Консультация для родителей «Букву мы видим и пишем, звук – произносим и слышим».
консультация

Кичкайло Екатерина Владимировна

Консультация для родителей «Букву мы видим и пишем, звук – произносим и слышим».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Букву мы видим и пишем, звук – произносим и слышим».

Важнейшим показателем подготовленности детей к школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.

Самой первой задачей обучения грамоте является развитие фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков: твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, основные и йотированные гласные.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук - это то, что мы слышим и произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные.
  • Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом  воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
  • В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
  • На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
  • Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ѐ».
  • Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
  • Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ѐ» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ѐ» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ѐ» - [о] (береза, мяч).
  • Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
  • Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
  • Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
  • Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ѐ» «ю» «я»).
  • Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
  • Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
  • Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Называйте согласные звуки без призвука Э – не МЭ, а чистый звук М, так ка он звучит в конце слов, например, ДОМ, СОМ, ДЫМ. Предложите ребенку закончить слова ДО-М,

СУ-П, МА –К, и он произнесет согласный звук без призвука. Такой звук легко слить с гласным А-А-А-М, М-М-М-О. научите ребенка длительно тянуть первый звук (без перерыва, без остановки), пока он не сольется со вторым звуком. Таким образом, ребенок поймет, как звуки сливаются в слоги. Он не будет читать слово СТОЛ как СЭТЭОЛЭ.

Игры для развития фонематического слуха.

  • Игра «Слова и фишки». Ребенку предлагается выложить столько фишек, сколько слов произнесет взрослый. Взрослый произносит три-четыре слова с небольшими интервалами.

  • Игра «Какое слово встречается несколько раз?». Взрослый произносит слова, например, медведь, рысь, слон, жираф, медведь, белка, лиса, медведь, заяц, лось, медведь… ребенок должен назвать слово, которое встречается несколько раз. Цепочки слов различны.

  • Игра Цепочка слов». Взрослый предлагает ребенку повторять те слова, которые начинаются, например, со звука О: автобус, ослик, утка, обувь. Овощи, август, игла, обруч, эхо, аист, окунь…

  • Игра «Рассмотри картинки». Предложить ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите назвать предметы, изображенные на ней и определить первый звук в названии этих предметов.
  • Игра «Длинные и короткие слова». Взрослый произносит пары слов, ребенок определяет, какое слово короче (длиннее). Например, еж – черепаха, жук – гусеница, сковорода – нож, лед – снежинка и т.п.

  • Игра «Найди букву». Выучив с ребенком букву, предложите ему найти ее в коротком тексте и, например, зачеркнуть. Посоревнуйтесь, кто выполнит задание точнее или быстрее.

Игра – основное занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. Поддерживайте интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте свои слова – перевертыши, добавлялки. Ребенок легче освоит чтение и письмо. Учите его, играя, весело и радостно. Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Консультация для родителей «Почему ребенок неправильно произносит звуки?»

В данной статье описываются причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста и некоторые способы их исправления....

Консультация для родителей "Как научить ребенка слышать звуки"

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на с...

Консультация для родителей "Роль семьи в автоматизации поставленных звуков"

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми...

Консультация для родителей на тему: «Виды развивающих игр В.В. Воскобовича»

В учебном материале представлено описание видов игр В.В.Воскобовича и ракрыты правила их использования....

Как научиться слушать и слышать своего ребенка. Консультация для родителей

- познакомить учащихся с типами слушания.- научиться слушать и слушать собеседника.- развивать внимание, речь.- воспитывать уважение к людям...

Консультация для родителей «Причины и виды речевых нарушений у детей»

Консультация для родителей      «Причины и виды речевых нарушений у детей»...