Психологическое просвещение для родителей "Современные подростки в современном мире"
статья

Соловьева Надежда Александровна

Статья для публикации в районной газете "Приволжская новь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._sovremennyy_podrostok_v_sovremennom_mire.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для родителей

Современный подросток в современном мире

Подростки - это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Современные подростки живут в очень сложном мире, который отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте. Каков он мир современного подростка и как помочь родителям выстроить систему отношений с подростками? Сегодня наш собеседник – педагог – психолог Соловьева Надежда Александровна.

Какие они - современные подростки?

«Современные подростки по-другому воспринимают мир, мыслят по-другому, проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать, не хотят выполнять указания взрослых, они требовательны и настойчивы» - так пишут в анкетах педагоги и родители.

 С одной стороны, подростки демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с компьютером и телефоном, а с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Сегодняшние подростки социально и нравственно дезориентированы.

В условиях советского прошлого подростка в общество вводили пионерская и комсомольская организации, которые были частью мощной государственной машины. Подростки участвовали в выборах совета отряда, в пионерских сборах, комсомольских собраниях, сдавали планы и рапорты, получали поощрения и взыскания, в деятельности осваивали устройство взрослого общества.

В каких условиях происходит развитие современного подростка?

Отличие условий развития современных подростков заключается, во-первых, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ - телефоны, компьютеры, интернет. Эта технологическая реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них.

Во-вторых, подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше. Подростки видят насилие не только в кино и средствах массовой информации, многие из них испытали его на личном опыте. Они видели, как их отцы бьют матерей, или их самих обижали отцы, отчимы и другие взрослые. Некоторые подростки сами совершают акты насилия. Насилие становится частью нашей жизни, и современный подросток интеллектуально и эмоционально вовлечен в него больше, чем предыдущие поколения.

Следующий немаловажный фактор современного подростка - это непрочность современной семьи. Исследования семей показали, что четверо из десяти подростков живут с одним из родителей. В восьми случаях из десяти отсутствует отец. 20 % подростков в нашей стране живут с отчимами или взрослым мужчиной, сожительствующим с матерью.

Наши подростки живут в мире, где нет никаких правил, связанных с сексом. Из-за того, что кино, пресса, музыка отождествляют секс с любовью и изображают его как обязательную часть полноценных отношений между людьми, значительное число современных подростков ведет сексуально активный образ жизни. Поэтому в этом мире современный подросток должен справляться с проблемами своей развивающейся сексуальности.

Современный подросток живет в мире, в котором целое поколение растет без определенных моральных ценностей. Они размыты. Подростку часто говорят, что он может делать то, что нравится. Понятие зла относительно. Современное поколение не представляет себе четко, что такое хорошо, а что такое плохо.

Что можно сказать о системе ценностей современного подростка?

По материалам исследования современных подростков традиционные для сегодняшней школы ценности «творчество, познание, активная, деятельная жизнь» отсутствуют в сознании подростков, как ценности. Особенное неприятие вызывает «активная, деятельная жизнь». За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя «пробить дорогу в жизни», добиться достойного положения и материального благополучия. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности - это проекция современной жизни их собственных родителей. Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни, постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.

В семьях не всегда присутствует атмосфера теплоты в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток из полной семьи испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. В наше время взрослым не хватает ни материальных, ни физических сил на то, чтобы быть родителями собственным детям.

На первое место подростки ставят мирную семейную жизнь, на второе - материальное благополучие и на третье - здоровье. Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные и очень богатые, подросток реально боится в будущем просто не выжить.

Вместе с этим в жизни подростков существуют и нормальные подростковые ценности: любовь (особенно у восьмиклассников), интересная работа, друзья, уверенность в себе. Большинство из них не чувствуют себя одинокими, а высокая тревожность отмечена только у девятиклассников.

Какова роль взрослых в особенностях становления подростков?

Социальные условия, в которых живут современные подростки, действительно значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей – педагогов и родителей. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше на счастливую и обеспеченную семейную жизнь, от души не любят «активной жизни», не понимают смысл слов «творчество» и «познание». Их попытки размышлять о будущем после школы вызывают тревожность.

В этих условиях особую ценность приобретают умения родителей и педагогов выстраивать систему отношений с подростками.

Этой теме в следующих номерах газеты будет посвящен цикл консультаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права подростка в современном мире

Мысли Мудрых -Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную стену. (Гераклит) -Никто не должен быть умнее закона (Аристотель) -Нравы – это люди, Законы –...

Проблемы подростков в современном мире.

Тема урока: Проблемы подростков в современном мире.Учитель: Фомиль Галина Леонидовна.9-11 –й классы.Тип урока: урок рефлексии.Представление о результатах:Личностные: соблюдение морально-нрав...

Социализация подростка в современном мире.

Словосочетание "современный подросток" говорит о том, что появились новые специфические особенности, ставшие характерными для детей подросткового возраста в нынешнюю эпоху. Безусловно, время накладыва...

«Проблемы подростков в современном мире»

Конспект урока английского языка в 7 классе  «Проблемы подростков в современном мире»...

Психологическое просвещение "Признаки наркотической зависимости у подростка"

Признаки наркотической зависимости у подростка. Рекомендации для учителей и  родителей....