Повышение информационной компетентности родителей
консультация

Будина Валентина Николаевна

В связи с активным внедрением дистанционных форм взаимодействия учсатников образовательного процесса и высокой степенью увлеченности детей и подростков компьютерными технологиями, у педагогов есть необходимость взаимодействовать с родителями, используя разнообразные формы работы, в том числе, ИКТ, с целью обогащения родителей педагогическими знаниями. Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей.

Современные дети быстрее, чем взрослые, осваивают новые информационные технологии. Родителям необходимо повышать свою цифровую компетентность до такого уровня, чтобы выступать для своих детей в качестве экспертов, передающих опыт. Только тогда они могут обеспечить своим детям безопасность в интернете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_informatsionnoy_kompetentnosti_roditeley.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение информационной компетентности родителей»

             Взаимодействие с родителями в образовательном процессе реализуется через разнообразные формы работы: традиционные и нетрадиционные, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями.

  • коллективные (собрания, конференции, круглые столы и др.);
  • индивидуальные или групповые (беседы с родителями, тематические консультации);
  • наглядно-информационные (папки-передвижки, фотографии, выставки детских работ, просмотр родителями образовательной деятельности и режимных моментов и др.);
  • информационно-аналитические (проведение опросов, «почтовый ящик»);
  • досуговые (привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, акции);
  • познавательные (семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, использование мультимедийных презентаций (фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов) и др.);
  • дистанционные формы работы с семьей (вкладка на сайте, электронная почта).

          Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей.

                 Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования ИКТ:

  • - сайт образовательного учреждения;
  • - вебинар;
  • - Скайп (Skype);
  • - блог;
  • - социальная сеть;
  • - трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло);
  • - электронная почта;
  • - Вайбер (Viber);
  • - Whats App.

         Вебинар – это  презентация, лекция, семинар или курс, организованные при помощи web-технологий в режиме реального времени. Вебинары могут быть использованы для:

 - проведения виртуальных лекций, консультаций, родительских собраний с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного общения;

 - проведения мастер-классов, практикумов с демонстрацией практических способов действия (приёмов обучения, методов изобразительной деятельности, технологий изготовления поделок и т.п.);

 - демонстрации видов воспитательно-образовательной деятельности с детьми;

 - выступления с проектами, результатами совместной деятельности с детьми;

 - организации коллективной работы;

 - презентации услуг образовательной организации;

           Возможности Skype могут быть использованы для:

 - индивидуального и подгруппового консультирования;

 - проведения мастер-классов, семинаров-практикумов;

- выступления с проектами, результатами совместной деятельности с детьми;

 - решения организационных вопросов;

- проведения заседаний родительского комитета.

Преимущества вебинара и работы в скайпе:

  1. Увеличение доступности участия, привлечение большего количества участников на консультацию или семинар  
  2. Возможность интерактивного взаимодействия между докладчиком и слушателем, а также слушателями между собой
  3. Возможность демонстрации, передачи, приема и обсуждения информации
  4. Возможность приглашения высокопрофессиональных специалистов, лекторов. При этом в момент проведения вебинара лектор может находиться на расстоянии многих километров от своей аудитории.
  5. Экономия времени, затрачиваемого на участие в мероприятии.
  6. Стать участником мероприятия можно практически из любой точки мира.

            Блог - это сетевой журнал одного или нескольких авторов: личный сайт пользователя, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа. Предполагает полемику читателя с автором.

          Цель создания блога:

- создание инструмента публичного интерактивного обсуждения вопросов и проблем,

- обмен опытом с коллегами и альтернативный способ взаимодействия с родителями,

 - презентация и популяризация жизни учреждения и достижений педагогов и обучающихся.

          Блог может помочь родителям (законным представителям) обучающихся, членам органов самоуправления, а также тем, кому не безразлично состояние нашего образования разобраться с тем, что происходит в образовательном учреждении, совместными усилиями предотвращать негативы и добиваться хорошего уровня обучения и воспитания детей.

            Информация в блоге – это материалы о целях и содержании работы образовательного учреждения, группы, о роли родителей обучающихся, их правах, обязанностях, ответственности и возможностях влияния на качество обучения и воспитания, актуальные вопросы жизни дошкольника , а также рекомендации для чтения. По желанию посетителей блога могут размещаться и другие материалы.

          Возможности сетевого взаимодействия с применением блога:

  • информационная поддержка образовательного процесса,
  • фото и видео - материалы групп (праздники, досуги, прогулки и т.д.)
  • публикация творческих работ,
  • обеспечение обратной связи с родителями,
  • формирование культуры общения в сети,
  • своевременное информирование родителей о происходящих в группе событиях,
  • размещение полезных ссылок для родителей

Рекомендуемые разделы Блога:

  • Главная страница
  • Данные педагога-воспитателя (фото, ФИО, место работы, должность, образование, категория, рабочий телефон)
  • e-mail, Skype, хобби
  •  Ступеньки роста педагога (аттестация, конкурсы педагога, награды и достижения педагога)
  •  Повседневная жизнь группы (фото и видео занятий, прогулок и т.д.)
  •  Новые идеи (публикации, консультации, советы)
  •  Шпаргалка для родителей (консультации, семинары, гостиные)
  •  Копилка (Открытые занятия, участие детей в соревнованиях, конкурсах, достижения детей)
  •  Читаем вместе (рекомендуемая литература)
  •  Музыкальный калейдоскоп (фото и видео праздников, досугов и т.д.)
  •  Обратная связь

          Видеотрансляция — это передача видео в режиме реального времени на экранах различных устройств (например, телевизионных).

Цель - трансляция информации о проведении мероприятий, преимущественно организованных в отсутствии родителей воспитанников. 

          С помощью трансляции информации на телевизионном экране, расположенном в доступном месте, для родителей, можно транслировать:

  • - презентации по повышению педагогической компетентности родителей;
  • - презентации с соревнований разной направленности (спортивной, интеллектуальной);
  • - видео с праздничных мероприятий;
  • - презентации о дополнительных услугах детского сада;
  • - достижения детского сада на протяжении нескольких лет;
  • - информацию о педагогическом коллективе;
  • - внутреннюю работа в группах;
  • - осуществление проектной деятельности и т. д.

           Из имеющихся фотографий, через программу PowerPoint создается презентация, конвертируется с помощью программы movavi в видео, сбрасывается в USB-флеш-накопитель и транслируется через телевизионный экран.

Видеоматериалы монтажируются в киностудии Windows Live, также сбрасывается в USB-флеш-накопитель и транслируется через экран.

          Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail, от англ. electronicmail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Цель - прием и рассылка электронных писем в режиме онлайн, для эффективного общения с родителями.  Удобная форма работы с родителями. Через электронную почту, возможны:

  • - обмен сообщениями;
  • - рассылка объявлений для родителей;
  • - получение от родителей необходимой информации в режиме онлайн;
  • - получение от родителей отсканированных документов;
  • - распространение ссылок для скачивания фото и видео с различных мероприятий;
  • - получение ссылок по скачиванию фото и видео с мероприятий от родителей.

            ВАЙБЕР (VIBER) - приложение для смартфонов и компьютеров, которое позволяет отправлять СМС-сообщения и делать бесплатные звонки через Интернет, передавать сообщения, картинки, видео- и аудио-сообщения. Интегрируется в адресную книгу и авторизует по номеру телефона.

            WHATS APP – программа, позволяющая пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио, общаться через сеть интернет как с одним человеком, так и сразу с несколькими десятками людьми по всему миру.

          Цель VIBER и WHATS APP - сделать педагогическое просвещение родителей более доступным, удобным и рациональным.

Задачи:

 - Консультирование родителей по вопросам особенностей развития и поведения детей. Помощь в решении проблем воспитания.

 - Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива образовательной организации.

 - Мотивирование родителей на активное участие в жизни ребенка в образовательной                                организации.

Назначение в использовании:

  • Позволяет совершать звонки через интернет совершенно бесплатно.
  • Функционал позволяет обмениваться сообщениями, фотографиями, картинками, звуковыми файлами, смайликами и стикерами.
  • Экономичное использование батареи в вашем мобильном устройстве.
  • С помощью Viber и WHATS APP вы будете всегда на связи со своими коллегами, родителями воспитанников.
  • Кроме стандартного обмена сообщениями пользователи WhatsApp могут создавать группы, отправлять друг другу неограниченное число сообщений, фотографий, аудио и видеофайлов.

           Современные дети быстрее, чем взрослые, осваивают новые информационные технологии. Родителям необходимо повышать свою цифровую компетентность до такого уровня, чтобы выступать для своих детей в качестве экспертов, передающих опыт. Только тогда они могут обеспечить своим детям безопасность в интернете.

               В последнее время все более востребованным становится понятие цифровой компетентности -  не только знания и навыки пользователя, но также его мотивация и ответственность. Как бы ни были хороши знания и умения подростка или взрослого в Интернете, если он не хочет и не считает нужным учиться дальше, учитывая молниеносное развитие технологий, он отстанет быстро и неизбежно. Другой пример: цифровой разрыв между поколениями создает у подростка иллюзию, что Интернет — его личное место, где никто его не контролирует, где все позволено. Развитие ответственности, представлений о том, что нужно и что недопустимо в Интернете, к чему на до относиться осторожно, как не причинить вреда окружающим, куда обратиться при столкновении с негативной информацией, не успевает за быстрым развитием технологий и требует дополнительного внимания и усилий.

              Глобальность и всеохватывающий характер Интернета, его проникновение в разные сферы жизни человека требуют проявления цифровой компетентности в разных видах деятельности. Сферы жизнедеятельности человека, в которых в полной мере проявляются и возможности, и риски интернет-пространства, это:

  • информационная среда (создание, поиск, отбор, критическая оценка контента),
  • сфера коммуникации (создание, развитие, поддержание отношений, самопрезентация, идентичность, репутация),
  • сфера потребления (использование Интернета в потребительских целях: заказы, услуги, покупки и др.)
  • техносфера (владение компьютером и программным обеспечением и в первую очередь техническая безопасность).

 

           

            Важно научить юных пользователей Интернета внимательно относиться ко всему, что они сами размещают о себе в Сети. В различных интернет-сервисах можно включить специальные настройки приватности и делиться определенной информацией с ограниченным кругом лиц, а сервисы автоматического определения местоположения можно отключить (родителям это желательно сделать на мобильных устройствах ребенка). Одновременно важно объяснить детям, насколько важно оставлять определенную информацию за пределами социальных сетей: например, не делать «чекинов» в каждой точке маршрута в течение дня или не сообщать в социальной сети, что вся семья уехала в отпуск на несколько месяцев, оставив пустой квартиру. В отличие от взрослых, современные подростки настолько привыкли открыто делиться информацией в социальном пространстве, что не всегда понимают, что в определенных случаях следуют соблюдать осторожность и элементарную бдительность.

            В социальных сетях в наибольшей степени проявляется вся многогранность информации в Интернете — как любительский, так и профессиональный контент в самых различных его формах. Социальные сети можно разделить на два типа: ориентированные на определенный тип контента («объект-центрические») и ориентированные на личную самопрезентацию («эгоцентрические»). В социальных сетях первого типа ключевую роль занимает обмен информацией, на основании которого построено взаимодействие пользователей. Достаточно популярен среди подростков известный видеохостинг YouTube, построенный на обмене видео.

Видеохостинг позволяет создавать свои каналы и делиться интересными видеозаписями с друзьями, родными, а также пользователями по всему миру. Еще один пример социальных сетей — популярный международный фотохостинг Flickr. Здесь пользователи могут делиться своими фотографиями, а также просматривать, оценивать и комментировать работы других. Flickr привлекает подростков возможностью поделиться своими фотоработами и получить на них отзывы. Популярен музыкальный социальный портал Last.fm, где можно слушать музыку, подобранную исходя из их собственных предпочтений и предпочтений друзей. Существует немало социальных сетей-библиотек, предназначенных для любителей книг и чтения — Shelfari.com, LiveLib.ru, Bookmix.ru. Одним из примеров сервисов, активно используемых школьниками и ориентированных именно на создание собственного контента, является Instagram — это интернет-приложение для обмена фотографиями, появившееся в 2010 году и моментально завоевавшее огромную популярность среди подростков и молодежи во всем мире.   Социальные сети второго типа, формирующиеся вокруг профилей пользователей и ориентированные больше на личную самопрезентацию, позволяют обмениваться всеми видами контента. Причем особый акцент делается именно на мультимедийном контенте: фото, видео и аудиозаписях. Пользователи могут собрать огромный архив из доступной информации, но общение в этом процессе тоже играет немаловажную роль. Феномен социальных сетей заключается в публичности — дети и подростки не просто накапливают контент на компьютере, а делятся им с миром. Подростки выкладывают друг другу на «стены» песни, видеозаписи или картинки и отмечают понравившиеся записи «лайками». Словесная коммуникация при этом с водится практически к нулю или ограничивается короткими комментариями. Статус контента в таком случае определяется количеством «лайков», «ретвитов» и количеством просмотров. По мнению некоторых исследователей, под влиянием такого рода общения происходят серьезные изменения в сфере духовной культуры: на смену текстовому актуализируется визуальный тип представления информации, изображение теснит предложение, впечатление теснит разъяснение.

            Благодаря тому, что во многих сервисах интегрирована возможность «поделится с друзьями», например в «ВКонтакте», Google+ или Facebook, личные странички часто становятся коллекцией всех новостей и событий, отражающих жизнь подростков: что они читают, смотрят, публикуют на других ресурсах. Таким образом, социальная сеть превращается в своеобразный дайджест для пользователя по происходящему в Интернете и в мире. Это своего рода непрерывная информационная лента, обновления которой зависят от количества и активности «друзей» и групп, существующих у пользователя. Чтение постоянно обновляемых новостей в Интернете не только удовлетворяет, но и постоянно повышает потребность в получении информации.

            За интернет-трендами бывает сложно уследить, потому что на них во многом влияют подростки. Запоминание сленговых выражений и модных приложений тоже нельзя назвать простым, ведь они постоянно обновляются. Среди современных подростков актуальны явления:

1. Finsta, или «фейковый Instagram» (Fake Instagram)

           Instagram — это соцсеть, в которой многие пытаются показать свою жизнь с лучшей стороны. Instagram-блогеры зарабатывают на жизнь, демонстрируя вдохновляющий, но при этом зачастую недостижимый образ жизни. 

           Finsta использует противоположный подход. Он представляет собой второй аккаунт в Instagram, в котором подростки размещают фотографии своей «реальной» жизни. Обычно это закрытые страницы, на которые могут подписаться только самые близкие друзья.

          Хотя подростки иногда разрешают членам семьи следить за своим публичным Instagram, скорее всего, второй профиль они не откроют. Кроме того, его будет сложно найти, потому что для таких страниц используются замысловатые ники. Как правило, число подписчиков Finsta-аккаунта двузначно, в отличие от тысяч, которые могут быть в публичном. Негласные правила приличия и эстетики Instagram не распространяются на Finsta. Подростки публикуют там снимки, которые никогда не поместят в «настоящий Instagram» (Real Instagram), или Rinsta, например неудачные селфи и провокационные кадры.

2. TikTok

         TikTok — это приложение, которое позволяет создавать короткие видео под музыку. Оно напоминает закрывшуюся в 2016 году платформу Vine с комедийными клипами. В отличие от Vine, ролики в котором длились не более шести секунд, в TikTok можно снимать 15-секундные видео и объединять их — но не более четырех штук за раз. Хотя отдельные челленджи в TikTok быстро теряют популярность, владельцы некоторых аккаунтов зарабатывают любовь множества подписчиков. Как и на YouTube, у TikTok есть свои знаменитости, которые превратили профили в источник дохода.

3. Twitch

          Twitch — это стриминговая платформа, которая позволяет геймерам вести прямые трансляции своих игр. Этот сервис вырос из сайта Justin.tv, запущенного в 2007 году. Он представлял собой круглосуточную трансляцию повседневной жизни его создателя Джастина Кана. Twitch появился в 2011 году, позиционируя себя как платформу для ведения прямых трансляций видеоигр. К 2017 году сервис зафиксировал 355 млн минут просмотра стримов. 

Twitch расширил сферу деятельности и теперь включает в себя все виды трансляций: от настольных игр до музыки.

4. Общение через мемы

           Подростки могут вести целые разговоры с помощью мемов. Некоторые из них быстро разлетаются по сети и так же быстро уходят, а другие оказываются более долгими. Общение через мемы стало популярным в Twitter в начале 2019 года и продолжает распространяться в Instagram и на других платформах. Хотя мем всегда содержит в себе юмор, обычно он используется для обсуждения проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

   Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...

«Семейное проектирование» как форма повышения воспитательной компетентности родителей.

laquo;Семейное проектирование» как форма повышения воспитательной компетентности родителей.             Одним из способов привлечения семь...

Повышение информационной компетентности родителей

Как сделать так, чтобы родители своевременно получали информацию дистанционно?...

Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"

quot;Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение  педагогической  компетентности  родителей"...