Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Савельева Татьяна Михайловна

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_taktilnogo_vospriyatiya_dlya_att.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину. Сенсорная система - это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.

В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и воспитании детей со сложными и множественными нарушениями развития. Дети со сложными нарушениями развития – это, как правило, дети с врожденной патологией, у которых отмечаются аномалии развития органов чувств. А это значит, что они с первых дней жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации.

Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за детьми данной категории позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорного развития и интеграции детей со сложными нарушениями развития. Очевидно, что слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения деятельностью, а также жизненно необходимыми двигательными и социально-бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии данной категории детей.

Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, И.А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема освещена в работах Т.А. Басиловой, М.А. Боровской, Т.В. Лисовской. Все они сходятся в том, что фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной информации. Чем больше информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается.

Одной из причин сенсорной депривации может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых) стимулов. И, как результат, недостаточность сенсорного анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в недоразвитии у них способности к приему, переработке и хранению информации, недостаточности словесного опосредования, а также в возникновении различного рода функциональных перестроек. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными психофизическими нарушениями) характерны более поздние сроки становления сенсорных функций.

Тактильная или, как ее еще называют, кожная чувствительность и двигательная память становится у детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями особым способом познания окружающего мира. Зачастую у данной категории детей наблюдается нарушение функционирования зрительных и слуховых анализаторов. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в непосредственном контакте. Интересно, что при помощи тактильных ощущений ребенок получает достаточно большой объем информации об окружающем мире. Именно поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию относят тактильную, поверхностную чувствительность - ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др. Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения. Которые мы получаем через кожу. Это отражение отдельного чувственного качества предметов. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.

С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков.

Основными задачами игр-упражнений по развитию тактильных ощущений являются: улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения; побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ), которые вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями; расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения; развитие умений дифференцировать осязательные ощущения; развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными психофизическими нарушениями) проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства предмета, его основного признака.

На первом этапе работа начинается с определения зон кожной чувствительности тела ребенка и приучения детей к положительному реагированию на определенные раздражители. На данном этапе целесообразно использовать следующие приемы стимулирования: засыпка тела шариками; опутывание тела лентами; поглаживание различных частей тела; пожатие рук; прикосновение теплой грелкой к различным частям тела; ритмичное похлопывание; помещение ребенка в сенсорный бассейн.

На втором этапе педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка: поглаживание ваткой или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног); поглаживание, используя гипотермию и гипертермию (марлей, салфеткой, смоченной в холодной и теплой воде, резиновой грушей, игрушкой, грелкой); поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью; прокатывание по рукам, ногам, предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых мячей (шариков); обдувание обнаженных частей тела феном, обмахивание веером; растирание (более глубокое и интенсивное поглаживание) кистей рук, стоп, каждого пальца рук и ног. Выполняется тремя пальцами: указательным средним и безымянным; массирование тела мехом, шерстяным лоскутком, щеткой, звучащей игрушкой.

На третьем этапе педагог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по обследованию различных предметов. Руки педагога выполняют направляющие действия: проведение руками ребенка по поверхности обследуемого предмета (в руке педагога рука ребенка); упражнение в совместном сжимание поролоновых игрушек; упражнение в совместном сжимание резиновых мячей, резиновых игрушек; используя вязаную перчатку с нашитыми пуговицами различной величины и формы, побуждение ребенка ощупывать пальцы с пуговицами (ребенок ощупывает каждый палец, здоровается с ним); упражнять ребенка в удерживании небольшой игрушки одной рукой, манипулирование ею; упражнять в удерживании игрушки двумя руками.

На четвертом этапе педагог побуждает ребенка выполнять полусопряженные, потом самостоятельные действия с предметами: упражнение в ощупывание предметов одно, потом двумя руками; обследование предметов с помощью рта; упражнение детей в удерживании предметов руками: двумя, одной; формирование умения манипулирования предметами: трясти, толкать, отбрасывать, толкать, перекладывать из руки в руку; побуждать играть с бумагой: мять, листать, сгибать, комкать; побуждать играть с лоскутками ткани; побуждать играть с предметами различной фактуры.

Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Используемая литература.

Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития ; М.: Теревинф, 2009.

Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М. : Просвещение, 2008.

Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010.

Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. Учебное пособие /Л. Н. Ростомашвили. - М.: Советский спорт, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Описание опыта работы учителя математики  по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Методические рекомендации "Дидактические игры для развития зрительного восприятия и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В методических рекомендациях представлено описание дидактических игр, упражнений, которые способствуют развитию у детей с ограниченными возможностями зрительного восприятия, памяти, внимания....

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»

laquo;Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»...

«Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Культурно-образовательная среда школы – основа успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особую значимость приобретает организация культурно-образовательного пространства школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание культурно-образовательного пространства школы дает во...