Выступление на семинаре классных руководителей "Духовно-нравственное воспитание"
статья

Медведева Наталия Алексеевна

Выступление на семинаре классных руководителей "Духовно-нравственное воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

        МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Районный семинар

классных руководителей

«Духовно-нравственное

воспитание обучающихся

в условиях введения ФГОС

основного общего образования»

Подготовила:

Медведева Н.А.

Октябрь 2017г.

Современный ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК - век открытий, нововведений, компьютеризации, стремительного развития. Наша жизнь так быстро изменяется, что мы в этой суете забываем о самых простых человеческих ценностях, без которых становимся черствее, равнодушнее ко всему, что нас окружает.

А.С.Макаренко когда-то сказал: «Все человеческое в человеке должно быть воспитано».

        В 2012-2013 учебном году в школе начала работу экспериментальная площадка по апробации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В нём сказано, что «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

 Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеурочной деятельности, системы дополнительного образования.

В МБОУ «Никифоровская сош №1» с 2012 года реализуется программа воспитания  и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, цель которого является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Воспитательная работа ведется в системе взаимосвязанных направлений: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; Воспитание социальной ответственности и компетентности; Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Каждое из направлений воспитания и социализации  основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.

Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

В этом учебном году я являюсь классным руководителем 5 класса и работаю по стандарту нового поколения. Пока мною сделано не так много, но всё впереди.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

        В нашем классе есть курс «Основы духовно-нравственных культур народов России» (учитель Медведев А.А.). Так на одном из занятий, говоря о добродетели, учитель попросил отметить те, которые присутствуют в нашем классе. Подводя итоги опроса, можно сказать, что в детских ответах на первом месте стоят честность, отзывчивость, милосердие, доброжелательность, щедрость, доброта, а также справедливость, гостеприимность, искренность, смирение.

        В своей работе использую и планирую использовать разные формы деятельности: «Круглый стол», тематические дискуссии, тренинги, беседы, изучение духовно-нравственного наследия, книжное обозрение, исследовательскую самостоятельную работу, ситуативный час общения «Что такое хорошо и что такое плохо?», праздники, просмотр и обсуждение фильма, различные социальные акции. Например, уже в 1 четверти принимали участие в акциях: «Доброе дело», направленное на то, чтобы не оставить без внимания пожилых людей, оказать посильную помощь, и «Согреем своим теплом», приуроченная ко Дню учителя. Мы ходили в гости к бывшему учителю нашей школы. Дети с удовольствием готовили поздравления сами. Отрадно отметить, что многие желали участвовать и никто не остался равнодушным.

        В октябре на базе нашей школы был организован пункт по сбору гуманитарной помощи беженцам из Украины. Конечно, мы тоже принимали участие и в этой акции. В нашем классе ответственным по выполнению был назначен лидер волонтёрского комитета.

        В начале учебного года вместе с психологом проводила тестирование по оценке уровня воспитанности личности. Результат оказался неплохой, но понятно, что работа должна вестись непрерывно.  

        Готовясь к семинару, я провела в своём классе небольшой социологический опрос. Всего участников – 17. Результат: (в диаграмме)

Опросник

1.        Является ли духовно-нравственное воспитание приоритетным в современном мире?

        Да  11 – 65%

        Нет   6 – 35%

2.        Проводятся ли в вашем классе мероприятия по духовно-нравственному воспитанию?

        Да  17 – 100%

        Очень редко  0

        Нет 0

3.        Нужны ли такие мероприятия?

        Да, несомненно 16 – 94%

        Нет  1 – 6%

        Приходим к выводу, что…

Во-первых, 65% детей считают, что  духовно-нравственное воспитание является приоритетным в современном мире; 100% отмечают, что в нашем классе проводятся мероприятия по духовно-нравственному воспитанию; 94% уверены, что такие мероприятия необходимы.

Помимо непрерывной работы с ученическим коллективом должна вестись работа и с родителями, поскольку педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, ведь уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

        Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

        Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. В школе сложились следующие формы работы с семьей: классные и общешкольные родительские собрания; функционирование управляющего совета школы; Родительского комитета школы; Совета профилактики; Часы контроля; участие родителей в школьных мероприятиях, тематических всеобучах, лекториях, консультациях, дискуссиях, беседах и вообще в жизни класса.

Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

                 «Возбудите  в  человеке искренний  интерес  ко  всему  новому,  полезному,  высшему  и  нравственному, и  вы  можете  быть  спокойны, что  он  сохранит  человеческое  достоинство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Выступление на семинаре классных руководителей

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была труд...

Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"

Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности   Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...

Выступление на семинаре классных руководителей "Суицид среди подростков"

С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуаци...

Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»

Презентация  к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...

Выступление на семинаре ШСПМ на тему "Воспитание толерантной личности в дополнительном образовании"

Понятие Толерантность, использование игровых моментов на занятиях по воспитанию талерантной личности обучающихся...