничиваясь специальными упражнениями – ведь в процессе ручного труда развивается речь.



Предварительный просмотр:

Игры на кухне или как приготовить обед играючи.

Бывает ли у вас так, что любимое чадо обуревает желание пообщаться с мамой именно в тот момент, когда вы собрались что-нибудь приготовить? Оно (то есть чадо) хватает на ходу за подол, само играть не хочет, игрушки и книжки с презрением отвергает…

У нас с сыном такое случается.

Как вы считаете, место ли ребенку на кухне?

На мой взгляд, если ответ положительный, то это позволяет убить сразу нескольких зайцев:

1. Не надо разрываться между кухней и ребенком. Он тут, под присмотром.

2. Можно заниматься одновременно хозяйством и развитием ребенка. Именно на кухне можно создать отличные условия для развития мелкой моторики и логики, координации движений и даже обучить счету и письму. Плюс - ознакомить с миром предметов.

3. Малыш с раннего возраста приобретает навыки самостоятельности и обучается готовить.

4. Учится помогать маме, сотрудничать. Потом этот ценный навык он сможет использовать в общении и со взрослыми, и с детьми.

5. Обучается технике безопасности. Ведь обычно блендеры, мясорубки, газовая плита и прочие опасности очень привлекают малышню. Если вы расскажете о их назначении и покажете ребенку, как осторожно с ними надо обращаться - он уже не будет использовать их для игры с риском для здоровья.

Конечно, кроме этих виртуально убитых ушастых животных, есть ряд минусов:

1. За юным поваром нужен глаз да глаз.

2. После совместного пребывания кухня потребует уборки. Но ее также можно провести вместе с малышом.

3. Как и всегда по началу, неумелый помощник больше мешает, чем помогает. Но нужно набраться терпения - и скоро он действительно станет помогать. С удовольствием и радостью. А этот результат точно стоит усилий. Когда я вижу, с каким гордым и довольным видом мой полуторагодовалый сын носит мусор в мусорку, то сердце радуется. Помо000щник…

Чем же занять ребенка на кухне? Вот те занятия, которые мы уже опробовали:

ЗОЛУШКА

Это для Золушки перебирать бобовые было тяжелой повинностью. А для малыша это может стать увлекательной игрой. Если высыпать разные виды бобовых или макаронных изделий в глубокую миску, то он может раскладывать их по сортам. Или просто в них ковыряться, пересыпать. Можно в миске с рисом искать горошины или фасолины, например. Эти занятия развивают и мышление, и моторику. А массаж пальчиков при перебирании и ощупывании разных предметов способствует развитию речи.

Внимание! Нужно постоянно контролировать малыша, чтобы он не запихнул ничего в нос и уши или не подавился.

РАЗЛОЖИ ПО МЕСТАМ

Аналогичное задание - разложить по мисочкам. Но на этот раз порезанные для приготовления овощи, которые ссыпаны в большую миску. Заодно узнаем, что картошка порезана кубиками, а морковка - кружочками. Поэтому потом можно будет овощи сортировать по форме. Да, возможно овощи потом придется перемыть еще раз.

ПЕРЕЛИВАЛКИ.

Обычно дети любят возиться с водой - переливать ее из одной емкости в другую. А это отличное средство для развития координации движений. Понадобятся пластиковые (или другие небьющиеся) сосуды и тряпка для ликвидации последствий. А еще можно малышу дать губку и показать, как можно ее мочить в одной емкости, а потом выжимать в другую. Это понравится ребенку постарше.

РАЗБИРАЕМ СУМКИ

Вернулись из магазина с покупками или приготовили продукты для приготовления? Совместно знакомимся с названиями, способами хранения и вкусами. Пробуем - каково на вкус: сладко, кисло или горько? Как лучше есть - сырым или вареным? Совместно моем при необходимости и определяем продукты на постоянное место жительства.

РИСУЕМ КАРТИНЫ

И краски нам не понадобятся. Манкой или солью можно рисовать на цветном листе бумаги. Набрать в ладошку из емкости и высыпать на бумагу. В год ребенку будет интересен сам процесс высыпания, позже можно рисовать рожицы, солнышки и т.п. Если нанести контур клеящим карандашом - рисунок останется надолго. Так как мелкую крупу собрать не так просто - у меня сын сидит и творит в большом тазу.

МАМИН ПОМОЩНИК

Сыну я уже доверяю важное и ответственное дело помощи по кухне. Прошу достать и принести мне посуду, которая нужна для приготовления. Узнаем заодно, что такое кастрюля, а что сковородка; что большое и маленькое; круглое и квадратное; стеклянное, железное, пластмассовое. Таким образом, очень хорошо усваиваются названия предметов, размеры, материалы, цвета и формы. Пока приходится постоянно объяснять и направлять его действия, конечно. Самой было бы взять проще и быстрее. Но с ним веселее, интереснее и полезнее для его развития.



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей: мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви — липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее), на играх кнопочки, мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно,  без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.

Считается, что любое упражнение, развивающее мелкую моторику, развивает речь и мышление. Ребенок не говорит или плохо говорит? Собирайте мозаики, шнуруйте, и речь появится! Хотите, чтобы малыш хорошо развивался? Развивайте пальчики, и мозг будет развиваться намного эффективнее.  Но это не так или не совсем так. Давайте попробуем разобраться и отделить правду от мифов. А также узнать, как использовать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы они действительно развивали наших малышей.

Развитие мелкой моторики у детей.

Развитие мелкой моторики, речь и мышление ребенка.

Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста и развивает мышление. И всем воспитателям и логопедам известны слова М.М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это положение вошло в педагогику в 70-ые годы 20 века и обосновано как результатами проведенного эксперимента с детьми, так и анатомией головного мозга (моторный центр речи Брока и центр, руководящий пальцевой моторикой расположены рядом).

Но всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки и пособия (шнуровки, сортеры, бусы) но результат не радует, и сдвига в развитии речи и мышления почему-то не происходит.

И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались и на занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью.

Значит, специальные игры не панацея? Или – тут появляется крамольная мысль – мы их не так проводим? И чего-то явно не знаем? Да, это действительно так!

Ведь пальчиковые игры и упражнения – это лишь инструмент. И надо еще уметь им пользоваться! Ведь и другими инструментами мы учимся пользоваться – учимся играть на скрипке, шить на швейной машине или вязать крючком. Если же мы без обучения и без специальных знаний попробуем играть на скрипке Паганини, из этого не получим нужного результата.

В чем же секрет пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики? Как проводить их так, чтобы получать результат? Вот об этом я и хочу рассказать сегодня. И поделиться своим опытом работы с детьми.

А основа моего рассказа – это научные исследования развития ребенка. Я очень советую специалистам познакомиться с ними в книге «15 мифов о детской речи». Авторы книги Олег Игоревич Ефимов – детский невролог и Виктория Леонидовна Ефимова – кандидат педагогических наук, логопед. Книга вышла в издательстве «Диля» в этом году.

А для неспециалистов – заинтересованных родителей и педагогов — я дам самые важные рекомендации в этой статье. И поделюсь тем, что знаю и использую в работе с детьми.

Первый факт. Итак, с чего всё началось. В 70-ые годы проводилось исследование развития детей младенческого возраста. Детей из Дома ребенка разделили на три подгруппы. Одна подгруппа детишек сидела в манеже, вторая могла спокойно ползать по групповой комнате. А третья подгруппа собирала пирамидки, нанизывала бусины и занималась другими упражнениями по развитию мелкой моторики с экспериментатором. И дети третьей подгруппы значительно превзошли своих сверстников в развитии, у них произошел резкий скачок в развитии речи. Получается, что «занимайся развитием мелкой моторики – и всё будет хорошо»? Но это не так.

Второй факт. Автором книги В.Л. Ефимовой был проведен другой эксперимент в детском доме в 2001 году. И дал он совсем другой результат. Оказалось, что дети в детдоме уже в полтора года сами едят суп ложкой, сами застегивают пуговицы на одежде, с ними очень много занимаются – они бесконечно собирают пирамидки, вкладыши, сортируют. Но при этом… не говорят!!! В чем причина? Может быть, мы не так общаемся с малышами? Или пальчиковые игры действительно так сильно не влияют на развитие речи и мышления? А повлияло на результат предыдущего эксперимента то, что с этими малышами просто начали общаться? А все другие подгруппы деток не имели такого общения со взрослым-экспериментатором, поэтому и отставали в развитии?

Третий факт. Оказывается, ответ на вопрос нам может дать не педагогика, а физиология! Ученые доказывают, что в раннем возрасте первичным центром речи у детей является отнюдь не центр Брока, а передняя часть поясной извилины, и значит… развитие пальчиков не влияет прямо на развитие ребенка!?

А что же тогда влияет? Лимбическая система – это центр эмоциональной жизни человека! Значит, влияет все-таки в первую очередь общение со взрослым? Ведь мы знаем, как быстро малыши схватывают информацию в состоянии радости и интереса.

Современные биологические исследования дают возможность предположить, что зоны Вернике и Брока созревают не ранее третьего – четвертого года жизни ребенка (как мы помним именно близость этого самого центра Брока к центру управления моторикой дала возможность ранее ученым предположить большое влияние пальчиковых игр на развитие речи малышей).

Научные работы в этом направлении еще ведутся, а что же делать в это время нам???

 Четвертый факт. Ответ на все вопросы! И ключ для педагогов и родителей!

Оказывается, важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а то, КАКИЕ упражнения и КАК проводятся с малышом. И поэтому либо будет результат таких игр и упражнений, либо его не будет! И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх для развития мелкой моторики моторное планирование. Что это такое?

Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. А моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Дорогие читатели, кто был на нашей апрельской «Мастерской развивающих игр» — помните первый вебинар про механизмы развития малышей. И понятие «зоны ближайшего развития»? Вот об этом сейчас речь и идет. Для тех, кто не был на вебинаре – по многочисленным просьбам я сделала рассылку, в которой Вы можете бесплатно получить его запись. Для этого нужно подписаться в форме подписки после статьи.

Известно, что у всех детей с проблемами в развитии именно моторное планирование плохо развито. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?

Как мы уже знаем, моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым  — это не новое действие! Здесь нет моторного планирования!  Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, а является привычной!  Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия – здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений!

Итак, какой же вывод. А где найти наш Ключ к успеху?

  1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
  2. Главный  принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.
  3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

Раньше в детских садах были специальные пятиминутки пальчиковой гимнастики перед завтраком — каждый день! Это было, когда я начинала работать, и очень хорошо это помню. Малыши делали один и тот же комплекс пальчиковой гимнастики в течение одной недели как минимум, пока его полностью не осваивали. С каждым днем у них получалось все лучше и лучше. Сейчас уже много лет таких регулярных минуток в обычных детских садиках, увы, нет или почти нет. А пальчиковая гимнастика существует  как фрагмент занятий с детьми, и почти всегда упражнения детям даются в разные дни недели  разные! И бывает, что упражнения даются слишком легкие для детей, которые у них и так легко получаются! А ведь именно в регулярном постепенном освоении сложных движений заключается суть такой гимнастики.

Секрет успешных занятий по развитию мелкой моторики уже известен. А теперь давайте разберемся, что включается в развитие мелкой моторики и какие упражнения нужны ребенку.

Зачем нужно развивать мелкую моторику? В чем проблема современного общества и почему раньше ее специально не развивали, и у детей проблем не было? Чем вредны длинные мультики? Что такое ниткопись и как ей заниматься с детьми? Об этом Вы узнаете в видео  первого образовательного канала.

Что включает развитие мелкой моторики у детей до трех лет:

1.Хватательные движения:

  • Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо учесть его форму, величину, расположение, детали.
  • Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)
  • Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват).

2. Развитие соотносящих действий

Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).

3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками (зайчик, волк, домик, стул и другие). 

Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и четкими. Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый.

Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и:

  • во время одевания своей одежды на кнопки, пуговицы, молнии,
  • во время трудовых поручений (с 3 лет — полить, протереть пыль, протереть листья растений губкой, почистить щеткой одежду и других),
  • в изобразительной деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование,
  • в играх — одевание и раздевание кукол в игре, использование предметов – заместителей, изготовление игрушек, атрибутов для своих игр и т.д. 

Игрушки для развития мелкой моторики

 

Как развивать мелкую моторику у детей?

 Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до года).

Массаж рук делается самым маленьким деткам. Он неспложен. Вот методика такого массажа, данная О. Приходько

  • Погладьте ручки малыша до локтя по направлению к центру шесть – восемь раз, отдельно каждую ручку. Гладить нужно как внутреннюю, так и наружную поверхность ручки.
  • Пальчики танцуют. Согните и разогните все пальчики ручки одновременно кроме большого пальчика ( 2-4 раза на каждой ручке).
  • Упражнение «Клубочек». Рисуйте спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладошке малыша от ее центра до основания пальцев (вспомним известную потешку про «сороку — ворону»). После этого не прерываясь движение переходит на внутреннюю сторону большого пальца. Нарисуйте такие клубочки два – четыре раза на каждой ладошке.
  • Упражнение «Мы шагаем топ-топ» — точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого. Нажимаем на середину фаланги каждого пальчика от кончика к основанию. Говорим: «топ-топ, вот как мы шагаем». Нажимать нужно в двух плоскостях: между пальчиками и с тыльно-ладонной стороны. Так все пальчики рук промассировать 1-2 раза. При этом говорим потешки, стишки, разговариваем с малышом.
  • Упражнение с большим пальчиком. Отведите большой пальчик руки в сторону, а затем верните его на место. Отводить пальчик нужно в трех направлениях по очереди: вперед-назад , вбок – вернулись в исходного положение, по кругу.
  • Погладьте легкими движениями каждую ручку малыша по направлению к центру пять – шесть раз.

Развитие мелкой моторики: игры и упражнения для детей раннего возраста (от года до трех лет)

Советы:

  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными.
  • Они должны проводиться в игре, чтобы малышу было интересно (перебрать крупу для Золушки, помочь ежику спрятаться под своими иголками от лисы и другие игровые ситуации).
  • Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко. В этом случае нужно каждый раз менять сюжет игры, предметы, вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия (сначала выложить из маленьких камушков   на пластилине мостик для собачки. В следующий раз выложить дорожку для куклы. В третий раз выложить речку для рыбки и так далее).
  • Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.
  • Не используйте игры с кнопочками. Они не развивают мелкую моторику (что бы ни говорили их производители), а только отвлекают ребенка.

Список упражнений и игр для развития мелкой моторики детей.

1.Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
2.Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.
3.Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
4.Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
5.Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы:

 - Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.

- Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

- Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

7. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету ( если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

8. Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

9. Использование столовых приборов – ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

10. Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

11. Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

- Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.

- Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

- В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

 12. Конструкторы.  Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с  РАЗНЫМ        принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

13. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

14. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются   разноцветные «трубочки», которые нанизывают на шнурок.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

15. Перелистывать страницы книги по  одной. Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

16. Игры – шнуровки (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

17. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни в  быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки.  Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом  человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого  прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку,  протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

18. Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

19. Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу.  А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

20. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.

21. Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

22. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.




Предварительный просмотр:

Игры с крупой и развитие мелкой моторики

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.Игры с крупой и развитие мелкой моторики

Первое знакомство

Прячем ручки

Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Малыш непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

Искупаемся

Возьмите тазик или детскую ванночку, не большой, но чтобы туда мог сесть и встать ребенок, насыпьте туда гречку или другую крупу, предложите ребенку сначала походить в тазике, а потом и присесть: «Отличный массаж!». У некоторых детишек такое купание вызывает огромный восторг, поэтому будьте готовы, что содержимое тазика окажется вне его, поэтому часто таким «купанием» в ванной комнате!

Ищем секретигры с крупами 2

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

Пересыпаем крупу

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

Покормим птичек

Возьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц: «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички клюют? Да, зёрнышки. Давай насыплем птичкам зёрнышек. Клюйте, птички, зёрнышки!».

Вкусная кашка

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите мишку, зайку, куклу: «Вот крупа. Добавим в неё водичку. Помешай кашку! Варись-варись, кашка! Готова каша? Давай кормить куклу?! Ах! Какая вкусная кашка!». Через некоторое время обратите внимание ребенка, что она разбухла.

Сортируем, перекладываем, собираем

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».игры с крупами 1

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ малышу!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

Счет, форма, цвет

Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилие), перемешайте их, а затем предложите ребенку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макарошки, чтобы у ребенка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке», «бантик к бантику» или «красная к красной, зеленая к зеленой».

Разного цвета могут быть не только макароны, но и фасоль, горох, рис.

Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.

Творчество

Рисование

Возьмите поднос и крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку.игры с крупами 3

Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой!

На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!

Аппликации

Из макарон разной формы можно сделать необычные картины, для это необходимы только клей, бумага, макароны и фантазия!

Крупы тоже можно использовать для занятий аппликацией, для этого возьмите клей-карандаш, листок бумаги, а затем нарисуйте сюжет или напишите слово. Затем возьмите мелкую крупу и засыпьте листок, стряхните излишки – картина готова!

Бусы из макарон

Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы.

Пластилиновые фантазии

Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может заменить глазки, пуговки. Можно приготовить пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить вазочку, предварительно облепив ее пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны необычной формы могут превратиться в цветы.

Найди такой же

Для этой игры понадобятся некоторые дополнительные приготовления.

Идея в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям.

Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их лентой или клеем (внутри по стыку). В начале игры предложить ребенку изучить шарики-шумелки, а затем обратить внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и предложить: «Давай найдем такой же!».

Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же, что и с шариками: дата освоиться и предложить найти такой же.

После игры

Конечно же, после игры вся крупа будет перемешена. Но не выбрасывайте ее, ссыпьте ее в любую емкость, а на дно положите игрушку. В следующий раз малышу приятно будет отыскать «клад на дне крупяного бассейна».

Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук

у детей с нарушениями речи»

 Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи:

1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов Су – Джок терапии.

3.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: Су- Джок массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами по количеству участников.

                                        Ход мастер-класса

  1. Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!  Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории. Тема моего мастер – класса «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи».

         2.Теоретически-демонстрационная часть.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии  использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Су-джок - массажеры идут в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

  Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.

Массируются пальцы, начиная с мизинца левой руки, затем мизинец на правой, потом безымянный палец левой руки, потом опять правой, и т.д. по порядку. Метод Су-Джок терапии обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой. Базируется на восточной медицине и является лучшей системой оздоровления, существующей в настоящее время.

Данную технологию использую в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнениями по коррекции звукопроизношения, развитию и совершенствованию лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыка употребления предлогов, развитию звукового анализа, слоговой структуры речи, развития психических процессов. Занятия достаточно просты, поэтому ребенок может выполнять их дома вместе с родителями.

3.Практическая часть.

Освоение приемов выполнения.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов су-джок терапии .

  • Пальчиковые игры с шариком массажером Су – Джок

 1. Пальчиковая игра «Зайки»

На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром! » - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

2.Пальчиковая игра «Медвежата»

 Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

3.Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (педагоги катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су  Джок  между  большим  пальцем  и  остальными,  которые  педагог  держит  «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (педагоги катают Су Джок между ладоней).

4.Пальчиковая  игра  «Ёжик»

Описание:  упражнение  выполняется  сначала  на  правой  руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями) .

5.Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был? (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец) .

6. Мы капустку рубим, рубим (ребром ладони стучать по шарику)

Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогать шарик)

Мы капустку трем, трем, (потирать ладошки о шарик)

Мы капустку жмем, жмем. (сжимают шарик в кулачке)

Вот помощники мои.

  • Автоматизация звуков

Педагог поочередно  надевает  массажное  кольцо  на  каждый  палец,  одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Педагог  катает  шарик  между  ладонями,  одновременно  проговаривая  стихотворение  на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Автоматизация [ч],[ль], [р].

Педагог поочередно надевает массажные кольца на каждый палец левой руки, начиная с большого (такие же действия можно произвести на правой руке).

Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик – прыг в кровать,

 Этот пальчик прикорнул,

 Этот пальчик уж уснул.

 Встали пальчики – «Ура!»

 В детский сад идти пора.

Автоматизация [р].

Сидит белка на тележке,

 Продает она орешки:

 Лисичке – сестричке,

 Воробью, синичке,

 Мишке толстопятому,

 Заиньке усатому.

Педагог катает массажный шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука  [ж], [р], [ш]

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок:

Там растаял снежок

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

У педагога на ладонях обеих рук лежат массажные шарики. Производим сгибание пальцев обеих рук в кулак и разгибание пальцев через рассказывание стихотворения

на закрепление звука [з].

Зайке холодно зимой.

 Зайке голодно зимой.

 Зубки зайкины стучат,

 Так капустки хотят.

  • Развитие фонематического слуха

Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

красный - для гласных;

синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

  • Звуковой анализ слов:

Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков.

  • Совершенствование лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». 

Логопед катит «чудо-шарик» по столу педагогу, называя предмет в единственном  числе.  педагог,  поймав  ладонью  шарик,  откатывает  его  назад,  называя существительные во множественном числе.

Аналогично  проводятся  упражнения  «Назови  ласково»,  «Скажи  наоборот»,  «Много-один»,  «Чей? Чья? Чьи? »

  • Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов: 

на столе коробка, по инструкции логопеда педагог кладет шарики соответственно: красный шарик  -  в коробку;  синий  –  под  коробку;  зеленый  –  около  коробки;  

Затем  наоборот,  педагог  должен описать действие логопеда.

  • Слоговая структура слов

Раздели слова на слоги. 

Педагог называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает число слогов.( машина, стол, шапка, ромашка…)

  • Развитие памяти и внимания

“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”: педагоги выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец  правой  руки,  возьми  шарик  в  правую  руку  и  спрячь  за  спину  и  т.  д.  ;  

педагог закрывает глаза, логопед надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

  • Использование шариков при выполнении гимнастики

И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4- опустить руки.

Массаж Су – Джок шарами.

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

•  Массаж  пальцев  эластичным  кольцом.  Дети  поочередно  надевают  массажные  кольца  на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Сказка «Ежик на прогулке»

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су  -  Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке) .

Выглянул  ежик  из  своей  норки  (раскрыть  ладошки  и  показать  шарик)  и  увидел  солнышко.

Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился  ежик  по  прямой  дорожке  (прямыми  движениями  по  ладошке  раскатывать  шарик),  катился  -  катился  и  прибежал  на  красивую,  круглую  полянку  (ладошки  соединить  в  форме круга).  Обрадовался  ежик  и  стал  бегать  и  прыгать  по  полянке  (зажимать  шарик  между ладошками).

Стал  цветочки  нюхать  (прикасаться  колючками  шарика  к  кончику  пальца  и  делать  глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) .

4.Рефлексия.

 Я прошу всех встать в круг и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».

Я благодарю всех за участие в работе и примите от меня эти распечатки пальчиковых игр с применением Су Джок массажеров.. Спасибо всем за внимание!

Список литературы

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики руки у дошкольников»

Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному обучению, в частности, к письму. В головном мозге человека, центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, очень близко расположены. Стимулируем отдел мозга, отвечающий за мелкую моторику, активизируем зоны отвечающую за речь. У ребенка хорошо развита мелкая моторика руки, как правило, умеет рассуждать логически правильно, хорошо развита память, внимание, связная речь.

Развивать тонкую моторику руки можно в домашних условиях и в транспорте, на прогулке, в песочнице. Правильно ли ваш ребенок завязывает шнурки? Знает ли он названия пальцев руки? Я хотела бы вас познакомить с играми для развитие чувствительности пальцев рук.

Очень нравятся детям игры с прищепками. Нужно вырезать из картона различные формы: круг – солнышко, треугольник – елочка, полукруг – елочка. Пусть ребенок сам попробует придумать какую–нибудь фигуру. Можно предложить игры со спичками. Выкладывание узоров по памяти, по образцу. Примеры игр для развития тактильной чувствительности пальцев рук:

  • Угадывание фигур, цифр или букв, «написанных» ладонях рук.
  • Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
  • Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов.
  • Перекатывание карандаша между пальцами.

Задания, которые могут развивать моторику руки:

1. Игры с нитками;

2. Уход за срезанными и живыми цветами;

3. Чистка металла;

4. Переливание воды. Это мытье посуды, стирка белья, переливание воды из одного стакана в другой. Эти занятия не только развивают моторику, а также успокаивают детей.

5. Собирание разрезных картинок;

6. Разбор круп;

7. Рисование карандашами или красками.

Все зависит от вашего терпения и фантазии!

1. Работа с кубиками

Оборудование: Кубики.

Содержание: ребенок может выложить с помощью кубиков башню, дорожку, скамеечку, ворота, домик и т. д.

2. Работа с матрешками, пирамидками.

Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.

Содержание: На столе раскладываются матрешки, пирамидки, коробки. собрать пирамиду из 5 колец;

собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

собрать одну матрешку из 4-5.

3. Работа с бусинками.

Оборудование: бусинки различного цвета, формы и величины.

Содержание: можно придумать любой рисунок из бусинок. Сделать кукле бусы.

4. Оборудование: Пульверизатор, цветок.

Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю на растение (опрыскивать) .

5. Вырезание из бумаги.

Вырезание поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой моторики кистей рук. Эта работа очень интересна детям, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.

Поделки из бумаги можно использовать в виде елочного украшения, подарить кому либо.

6. Составление из бумаги коллажей, композиций.

Ножницы должны быть безопасные, не заостренные, научит ребенка правильно их держать в руке.

Эффективны приемы самомассажа кистей рук:

1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

3. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

4. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно –

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Если вы будете тренировать руку ребенка, будет развитие высших психических функций, речи, пространственных ориентировок. Играйте с детьми и творите! Умелые пальцы рук у детей становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Список литературы:

1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед, №6, 2004. – С. 78 -82.

2. Егорова Е. А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук / Логопед, № 6, 2005. – С. 58-60.

3. Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.

4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – 72с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Пальцы — дружная семья»

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить,

чаще делать пальчиковую гимнастику.

Спросите: - Зачем? Чтобы развивать детский ум, смекалку, красивое произношение.

Давайте поиграем с детьми пальчиками, это так интересно и весело – делать вместе пальчиковую гимнастику.

Прежде чем выполнять упражнения, повторите с ребёнком названия пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «Поздороваются с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимать пальцы каждой руки в кулачки и разжимать их.)

Вот большой! А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинчик, малышок!

У –у – у! указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочерёдно поднимать пальцы обеих рук кверху. )

Будем их соединять

И движенья выполнять…

(Каждый палец руки присоединяем поочерёдно к большому)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперёд, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем.

(Выдвигаем вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперёд, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)

Чтобы чётко говорить,

Надо с пальцами дружить!

(Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к большому. )

Сидя в комнате, оглянитесь вокруг – так много предметов для развития пальцев: карандаши, их можно катать между ладонями, закладывать между пальцами и сжимать – разжимать, фантики, их можно сминать, шуршать, складывать, делать поделки, книжки, по их обложке можно пробежаться пальчиками наперегонки, перелистывать страницы по одной, стол, на его поверхности можно плясать пальцами, отстукивать разные ритмы, измерять его пальчиками и сравнивать измерения, листы бумаги и мелкие предметы – пуговицы, резинки, монеты, с помощью карандашей их можно обвести на лист по одному, а можно составить узор, мелкие предметы, можно перекладывать с одного листа на другой у кого быстрее, по углам и сторонам листа, а сколько разных тканей в комнате, попробуйте их погладить, сжать в кулачок, растянуть, выберите фактуру ткани, которая вам понравилась больше, одежда, тоже интересна для пальчиков, обведите пальцем карманы, пуговицы, узоры на ткани, или украшения, «прогуляйтесь» пальчиками от манжета до ворота, от кармашка до края.

Вот и вся гимнастика.

Повторяйте игры и упражнения почаще и скоро убедитесь, что она помогает вашему малышу красиво говорить.

А если вы придумаете свои движения, обязательно покажите и расскажите о них другим ребятам.

Желаем удачи, в развитии моторики, чётком произношении, совместном время проведении без скуки и с пользой для здоровья.



Предварительный просмотр:

«НУЖНО С  ПАЛЬЦАМИ  ДРУЖИТЬ,  ЕСЛИ  УМНЫМ  ХОЧЕШЬ  БЫТЬ»

Здоровый и развитый малыш – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего ребёнка крепким, подвижным и умным? К сожалению, таким он не может стать сам. С ребёнком надо заниматься.

Формирование и совершенствование мелкой моторики (мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции) - первооснова для развития  центральной нервной системы, основа для активизации всех высших психических функций, в частности, речи и мышления ребёнка.

Исследованиями учёных, которые изучали деятельность мозга, психику детей, было отмечено стимулирующее значение функции руки. Ещё Аристотель сказал:  «Рука – это инструмент всех инструментов». «Рука – это своего рода внешний мозг», -  писал Кант. А известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Источник дарований и способностей ребёнка находится на кончиках его пальцев». Действительно, двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга. Чем больше малыш умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Это значит, что развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. И работа эта –  разносторонняя и многообразная – может вестись в 3-х направлениях:

1. Пальчиковая гимнастика (активная и пассивная);

2. Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

3. Формирование мелкой моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных игр, игр в повседневной жизни, в различных видах деятельности.

Что происходит, когда  ребёнок  занимается пальчиковой гимнастикой

  • Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи и, как следствие, развитие мышления.

  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают «речевую активность ребёнка».

  • Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, и усилится контроль  за выполняемыми движениями.

  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

  • У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, они могут «рассказывать руками» целые истории.

  • У детей легче сформировать многие полезные умения и навыки, которые используются в течение всей жизни.

  • В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком рисования и письма.

Пальчиковая гимнастика может быть как активной, так и пассивной.

Одним из видов пассивной гимнастики является массаж, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж стимулирует появление в рецепторах кожи и мышцах импульсов, которые, достигая головного мозга, тонизируют центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

К активной пальчиковой гимнастике можно отнести гимнастические упражнения, пальчиковые игры, а также описанные ниже упражнения с использованием различных предметов. Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно; они помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.

Массаж.

Необходимо проводить упражнения в такой последовательности:

  1. массаж пальцев (рис. 1). Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик малыша, начиная от их кончиков;
  2. массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений (рис.2);

3) массаж всей руки (рис. 3). Осторожно помассируйте руку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.

Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ребенка перестанут быть мягкими, они, словно, наполнятся силой.

Рис. 1                    Рис. 2                         Рис.3

Гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев

  • Массаж руки (поглаживание, разминание, похлопывание для появления ощущения тепла –  до 1 минуты).
  • «Здравствуй, пальчик!» - поочерёдно пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой руки (большой с  большим и т.д.).
  • «Весёлые человечки» - указательный и средний пальцы бегают по столу.
  • «Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем левой и правой руки.
  • «Замок» - постепенное поднимание пальцев, плотно прижатых друг другу по параллели: «пошли пальчики гулять, раз, два, три, четыре, пять».
  • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
  • «Шарик» - пальцы обеих рук в щепотке, дуем на них; при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают и.п.

Пальчиковая игра для самых маленьких

Мы белье стирали,             Трем один кулачок об другой.

В речке полоскали,            Движения ладонями вправо-влево.

Выжали, развесили            Сжимаем — разжимаем кулачки, имитируя    движения развешивания, белья.

То-то стало весело!           Круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны (фонарики).

Какие игры и упражнения могут помочь маленьким и пока еще не вполне умелым ручкам стать совершеннее?

1. Хороши игры с МОЗАИКОЙ.

2. Ловкость и сноровку приобретают пальчики и в результате упражнений со ШНУРОВКОЙ, БУСАМИ.

3. Можно включить задания, направленные на развитие мелкой моторики, используя, например, СЧЁТНЫЕ  ПАЛОЧКИ.

4. Для развития кисти рук и координации движений будут полезны МЯЧИКИ средних размеров, которые могут быть гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, твёрдыми и т.п.

5. ИГРЫ  СО СТРОИТЕЛЬНЫМ  МАТЕРИАЛОМ, КОНСТРУКТОРОМ также способствуют развитию координации движений и развитию мелкой моторики. И здесь можно использовать различные игры.

6. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают  ИГРЫ С ТАКИМИ  ПРЕДМЕТАМИ, как:

  • Пирамидки, манипуляции с которыми способствуют развитию соотносящих движений рук, совершенствуют движение «глаз-рука».
  • Игры с открывающимися игрушками и предметами.
  • Вкладыши. Домики - копилки. Пазлы из поролона или дерева тоже полезны для развития мелкой моторики рук.
  • Маленькие резиновые игрушки-пищалки, груши  небольшого размера укрепляют мышцы пальцев и кистей рук.

7. Хорошо, если у малыша есть свой НАБОР: лопатка, совочек, формочки, грабельки, лейка.

8. Советую не упускать возможность познакомить сына или дочку с  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ  МАТЕРИАЛАМИ.

9. И наконец, хорошим средством для развития тонкой моторики пальцев рук является игра «ПАЛЬЧИКОВЫЙ  ТЕАТР».

Методические рекомендации для достижения наибольшего результата

1. Умелыми пальцы становятся не сразу; проводите занятия регулярно.

2. Тренировать руку необходимо в различных движениях - на сжатие, на расслабление.

3. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком.  При этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

4. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь.

5. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач. Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

7. Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;

8. Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

9. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание. Во всём должна быть мера.

10. Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда  чувствует, что у него всё получается и им довольны близкие взрослые. Хвалите малыша даже за самые маленькие успехи!

С какого возраста можно начинать заниматься развитием мелкой моторики

Когда же нужно начинать формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук у малыша? Народная мудрость гласит, что развивать мелкую моторику малыша нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на возраст, легкомысленно не отмахиваться от насущных потребностей сегодняшнего дня, оставляя что-то на потом.

Эта  методическая литература поможет Вам заниматься с ребёнком дома

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.

2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Творю, строю, мастерю… – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.

3. Галкина Г.Г., Дубинина Г.И. Пальцы помогают говорить. – 2007.

4. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Погудкина И.С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 72 с.

6. Савельева Е.А. Тематические загадки и весёлые игры для пальчиков: метод.пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е.А. Савельева. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. – 40 с.

7. Узорева О.В. Пальчиковая гимнастика. / О.В. Узорева, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 127 с.

8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2008 – 186 с.

9. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.

Разумеется, список может быть расширен в соответствии  

с Вашим желанием, требованиями и возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развит...

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

консультация для родителей, где описаны различные игры с пальчиками....

Консультация: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие ...

Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Материал предназначен для родителей, воспитателей. В статье рассказывается, что такое мелкая моторика, для чего нужно развивать мелкую моторику, в каком возрасте и какие упражнения способствуют развит...

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...