Семинр - тренинг для родителей подростков по профилактике употребления ПАВ
классный час (9 класс)

Харина Анна Николаевна

Данна разработка будет полезна в работе с родителями социальному педагогу, классному руководителю. В разработке представлен информационный материал по теме, групповые задания, памятка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_meropriyatiya_harina_a.n.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – тренинг для родителей подростков по профилактике употребления  «Вместе сильнее»

Цель: создание условий для того, чтобы присутствующие на встрече родители осознали остроту заявленной проблемы для общества, конкретной семьи и конкретного человека и обозначили активную воспитательную позицию по отношению к подрастающему поколению.

Задачи:

  • предоставить родителям достоверную информацию по данной проблеме, которая заставит их задуматься и проанализировать свой жизненный и образовательный опыт;
  • повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;
  • стимулировать мотивацию родителей приучать детей к здоровому образу жизни;
  • мотивировать родителей участвовать в профилактических мероприятиях.

Методы:

  • лекция;
  • работа в группах;
  • обсуждение.

Форма работы: семинар – тренинг.

Материалы: флип-чат, фломастеры, карандаши, белые листы бумаги, видеоролик «Внимание родители. ПАВ!

  1. Лекция.

Педагог: Уважаемые родители! Любой может столкнуться с этой проблемой, вне зависимости от социального и материального положения. Возможно, Вы думаете о «непогрешимости» своих детей, в том, что проблема наркомании и алкоголизма не может затронуть Вашу семью, и данная информация вам не нужна. Следуя принципу «предупрежден, значит, вооружен», Вам предлагается эта информация. Пусковым механизмом, который подтолкнет подростка сначала к экспериментированию с психоактивными веществами, а затем и формированию зависимого поведения могут стать следующие факторы:

  • особенности пубертатного периода;
  • влияние круга общения;
  • трудности в обучении и коммуникации;
  • отсутствие надлежащего контроля со стороны взрослых или, наоборот, тотальный контроль жизни подростка.

Как родители могут повлиять на выбор детей? Стоит ли поддаваться соблазну и пробовать алкоголь, табак и наркотики? Предлагаю вам послушать притчу.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей? - спросили спасатели. А путник ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в воду, и постараюсь это предотвратить».

Эта притча говорит о том, что к решению проблемы «тонущих» детей существует 2 подхода:1-предотвратить и 2-спасать.

Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой. А именно в любой ситуации родители должны выполнять три функции:

  • Прививать детям самостоятельность в поступках.
  • Формировать убеждение о вреде наркотиков, спиртного, табака, угрозы их употребления и неизбежной закономерности расплаты.
  • Осуществлять текущий контроль.
  • И самое главное, необходимо рассказать и продемонстрировать ребятам альтернативу этим веществам. Такой альтернативой может быть ваша любовь к ребёнку, хорошие взаимоотношения в семье.

Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с братьями и сестрами. Именно неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком в подростковом возрасте. Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей. С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

Педагог: предлагаю вам продолжить следующие предложения: (участники собрания выполняют упражнение-активатор)

  • "Быть ответственным по отношению к ребенку для меня означает…"
  • "Свою ответственность по отношению к ребенку я проявляю через…"
  • "Я несу ответственность за…" (высказывания родителей фиксируются на флип - чате).

Педагог: уважаемые родители, сформулируйте определение понятия "ответственные родители".

Ожидаемый результат. В ходе обсуждения родители должны прийти к выводу о том, что ответственные родители передают ответственность своему ребенку за его поступки и собственное поведение, учат ребенка предвидеть последствия своих действий и определять совместимость поступков с собственными ценностями. Воспитать ответственного человека могут только ответственные родители.

Педагог: отсутствие внимания, поддержки и одобрения ведёт к формированию у ребёнка таких черт личности, как незащищённость, отсутствие ощущения безопасности, неуверенность и тревожность. А это, в свою очередь, может толкнуть его к поиску способов обретения уверенности в себе, снятия стресса путём употребления психоактивных веществ за компанию и в одиночку.

Сегодня в России не осталось ни одного региона, где не были бы зафиксированы случаи употребления психоактивных веществ или их распространения.

Просмотр видеоролика Внимание родителям! ПАВ.

Педагог: проблема зависимости школьников от психоактивных веществ стала проблемой №1 как для школы, так и для родителей, и всего общества в целом. А сейчас попытайтесь ответить на вопросы: 

Что такое ПАВ (психоактивные вещества)?

Что можно отнести к психоактивным веществам? (ответы родителей).

Педагог: психоактивные вещества – это любое химическое вещество неестественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психическое состояние сознания, а также вызывающее болезненное пристрастие (зависимость). К психоактивным веществам относятся:

  • наркотики, наркотические вещества (табак, насвай,  конопля и т.д.);
  • алкоголь (пиво, вино и т.д.);
  • некоторые лекарственные средства;
  • токсические вещества (клей, бензин, газ и т.д.);
  • психостимуляторы (кофе, чай, кофеин).

Исходя из веществ,  которые относятся к психоактивным веществам можно выделить несколько видов зависимостей:

  • наркотическая;
  • алкогольная;
  • никотиновая;
  • токсикомания.

Педагог: основной возраст первого знакомства с психоактиными веществами приходится на 11-14 лет. Для выявления причин и факторов риска употребления ПАВ предлагаю вам поработать в мини – группах.

Родителям предлагается поработать  в мини-группах: «Причины и факторы риска употребления психоактивных веществ».

Упражнение: «Связующая нить».

Цель: создание позитивного настроения и сплоченности группы. Время:5 минут.

Инструкция: участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются, связаны одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире...». Участники объединяются в 3-4 команды, каждая из которых готовит свои варианты причин и факторов риска употребления психоактивных веществ, а также последствия такого употребления. После, каждая команда предлагает свои варианты. Мнения групп обсуждается.

Употребление ПАВ;

Появление новых форм зависимого поведения (социальные сети, интернет);

Повышение риска суицида.

Педагог: употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Чрезмерная занятость родителей на работе, нехватка времени, уделяемого детям, погружение в свои проблемы и невнимание к проблемам детей, недостаток чуткости, отсутствие повседневного контроля часто приводят к тому, что подросток ощущает себя одиноким и беззащитным даже в полной семье, и служит одной из причин вовлечения несовершеннолетних в употребление ПАВ.

Педагог: сейчас я предлагаю вам разбиться на пары и провести ролевую игру: «Сумей сказать "нет"». Все варианты отказа запишите на листы бумаги.

(возможные аргументы для отказа от предложения попробовать психоактивные вещества):

  • правильно мотивировать причину отказа (мне это не интересно, не хочу вредить здоровью);
  • найти альтернативу психоактивным веществам (это мешает спорту, я иду в кино);
  • я боюсь за своё здоровье (осознание последствий, приводит неизлечимым заболеваниям);
  • не хочу проблем с законом;
  • пустая трата времени;

Педагог: подводя итог, мы видим, что отказ от употребления психоактивных веществ сохранит здоровье.

Педагог: уважаемые родители, как вы считаете, вы можете помочь ребенку не поддаться этому искушению?  (ответы родителей)

Педагог: для того, чтобы лучше разобраться в проблеме, предлагаю провести ролевую игру «Ситуации» (родителям предлагаются ситуации на заранее подготовленных карточках). Задачи для родителей:

  • прочтите ситуации и проанализируйте их коллективно;
  • предоставьте сценарий выхода из ситуации, проиграйте их.

1-я группа: Вы приходите домой после тяжелого рабочего дня. А ваш ребенок сидит в своей комнате с другом и оттуда идёт сигаретный дым. Ваши действия?

2-я группа: Однажды, убирая письменный стол ребенка, вы заметили, спички и пачку сигарет, и вы решили поговорить с ними об этом. Как Вы собираешься это делать?

3-я группа: Ребенок пришел домой, от него пахнет сигаретным дымом, состояние какое-то необычное. Когда вы ему об этом говорите, он отрицает, что курил. Ваши действия?

Обсуждение игры. Родителям предлагается ответить на вопросы:

  • Комфортно ли вам было играть роль подростка?
  •  Что вы чувствовали?
  • Знаете ли вы подобные ситуации?

Планируемый результат: игра даст возможность родителям почувствовать себя подростком, осознать реальную возможность возникновения проблем употребления психоактивных веществ в каждой семье и необходимость особого психологического подхода при общении с ребенком по этому поводу.

Педагог: а теперь я хотел бы предложить вам меры по предотвращению употребления психоактивных веществ и способы противостоять негативному влиянию со стороны социальной среды:

  • организация досуга детей, привлечение к спорту и творчеству;
  • личный пример (отказ от курения, постоянное проявление отрицательного отношения к курению);
  • профилактические дискуссии о вреде ПАВ;
  • использование положительного примера известных людей, звезд эстрады и кино;
  • организация семейного досуга;
  • контроль успеваемости, поведения, изучение круга общения ребенка;
  •  поддержка ребенка в его начинаниях, проявление уважения к его мнению;
  • введение ограничений, контроль над расходованием ребенком карманных денег;
  • научить ребенка отказываться от предложения попробовать запрещенные вещества.

Педагог: эффективность предложенных форм и методов профилактической работы зависит от соблюдения принципов семейной профилактики психоактивных веществ (наглядный материал подготовлен ранее)

Принципы семейной профилактики употребления психоактивных веществ:

• Последовательность.

• Гибкий контроль.

• Терпение и мягкость.

• Индивидуальный подход.

• Поддержка.

Педагог:  Теперь мы с вами выполним упражнение «Ценности в нашей жизни».

Цель: создать мотивацию к участию в профилактических мероприятиях.

Описание: Вам нужно перечислить жизненные ценности и записать их в фли-чат или на листе бумаги: здоровье, жизнь, семья, любовь, хорошая работа, интересная учеба, материальная обеспеченность, друзья, творчество и т. д. А теперь представьтесь, что в жизни человека появляются  алкоголь или наркотики.

Вопрос: Какая из ценностей пострадает в первую очередь, какие постепенно утратятся? Что движет зависимым человеком? Какие перспективы? Обсуждение.

Педагог:  Хорошо, спасибо. А теперь я хочу предложить вам упражнение – «Я - хороший родитель».

Каждому участнику предлагается в течение одной минуты рассказать о своих сильных сторонах в воспитании детей. После каждой презентации остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок).

Заключительная часть.

Педагог: Родителям нужно много работать, чтобы помочь подростку избежать воздействия психоактивных веществ. Но самое главное – любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь. Только тогда все предложенные формы и методы будут действенными и эффективными. Покажите своему ребенку, что есть много источников радости - искусство, спорт, наука, природа и творческое участие в домашней и общественной жизни. В жизни есть важные ценности - отвага, справедливость, благородство, альтруизм, достоинство. Помните, что вы являетесь образцом для подражания для своих собственных детей. Из всего сегодня сказанного ясно, что ваше влияние на детей огромно, дети - зеркало ваших действий и мыслей. Будьте во всем примером для своих детей, и тогда нам не придется «спасать их от потока вредных привычек»!

В конце занятия родителям выдаются памятки (приложение №1)

Спасибо за внимание!

Приложение №1.

Памятка для родителей по профилактике употребления подростками психоактивных веществ.

Уважаемые родители!

Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению все больше и больше подростков начинают употреблять алкоголь, наркотики и табак.

Наиболее часто встречаемые жизненные проблемы, решая которые подростки начинают употреблять психоактивные вещества:

  1. Любопытство;
  2. Давление сверстников;
  3. Попытка решить проблемы (семьи или личные);
  4. Привлечь внимание;
  5. Установить дружеские отношения.

Ознакомьтесь с наиболее характерными симптомами возникающей проблемы:

  • нарастающая скрытность ребенка, даже без ухудшения отношений с родителями;
  • учащение "гуляний" и увеличение их продолжительности, особенно если они происходят в то время, которое раньше проводилось в семье или за уроками;
  • появляются новые подозрительные друзья;
  • резкие перепады настроения;
  • неадекватные эмоциональные реакции;
  • снижается успеваемость, падает интерес к учебе, увлечениям;
  • появляются прогулы школьных занятий, бросает занятия в спортивных секциях, кружках.
  • в течение дня отмечается сонливость, вялость, медлительность, а после вечерней прогулки выглядит бодрым, энергичным, готовым делать что угодно, но только не ложиться спать;
  • неопрятность, неухоженность;
  • предпочтение специфического стиля одежды: кожаные куртки с заклепками, массивные ремни с бляхами, разрисованные джинсы и т. д.;
  • рубашки или блузки с длинными рукавами, даже в жаркую погоду;
  • темные солнцезащитные очки, даже в отсутствие солнца;
  • бледность кожи с землистым оттенком;
  • покрасневшие мутные глаза, немного навыкате;
  • узкие или, наоборот, широкие зрачки с отсутствием реакции на свет;
  • замедленная речь с растягиванием слов, иногда бессвязное бормотание;
  • пошатывание, спотыкание, нарушение координации;
  • покраснения в области носогубного треугольника;
  • постоянные просьбы денег, разговоры с приятелями о том, где достать деньги;
  • продажа из дома ценностей; появление денежных долгов;

Рекомендации для родителей по профилактике наркомании и токсикомании подростков:

  • не паникуйте. И постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой;
  • сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнет подростка, заставит его замкнуться;
  • оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя» - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения ребенка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам (табак, алкоголь, лекарства);
  • обратитесь к специалисту, который окажет вам квалифицированную помощь. Не обязательно сразу к наркологу, можно начать с психолога или психотерапевта. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Попробуйте убедить несовершеннолетнего, что консультация врача-нарколога – это не наказание, а реальный шанс ему помочь. Чем раньше начато лечение – тем больше надежды на успех. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего подростка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий. В любом случае пускать ситуацию "на самотек" – значит заведомо смириться с потерей ребенка.

Помните вы не одни в решении этой проблемы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг жизненных навыков как метод профилактики употребления ПАВ

На этапе планирования содержания курса "Тренинг жизненных навыков"  было решено в каком классе вести этот тренинг, как организовать детей на тренинг, какие средства и приёмы использовать, ка...

Конспект тренинга "Я -родитель подростка"

Тренинг,который удобно использовать на родительском собрании в 6-8 классах.Различные упражнения помогут не только создать доверительные отношения между детьми и родителями,но и дружескую, эмоциональну...

Психиатр Михаил Барышев против "синего кита" - советы родителям подростков по профилактике суицидов

в статье - интервью с психиатром Михаилом Барышевым - специалист дает советы родителям подростков по профилактике внедрения в игры в соц. сетях...

Материалы для самостоятельной работы подростков по профилактике употребления психоактивных веществ с учетом дистанционного обучения.

Данная методическая разработка направлена на самостоятельную работу подростка в рамках первичной профилактики употребления психоактивных веществ с учетом дистанционных технологий. Подростку необходимо...

Памятка для родителей на тему "Профилактика употребления ПАВ среди подростков"

Памятка  для родителей на теме "Профилактика употребления ПАВ среди подростков"Уважаемые родители, если ребенок замечен в употреблении наркотических веществ - не стоит об этом умалчиват...

Статья по психологии "Для родителей подростков о профилактике зависимостей"

К сожалению, как бы мы не ограждали ребенка, но однажды это может случиться с каждым. К вашему ребенку подойдут - и предложат попробовать наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но...