Советы педагогу: Как подготовиться к родительскому собранию и не реагировать на провокации.
статья

Осмоловская Надежда Владимировна

В этой статье вниманию начинающих и более опытных педагогов предлагается обобщенная информация по подготовке и проведению родительских собраний с практическими примерами и советами. Отдельное внимание уделено эмоциональной и психологической составляющей в подготовке педагога к встрече с родителями. Материал основан на опыте педагогов разных направлений педагогической деятельности и не претендует на открытие принципиально нового в области работы с родителями. Но возможно, позволит педагогу переосмыслить свою работу в этом направлении и полноценно подготовиться к очередному родительскому собранию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ: КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ

К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ

и не реагировать на провокации

Осмоловская Надежда Владимировна

педагог дополнительного образования

государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 578

 Приморского района Санкт-Петербурга

Аннотация

В этой статье вниманию начинающих и более опытных педагогов предлагается обобщенная информация по подготовке и проведению родительских собраний с практическими примерами и советами. Отдельное внимание уделено эмоциональной и психологической составляющей в подготовке педагога к встрече с родителями. Материал основан на опыте педагогов разных направлений педагогической деятельности и не претендует на открытие принципиально нового в области работы с родителями. Но возможно, позволит педагогу переосмыслить свою работу в этом направлении и полноценно подготовиться к очередному родительскому собранию.

Ключевые слова

родительское собрание; алгоритим действий педагога; план родительского собрания; правила проведения родительских собраний; структура родительского собрания; документация родительского собрания; эмоциональная подготовка; памятка педагогам

Коротко о главном: Основной алгоритм

действий педагога по подготовке и ведения родительского собрания.

  1. Составьте четкий план с кратким содержанием каждой части и расчетом необходимого времени.  
  2. Структуру собрания и краткое содержание каждой части пропишите на бумаге.
  3. Перечитайте написанное. Проверьте, укладываетесь ли в отведенное время, внесите коррективы.
  4. В структуре выделите: вступление, основную часть, этап «вопросы и ответы», заключительную часть, оформление документации собрания.

Вступление: 

Сначала представьтесь, скажите фамилию, имя, отчество, должность.

Выступление сопроводите краткой презентацией. На слайдах разместите минимум текста крупным шрифтом, чтобы во время вашего выступления родители смогли записать основную информацию. Далее озвучьте цель и регламент собрания: «Я расскажу об основных требованиях и режиме, раздам вам некоторые материалы и отвечу на ваши вопросы. Я планирую уложиться в 1,5 часа».

Уже на этапе знакомства родители могут задать вопросы. Отвечайте четко и по возможности коротко. ПРИМЕР: «А можно ваш домашний телефон на всякий случай?». Хороший ответ: «Нет, звоните на мобильный. Если я могу ответить, я обязательно отвечу или перезвоню». «Вы замужем? А замуж собираетесь? А если вы в середине года в декрет уйдете?» – в этом случае важно сказать правду, например: «Я не замужем», «Я замужем, но в ближайший год в декрет не собираюсь». «А где вы учились?» – «Я окончила такой-то вуз, кафедра…». «Не рано вам дали управлять детским садом, вы слишком молодая! Справитесь?» – «Зато не усталая. Я справлюсь». Не используйте игривых интонаций, если общаетесь с отцами (дядями, дедушками, братьями) детей. Со всеми родителями используйте деловую интонацию. Избегайте шутливого тона, кроме ситуаций, когда шутка может сгладить напряжение или неловкость. Помните о правиле для молодых педагогов «не улыбайтесь до Рождества»: начинайте работу с новым коллективом строго, собранно, не пытайтесь понравиться или заслужить одобрение, оставайтесь в профессиональной позиции, не допускайте панибратских отношений.

Основная часть 

Обратите внимание:….

Мини-лекцию, дискуссию, обмен опытом, деловую игру, тренинг и другие формы работы используйте составной частью собрания

Представьте режим работы детского сада и состав педагогов: Ф. И. О. педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника. Всю эту информацию также отразите в презентации или заранее подготовьте раздаточные материалы на каждого родителя.

Общая структура основного сообщения родителям на собрании: постановка проблемы; ключевая информация о ней (ее компоненты, причины, типичные проявления, необходимые действия участников образовательных отношений); детсадовские и семейные ресурсы преодоления проблемы; обсуждение, предложения.

Этап «вопросы и ответы». Заранее продумайте вопросы, ответы на которые вам необходимо получить на первом родительском собрании. На вопросы родителей отвечайте четко, по делу, непротиворечиво. Придерживайтесь своих профессиональных убеждений и политики детского сада. Не пытайтесь понравиться или избежать недовольства. Если вы не знаете, как ответить на какой-то вопрос, скажите, что не располагаете достаточными данными или должны уточнить у коллег. Договоритесь с родителями в ближайшее время дать ответ. Уточните, как вы сможете это сделать – по телефону, при личной встрече.

Заключительная часть

Это важно: следите за тем, как вы выглядите и ведете себя в социальных сетях, в нерабочих ситуациях. Вы находитесь под пристальным вниманием Обобщите коротко содержание собрания: «новый учебный год начался, учителей и предметов стало больше, режим сложнее, но это посильная задача», «правильная подготовка к экзаменам снимает многие трудности». Поблагодарите родителей за работу. Если кто-то из родителей захочет поговорить с вами наедине, сразу сообщите, сколько времени сможете уделить каждому. Постарайтесь поговорить со всеми, кто попросит вас об этом, но говорите лаконично и только по делу.

Оформление документации собрания.

На родительском собрании обязательно надо вести протокол. Первичный протокол родительского собрания составьте заранее. Укажите в нем все, что уже известно. Распечатайте список, в котором родители смогут отметить свое присутствие на собрании. В протоколе укажите дату и время собрания, тему, участников (с указанием Ф.И.О. и конт. телефона для связи). Перечислите основные обсуждаемые вопросы, пожелания от родителей. Запишите решение по итогам родительского собрания, например: предоставление родителям памяток или других материалов, решение об экскурсиях.

Организуйте пространство, продумайте имидж

Организационная подготовка к родительскому собранию включает в себя несколько этапов. Информируйте родителей о дате, времени и месте проведения собрания. Это можно сделать через электронный журнал, дневники, сообщение в группе в социальной сети или мессенджере, повесить объявление на стенде. Продумайте собственный имидж: костюм, прическу, макияж, маникюр, украшения. Избегайте небрежности в одежде, неухоженности, неформального или соблазнительного стиля, деталей облика не по сезону, не по ситуации.

Эмоциональная подготовка 

К сведению: если выступаете перед аудиторией, держите рядом воду. Когда заволнуетесь, просто выпейте немного воды.

Чтобы минимизировать эмоциональные трудности, сделайте все, чтобы быть в ресурсном состоянии. Это такое психологическое состояние, когда вы чувствуете себя привлекательным, компетентным, – человеком, который легко справляется со всеми трудностями. Вспомните, что вас наполняет силой и дает положительные эмоции. Уделите время своей внешности. Поговорите с кем-то из близких и друзей, кто позитивно вас воспринимает. Посмотрите любимый фильм, доведите какое-то дело до конца, сделайте покупку. Неважно, насколько «серьезны» средства повышения собственной ресурсности, важно, чтобы эти средства дали вам психологическую поддержку.

Не бойтесь заволноваться и не запрещайте себе это. Отсутствие волнения перед первым серьезным мероприятием с родителями говорит, скорее, о самонадеянности, чем о профессионализме.

Если на собрании вы почувствуете, что от волнения вам трудно говорить, используйте экспресс-приемы:

1) Назовите свое волнение вслух («прошу прощения, я разволновалась»).

2) Резко поверните голову направо (так вы активизируете левое полушарие мозга – логичное, рассудочное, неэмоциональное). На минуту переключите внимание на любой предмет в классе и мысленно назовите пять его признаков и функцию (это перенаправит психику с испуга на поиск).

3) Медленно подышите, максимально крепко сожмите, а затем разожмите кулаки.

4) Чередуйте быстрое и медленное моргание.

Подготовьте ответы на психологически сложные вопросы и комментарии. Некоторые родители осознанно или нет, могут вести себя так, чтобы снизить уровень психологического комфорта. Это могут быть вопросы и комментарии о вашем уровне профессионализма, личной жизни, зарплате, эмоциональном состоянии. Отвечайте на них в том случае, если они относятся к делу. Реагируйте на суть, а не на форму высказывания. Будьте немногословны. Не позволяйте нарушать ваши личные границы непрошеными советами, заботой, оценками, критикой. Варианты высказываний и ответов на них смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Как реагировать на провокационные высказывания родителей

Провокационные высказывания родителей

Пример ответа

(со спокойной интонацией)

Уж очень вы молоденькая.

У вас нет опыта, вы не сможете.

Мне прям страшно вам ребенка доверять.

Не беспокойтесь об этом.

Я квалифицированный специалист.

Да мы все это и так знали.

Спасибо, хотя ничего нового-то и нет.

Можно было это все просто в группу в контакте скинуть.

Я обязана информировать вас о том, о чем мы говорили.

Для меня собрание важно, я благодарна всем, кто смог присутствовать.

А можно не ходить на родительские собрания?

Я не могу ходить на родительские собрания.

На следующее собрание придет его старший брат, ладно?

Присутствие очень желательно, но я понимаю, что бывают разные обстоятельства.

Давайте обсудим после собрания, каким образом вы будете узнавать важную информацию, если не будете ходить на собрания.

Мне вас прямо жалко, замучают они вас. Тяжело вам?

Вам хоть кто-то помогает?

У вас хоть жених есть, кому поплакаться если что?

Спасибо за заботу. Вы преувеличиваете. Я справляюсь.

Как вы на эту зарплату жить будете?

А сейчас заведующим хорошо платят? Какая у вас зарплата?

Это я не обсуждаю.

Вы волнуетесь? Вы не волнуйтесь!

Вы прямо побледнели (покраснели).

Да, я волнуюсь. Спасибо за поддержку.

Коллектив у нас немолодой, вам нелегко придется.

Тут такие учителя есть, ух, вы аккуратнее.

Я справлюсь.

А как вам Марь Ивановна, воспитатель 3-й группы?

Это вы еще Дарью Петровну не видели!

Не могу ничего сказать вам об этом.

 

Когда собрание закончится, самой себе произнесите: «Дело сделано! Я провела родительское собрание». Похвалите себя. Не фиксируйтесь на недостатках своего выступления.

Во внутреннем диалоге о собрании (диалоге с собой): не критиковать себя – «ну как можно так волноваться!», «глупости наговорила!»; не игнорировать то, что это была тяжелая работа – «устала, ну и ладно, ну и ничего». Поддержите себя – «да, я боялась, но все сделала!», «я устала, сейчас я приду домой, и хотя бы час буду делать только то, что захочу».

Памятка педагогам: 10 коротких правил

по подготовке и проведению родительского собрания.

  1. Перед каждым собранием четко определить тему и основные задачи собрания.
  2. Заранее продумать регламент, постараться уложить собрание в час, по возможности не более 1,5 часов.
  3. Заранее решить, каких учителей-предметников или представителей администрации необходимо пригласить на собрание.
  4. Тему, повестку и регламент довести до сведения родителей еще перед собранием.
  5. Во время собрания избегать персональных комментариев о детях, их успеваемости и поведении. Все комментарии такого рода озвучивать родителям в разговоре наедине.
  6. Вести собрание с основным посылом: «У школы и семьи – общие проблемы, общие задачи, общие дети».
  7. Разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно.
  8. Обращаться к родителям по имени-отечеству, избегая форм «мама Пети» и «папа Кати».
  9. Дать возможность родителям обсудить вопросы работы родительского комитета, на это время выйти из кабинета.
  10.  Заканчивать собрание на позитивной ноте, чтобы родители выходили из школы с верой в своего ребенка и в то, что все проблемы решаемы совместными усилиями.

Список использованной литературы и источников

  1. Васильева Е.В. Родительские собрания. 5-9 классы. ФГОС/  Волгоград: «Учитель», 2017.
  2. Лозовая С.Н. Родительские собрания. 9-11 классы. Просвещение родителей: о новом стандарте образования./ Волгоград: «Учитель», 2017.
  3. Максименко Н.А. Дарите детям любовь. Лекции и материалы к родительским собраниям./ Волгоград: «Учитель», 2006.Петлякова Е.Н. Инновационные родительские собрания./ М.: «Феникс», 2012.
  4. Советова Е.В. Родительские собрания в начальной школе/ М.: «Феникс», 2014.

  5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Справочная система «Образование»]. – URL:

https://vip.1obraz.ru/#/document/189/665087/d721d8f6-8558-4d0c-978d9f296fb586e7/?of=copy-6ecd5b94f6 Режим доступа: - свободный. Дата обращения: 30.04.2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы классному руководителю в проведении родительского собрания.

Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. • Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов. и т. д.....

Советы по подготовке и проведению родительских собраний

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ -- это основная форма совместной работы с родителями. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспи...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы»

Начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в...

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях «Сексуальная неприкосновенность несовершеннолетнего»

Каждый несовершеннолетний должен знать и своей сексуальной неприкосновенности. Это очень важно. Статистика показывает, что около 9 из 100 юношей подвергаются изнасилованию. Обычно насилуют именно знак...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 8 класса по теме: "Возрастные проблемы учащихся 8 класса и пути их решения"

ВОСЬМИКЛАССНИКИ.Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при ...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 9 класса по теме: "Проблемы учащихся 9 класса в профессиональном самоопределении и пути их решения"

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего обра...

презентация "Как подготовить эффективное родительское собрание?"

Презентация .Как провести собрание, после которого родилось бы общее понимание роли школы в жизни ребенка?Как сделать собрание эффективной формой взаимодействия с коллективом родительского класс...