Подростковый возраст
статья

Писарева Олеся Олеговна

материал к родительскому собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovyy_vozrast.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковый возраст… Бунтарский, противоречивый и самый важный. Внезапные слезы, которые неожиданно сменяются взрывом смеха. Вчера еще ласковый ребенок сегодня становится колючим и скрытным. Что же делать, чтобы сохранить гармоничные отношения в этот непростой период?

Из психологического словаря:

«Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–13 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Кризис подросткового возраста

Кризис 13- 15 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.

Подростковый комплекс

•        Проявления подросткового комплекса:

•        чувствительность к оценке посторонних своей внешности

•        крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих

•        внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,

•        эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет

Для подростков характерна полярность психики:

•        Целеустремленность, настойчивость  быстро сменяется  импульсивностью,

•        Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

•        Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

•        Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,

•        Неустойчивость интересов

Парадоксы подростковой психики

•        Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом, не зная, что с ней делать.

•        Интересно все сразу и ничего.

•        Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».

•        При всей своей самоуверенности подросток очень не уверен в себе.

Смена настроения

•        Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

•        Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,

•        Веселье, радость  может  быстро смениться апатией

•        Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

•        Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью

•        Неустойчивость интересов

Чувство взрослости

•        Подросток  объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым.

•        Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков,тусовки ,

   (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.

На данном возрастном этапе возникает интерес к миру интимных отношений. У детей появляются эротические фантазии. Школьникам 10-12 лет хочется понять, зачем нужен презерватив или почему им запрещают смотреть эротические фильмы. Они чаще уделяют внимание сексуальной тематике в книгах, журналах, Интернете. Задача родителей – рассказать ребенку о любви между мужчиной и женщиной, о том, что физическая близость – это одна из форм проявления любви между взрослыми людьми и может привести к рождению ребенка.

•        Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.

•        Меняется походка, манеры, внешний облик.

•        Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.

•        Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений

 Первой такой проблемой является необходимость отделиться от родителей в самостоятельную психологическую, а следовательно, социальную и человеческую единицу. При успешном прохождении данного препятствия в итоге между родителями и ребенком устанавливаются отношения “взрослого” типа, основанные на взаимной заботе и ответственности за собственные решения. Вроде бы это очевидно, но жизнь показывает, что жить рядом и не мешать друг другу в семьях, “переживающих подростковый период”, редко кому удается. Необходимость разрыва симбиотических отношений с родителями и порождает новые авторитеты (тренер, глава банды, певец и т.д.) и новые подростковые сообщества. Это так называемый поиск “новых родителей”, к сожалению, для родителей, выкормивших и воспитавших, неизбежный шаг к самостоятельности. Оптимальной позицией родителя здесь является терпение и невидимый контроль за опасным процессом и, кроме того, главный катализатор хорошего воспитания – уважение. Если родитель от страха потерять ребенка не делает одну ошибку за другой (категорически запрещает что-то, крайне негативно отзывается об окружении и увлечениях ребенка, грузит ребенка непосильным чувством вины), то он получает психологического (и, как правило, материального) иждивенца, незрелую несамостоятельную личность на долгие годы.

Ситуации

Родители стараются контролировать каждый шаг ребёнка, не отпускают его на улицу. Переживают, что он стремится проводить всё своё свободное время со сверстниками

Возможный выход: Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребёнок уже вырос и удерживать его возле себя всё время невозможно. Непослушание – это способ выйти из-под опеки. Смиритесь, что пока ребёнку важнее, как к нему относятся сверстники, а не родители.

Дайте свободу!

В семье ребёнок часто слышит: «Ты не то читаешь!», «Делай так, потому что так делаю я», «Я всегда училась хорошо», «Я всегда делала зарядку».

Больше всего подростка бесят нравоучения. Откажитесь от категорических оценок и суждений. Ребёнок имеет право на собственный взгляд. Будьте терпимы к мнению ребёнка: у него сформировались свои правила поведения и по вашим он жить не хочет. Нельзя создавать ребёнка по своему образу и подобию: вы подавите в нём личность.

Никаких нотаций!

Сын собирается пойти погулять, мать категорично заявляет, что он никуда не пойдёт, пока не сделает уроки. Ребёнок пытается уговорить мать, она даже слушать его не хочет.

Ещё ничего никому не удавалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и дети, и родители охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает. Не надо накалять ситуации, попробуйте встать на сторону ребёнка, поступиться чем-нибудь.

Идите на компромисс!

Дочь, придя из школы со слезами на глазах, кричит, что в этой одежде она никуда больше не пойдёт, что над ней все смеются. В ответ мать поднимает ещё больший крик.

Костёр ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Кто-то должен замолчать первым. Взрослому это сделать легче, чем подростку. Лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

Уступает тот, кто умнее!

К сыну пришли друзья, зовут гулять. Мать устраивает скандал, ведь сын ещё не выполнил домашнее задание. Друзья, естественно, уже ушли, сын сидит обиженный. Мать, уже остыв и понимая, что вспылила чересчур, приходит и объявляет: сыну можно сходить погулять.

Если родители демонстрируют ребёнку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения. Очень скоро ребёнок поймёт, что от мамы можно добиться всего, что рано или поздно она всё равно разрешит.

Будьте тверды и последовательны!

Папа жучит сына: «Неряха, бездельник, никогда не поможешь маме по дому», - а сам ведра мусорного не вынесет.

Взрослые всегда находят оправдание для себя, от детей же требуют обязательного выполнения тех или иных правил. Но дети всё прекрасно видят. Они знают, как «надо», но поступают так же, как родители.

Можно приучить лишь к тому, что сами соблюдаете!

- Итак, очень важно сдерживать и контролировать свой гнев. Будьте мудрее, не провоцируйте ребёнка на грубость. Если вы уж очень раздражены, лучше «остыньте» несколько минут. Подростковый возраст очень трудный и ранимый. Сделайте так, чтобы дети доверяли вам, чтобы они выросли добрыми, сердечными. А для этого надо самим верить и любить. Где любовь, там и благодарность, и доверие.

Не будет такого, чтобы во всех семьях были одинаковые правила воспитания. Выработайте свои правила! Но зато сами же их и придерживайтесь. Вот и все секреты воспитания!

Пять принципов позитивного воспитания

Существуют 5 важных принципов позитивного воспитания, которые помогут детям найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей и в полной мере развить внутренний потенциал. Вот эти принципы:

1. Отличаться от других - нормально.

2. Совершать ошибки - нормально.

3. Проявлять негативные эмоции - нормально.

4. Хотеть большего - нормально.

5. Выражать свое несогласие - нормально, но помни, что мама и папа - главные.

Помните,  что каждый подросток    несёт в себе огромную мудрость,   постарайтесь познать эту

мудрость и использовать её для взаимного духовного роста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Проблемы подросткового возраста

Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, ...

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...