Мини-лекция для родителей "Как воспитать ребенка, не навязывая роли треугольника Карпмана"
консультация

Фомичева Елизавета Викторовна

Треугольник Карпмана - это очень распространенная социальная модель взаимоотошений между людьми, в которой люди играют три кючевые роли: жертва, преследователь и спасатель. Сейчас мы рассмотрим эти ролевые позиции, причины их возникновения, вторичные выгоды. Из мини-лекции вы увидите, что как правило все эти роли формируются в детсвте, поэтому так важно знать о них и  понимать о важности "созидательных отношений" и грамотного воспитания ребенка, без манипуляций, гиперопеки и навязывания своего мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treugolnik_karpmana.docx143.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-лекция для родителей

«Как воспитать ребенка, не навязывая роли треугольника Карпмана»

Подготовила педагог-психолог

Фомичева Е.В.

Треугольник Карпмана - это очень распространенная социальная модель взаимоотношений между людьми, в которой люди играют три ключевых роли: Контролер (преследователь), Жертва и Спасатель (избавитель). В треугольнике могут взаимодействовать неограниченное количество людей, но ролей всегда три. Так же участники треугольника могут периодически меняться ролями. Но в конечном счете, вступая в такие «Игры», ничего хорошего ожидать не стоит. Погружаясь в любую из этих ролей, человек начинает игнорировать реальность.

Рассмотрим каждую ролевую позицию и причины их формирования.

Жертва

«Бедная, несчастная и вся беспомощная». Жертва - эта роль у тех, кто не хочет брать ответственность и не может в силу своего взгляда и восприятия ситуации. Она живет из позициии «я бедная, несчастная, обратите на меня внимание, пожалейте меня, сделайте за меня». 

Часть говорится, что роль жертвы – это «раненный аспект нашего внутреннего ребенка», это подтвердается тем, что Жертва инфантильна, безответственна, уязвима, постоянно нуждается -  в помощи, внимании, поддержке. Жертва отрицает возможности того,что она может решить свои проблемы, что у нее на это есть силы, ресурс и знания. В случае если спасатель начинает помогать жертве решить ее проблемы, у нее на все есть отговорки «да..но», то есть Жертва не заинтересованна в том, чтобы выйти из этой роли, ей важно находиться в ней, а не стремиться из нее выйти.

Быть жертвой – это постоянно находиться в круговороте чувств поражения, бесполезности, никчемности и беспомощности.

У каждой роли есть свои вторичные выгоды. На мой взгляд, для жертвы вторичная выгода - это привлечение к себе внимания, полным бездействием. Ей нравится, быть во внимании, но при этом не брать ответственность и ничего не изменяя. 

Для жертвы характерно:

-невозможность попросить о помощи, а если ее предлагают, не воспользоваться ее, даже если в этом есть необходимость («я сама»).

- гиперфункциональность («заметьте как мне тяжело»)

- пассивность, ведет себя как амеба («все виноваты»)

- жизнь  в иллюзиях ( «я не за что не отвечаю все дело в....» и тут можо перечислять в карме, стечении ситуации, родовом проклятиии и т.д.и т.п.)

Пример: женщина жалуется своей дочери и говорит о том, что ей сложно и тяжело, но принципиально важно каждое утро в субботу ездить на центральный рынок, для того чтобы купить «свеженьких продуктов». И когда дочка ей предлагает облегчить эту ситуацию, например, купить продукты самой свозить маму на машине, или оплатить ей такси, или сказать, что нет такой необходимости в этих продуктов. Мама все равно стоит на своей, говоря, что это все ради вас.

Пример: другой  явный пример жертвенности - это героиня Д. Мороз из телесериала «Mediator». Она буквально во всех ситуациях ведет ролевую позицию «гипер озабоченностью проблемами других», когда присутствуют такие фразы как: «да я всё ради вас», «я положила свою жизнь ради...», которые не то чтобы не ценят эту жертвенность, а просто даже о ней не просили и не заявляли такой потребности. Жертва выражается в нереализованности своих потребностей и желаний в силу угождение другим людям.

Причины: принятая модель поведения родителя (роль  мамы или папы), гиперопека со стороны родителей.

Спасатель

Спасатель (избавитель) – чаще всего испытывает жалость и сочувствие к жертве и злость и порой враждебность и агрессию к контролеру. Сперва может показаться, что ему как будто эта игра и не нужна, но… Избавитель тоже получает свои «Бонусы» от участия в игре. Помогая Жертве, он чувствует себя выше, умнее, способнее, успешнее, так как делает то, что якобы не может сделать Жертва. А значит — он лучше! Спасатель считает себя на голову выше всех остальных. Он получает удовольствие от того, что он «Спасает» других. Но на самом деле никого он не спасает, потому что никто его об этом не просил. Хотя со стороны все выглядит благопристойно. Он же вроде бы как помогает! Его нужность - иллюзия, а цель его действий и советов — самоутверждение, а не реальная помощь. Хотя он может считать и убеждать сам себя, что его миссия «избавлять» страдающих людей от проблем. Но действительно помочь человеку можно только тогда, когда он сам просит о помощи (только в этом случае человек принимает решение решать свои проблемы.

Какая у него выгода? Ну как считает спасатель конечно оказать помощь и помочь, но на самом деле, заявить о себе. «Я есть, я здесь, вот какой я полезный и нужный!» И через помощь другим, через   «Спасательство» ему удается реализовывать свои невостребованные моменты, быть замеченным, получать свою значимость, понимать, что ты нужен. Это такое отсутствия собственной ценности, когда ты оцениваешь себя только через призму отношения других людей к себе. Они часто получают похвалу от общества.  

Причины: как правило спасателя не замечали в детстве, либо замечали лишь только тогда, когда он сделает какую-то пользу (поможет). И тогда это такой уже сформировавшийся паттерн поведения: я помог, я сделал – меня заметили, оценили -  я есть, я ценный. И уже по – другому, он не может заявлять о себе.

Преследователь

Контролер (преследователь) – уверен, что Жертва является виновником всех проблем (и его в том числе). Это послание он доносит до Жертвы и окружающих. Контролер оказывает давление, навязывает свой стиль поведения и мыслей (или тот, который считает правильным), в общем «учит жизни». Это проявляется тиранией вплоть до физического воздействия. От всего этого Контролер получает ощущение собственной важности и значимости. Он почти всегда напряжен, раздражен, зол и боится расслабиться. Ему тяжело забыть прошлые проблемы, поэтому он постоянно пророчит новые беды в будущем. Он контролирует, преследует и критикует жертву (нужно же на кого-то слить свое недовольство). Он чувствует невыносимый груз ответственности и очень от этого устает. Но отказаться от этой роли он не хочет, потому что такое поведение придает ему  уверенности в собственной непогрешимости и превосходстве. В буквальном смысле это человек, который направляет свои действия на жертву. Как правило агрессивные действия. Возможно это будет физическая или психическая агрессия, которая направлена прямо (буквально) или косвенно  (пассивная агрессия). Преследователь направляет свои действия на жертву, с целью изменения ее позиции или научения ее чему-либо. Хочется отметить и вспомнить, что жертва не виновата. Но все равно, мне кажется, что жертва где-то провоцирует на то, чтобы к ней обращали свое внимание  и направляли свои действия, тем самым жертва ещё более будет утверждаться в своей роли бедности,  никчемности и ущербности. Преследователь направляет свои действия возможно даже из благих намерений.

Пример: когда старшему брату не нравится позиция младшего брата, которого сверстники обижают. Тогда, с целью исправиления ситуации, старший начинает агрессировать на младшего «что ты как мямля», «что ты ведешь себя как ...» таким образом начинает свои действия направлять на жертву и приследовать ее.

Вторичная выгода: показать через силу, власть, могущество свою значимость.

Как устроен и за счет чего работает «Коварный механизм»?

Контролер (преследователь) не дает покоя жертве, строит ее, заставляет и критикует;

Жертва старается, устает, мучается, жалуется, находит тех кто виноват в ее проблемах;

Спасатель (избавитель) утешает, советует, подставляет уши и жилетку для слез.

Как уже упоминалось выше участники «Треугольника Карпмана» периодически меняются ролями. Такая мелодрама может длиться многие годы, люди могут даже не осознавать, что прочно застряли в треугольнике.

Есть ли выход из треугольника?

Да, конечно есть. Так как это определенная модель – значит у нее есть запускающий механизм и то что ее поддерживает (мы это уже разбирали выше). Так вот для того, что бы найти выход из этой модели необходимо:

Жить своей жизнью, брать на себя ответственность за свое мышление и поведение. Для этого важно осознать, что для исполнения собственных желаний человеку достаточно постепенно и регулярно все больше и больше брать собственную жизнь в свои руки.

Важно учиться действовать самостоятельно. Нужно учиться ставить цели и двигаться в выбранном направлении, в не зависимости от того есть кто то, кто поможет или никого нет.

Постепенно при такой стратегии мышления и поведения сформируется осознание, что Вы сами являетесь автором и причиной всего что происходит в вашей жизни.

Вы ставите и достигаете собственные цели, получаете от этого радость и удовлетворение. А то что происходит в жизни других людей, является их выбором. Это важная мысль которую я советую перечитать несколько раз.

Вот несколько практических советов, как перестать принимать на себя ролевые позиции:

Как перестать быть Жертвой?

Перестаньте жаловаться на жизнь. Совсем. Потратьте это время на поиски возможностей улучшить положение вещей, которые вас не устраивают;

Запомните раз и навсегда: никто вам ничего не должен. Даже если обещали, если очень хотели, если сами предлагали. Обстоятельства постоянно меняются, как и человеческие желания. Вчера хотели вам что-то дать, сегодня уже не хотят. Перестаньте ждать спасения;

Все, что вы делаете это ваш выбор и ваша ответственность. И вы вправе сделать другой выбор, если этот вас не устраивает;

Не оправдывайтесь и не корите себя, если вам кажется, что вы не соответствуете чьим-то ожиданиям.

 

Как перестать быть Контролером?

Прекратите обвинять в своих проблемах других людей и обстоятельства;

Никто не обязан соответствовать вашим представлениям о том, что правильно и неправильно. Люди разные, ситуации разные, если вам что-то не нравится, просто не имейте с этим дело;

Решайте конфликты и разногласия мирным путем, без злобы и агрессии. Для этого вырабатывайте в себе ассертивность;

Перестаньте самоутверждаться за счет тех, кто слабее вас.

 

Как перестать быть Спасителем?

Если у вас не просят помощи или совета, молчите;

Перестаньте думать, что вы лучше знаете, как надо жить, и что без ваших ценнейших рекомендаций мир рухнет;

Не давайте необдуманных обещаний, особенно если для их реализация нужны другие люди;

Перестаньте ждать благодарности и похвалы. Вы же помогаете, потому что хотите помочь, а не за почести и награды, верно?

Перед тем как броситься «причинять добро», спросите себя честно: так ли необходимо и эффективно ваше вмешательство?

Прекратите самоутверждаться за счет тех, кто чуть более нескромен в своих жалобах на жизнь.

 

Стратегия выхода из треугольника:


https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_auto_1582812563_331985_2.jpg

Если поставить себе цель выбраться из треугольника и шаг за шагом следовать к ней, изменения не заставят себя ждать. У вас появится больше времени и сил, станет легче дышать и интереснее жить. Напряжение в отношениях, скорее всего, ослабнет.

Жертва превращается в Героя. Теперь вместо сетования на судьбу человек сражается с неудачами, но испытывает не изнеможение, а азарт. Решая проблемы, он не жалуется всем вокруг, а получает удовольствие от того, что в состоянии их решить.

Контролер трансформируется в Философа. Наблюдая со стороны за действиями героя, он больше не критикует, не волнуется о результате. Он принимает любой результат. Он знает, что все в итоге идет к лучшему.

Спаситель становится Мотиватором. Он провоцирует героя на подвиги, описывая блестящие перспективы. Он ищет возможности применения силы героя и подталкивает того на свершения.

И это более здоровая и счастливая модель взаимоотношений между людьми.

 

Куда двигаться дальше? Или треугольник «Созидательных отношений»

 

https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_auto_1582812563_331985_3.jpg

 

В результате, если вы будете следовать этим рекомендациям, вас все меньше и меньше будут дергать бестолковые люди. В ваших отношениях будет все меньше и меньше не нужных вам манипулятивных игр.

У вас будет формироваться четкая и прозрачная виденье: либо вы будете помогать, либо вам все ясно кто перед вами и чего от вас хочет человек. Ну и конечно же появляется возможность выстраивать здоровые, приятные и комфортные взаимоотношения.

При таком подходе треугольник «Проблемных отношений» будет трансформироваться в треугольник «Созидательных отношений»

В таком треугольнике будет взаимопонимание, удовольствие, счастье и здоровая взаимоподдержка:

Герой становится Победителем. Он совершает подвиги не ради похвал, а ради творческого применения энергии. Ему не нужны лавры, он наслаждается самим процессом творчества, возможностью что-то менять к лучшему в этом мире.

Философ превращается в Созерцателя. Он видит такие связи в мире, которые недоступны другим. Он осознает новые возможности и рождает идеи, способные эффективно преображать окружающую реальность.

Мотиватор трансформируется в Стратега. Он точно знает, как реализовать идеи созерцателя и воплощает их мир. Создавая все больше пользы для себя и окружающих людей.

 

В этой мини-лекции мы рассмотрели, как работает социальная модель – «Треугольник Карпмана». Теперь вы знаете,  нужно, что бы не ввязываться в проблемные отношения. А сейчас я предлагаю для закрепления темы пройти несколько упражнений.

1. «Опиши роль». Работа в минигруппах. Каждой группе выдается ролевая позиция «Жертва», «Преследователь» и «Спасатель». За 15 минут обсуждения. Группе необходимо, сказать что характеризует данную роль (10 определений).

2. «Узнай ролевую позицию». Работа в минигруппах. Родителям предлагается несколько картинок сказочных героев, им необходимо посовещаться и определить какую роль демонстрирует данный герой (Карлсон, Фрекен Бок, Пьеро, Мальвина, Карабас - Барабас, Старик и старуха из сказки о золотой рыбке, кот Леопольд, Фрекен Бок).

3. «Мозговой штурм». Каждой группе родителей необходимо назать как можно больше героев из сказок и литературных произведений. Которым характерна роль «жертвы», «спасателя», «преследователя».

4. «Скажи наоборот». Одна команда предлагает фразу или ситуация из позиции «треуголника карпмана», а другая – решение ее из «созидательных отношений».

Рефлексия.

Прошу вас, высскажитесь по-поводу егодняшней встречи:

«Мне особенно запомнилось...»

«Мне было интересно ...»

«Я узнал сегодня новое ...»

https://cs71.babysfera.ru/s/660x/e/c/e/6/007a8d9ea585eabd39a48b4924b51f75f26.jpegОбратная связь.

И в завершении, чтобы понять насколько  вам была полезна и интересчна информация. Мы просим вас запомлнить анкеты.

Анкета «Обратная связь»

Проставьте баллы от 0 до 5, где 0 – совсем не понравилось, 5 – очень понравилось

1. Мини-лекция мне была интересна и полезна

2. Упражнения были понятный и эффективны

3. Я знаю как не входить в роли треуголника карпмана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ак воспитать ребенка без физического наказания.

Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них т...

Мини-лекция о ЗОЖ

Данная работа представляет собой памятки по формированию у учащихся потребности в ЗОЖ....

Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание Основные принципы современного воспитания

Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание.Основные принципы современного воспитания...

«Принципы и нормы здорового образа жизни» Мини – лекция для родителей

Познакомить родителей с принципами здорового образа жизни, формировать убеждения о необходимости сохранения личного здоровья....

Страничка для родителей : как воспитать ребенка успешным?

В данном материале вы найдете советы родителям и учителям по формированию чувства  успешности у детей и учеников.Успех – это реализация своего потенциала при полном личном удовлетворении. У...

Военные госпитали города Новокузнецка (мини-лекция)

Военные госпитали города Новокузнецка (мини-лекция) Свою небольшую лекцию хотела бы начать со строк кузбасского поэта Г. Холоденина,  посвященных самым печальным и страшным страницам истории...

Анализ треугольника Карпмана

Анализ треугольника Карпмана...