выбор профессии
материал (11 класс)

Широбокова Ольга Сергеевна

"сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx21.64 КБ
Файл vybor_professii.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей. (О.С. Широбокова)

Цель:

  1. познакомить родителей с их ролью в профориентации детей,
  2. изучить мнения детей о профессиях и требуемой помощи в их выборе.

(слайд 1) В жизни детей наступает трудный период, когда им необходимо определиться в профессиональных намерениях и выбрать такую профессию, которая была бы им не только интересна, но и соответствовала бы особенностям личности, характера и другим качествам. Ведь только при совпадении всех этих факторов, труд человека станет источником радости, творческого вдохновения.

(слайд 2 ) Что же представляют профессиональные намерения учащихся? Если в средних классах  дети выбирают профессию на уровне ролевой игры, когда на первый план выступает ориентация на внешние стороны профессии, стремление подражать воображаемому образцу, видеть себя в той или иной профессиональной роли, то в старших классах  выбор происходит с учетом   оценки своих  возможностей, материальной обеспеченности семьи, престижности профессии и т. п.

Именно в этот момент у учащихся часто возникает конфликт между желанием получить ту или иную профессию или специальность и уровнем самооценки, который часто не совпадает с действительным уровнем психологических возможностей подростка. Поэтому довольно значительная часть детей не готова к выбору профессии, хотя и имеет высокий уровень притязаний.

Как же преодолеть эти трудности? Нужно отнестись к процессу профессиональной ориентации серьезно, знать, что этот процесс сложный, противоречивый, длительный. Школа очень много делает в формировании профессиональных намерений. В процессе обучения на каждом уроке, будь то биология или литература, учащиеся знакомятся с содержанием самых разных профессий.

На уроках технологии дети узнают, какими профессиональными качествами должен обладать представитель той или иной профессии, учатся оценивать свои психофизические особенности.

У учащихся старших классов есть возможность вести подготовку к профессиональной деятельности  за счет индивидуальных образовательных планов, когда они посещают различные элективные курсы.

(слайд 3) по мнению психологов есть два пути выбора профессии:

 1. Метод «проб и ошибок»

  человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймет то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы.

2. Метод  осознанного выбора:

 надо изучить прежде всего самого себя,  все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы.

(слайд 4) Три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия:

. В-первых, чтобы профессия была интересной.

. Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.

. В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного человека.

(слайд 5) Несмотря на такой большой объем профориентационной работы, проводимой в школе, все же на профессиональные намерения учащихся в большой степени влияют и семейные традиции.

По статистике 43% школьников выбрали профессию по совету родителей, 30% - по совету друзей,  15 % - исходя из интереса к какому- либо общеобразовательному предмету,  12 % - по информации в СМИ, книгах.

(слайд 6) Как видите, роль родителей в профориентации своих детей велика. Их жизненный и трудовой опыт, авторитет, уровень материального обеспечения семьи оказывает большое влияние на выбор будущей профессии. Так, например, важное значение имеет предварительная общетрудовая подготовка ребенка. На эту сторону воспитательной деятельности семьи указывал А. С. Макаренко. Он писал: «...Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных органов».

Исследования же показывают, что значительная часть родителей (около 30 %) убеждена в том, что их дети не нуждаются в помощи и могут сами выбирать себе профессию по душе. Другие родители, наоборот, считают, что лишь они могут правильно решить вопрос о подходящей профессии для своего ребенка. При этом, не считаясь с интересами и способностями детей, внушают мысли о хороших условиях, высоких заработках. Довольно часто это бывают профессии, о которых в свое время мечтали сами родители.

(слайд 7) Для того чтобы ваш ребенок выбрал правильную профессию или направление личностного развития, например, выбор кружка, секции, вам необходимо воспользоваться простой методикой  «Три кита»: «хочу», «могу» и «надо».

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

1. хочу - это все, что нравится вашему ребенку, к чему лежит душа;

2. могу - это все то, что по силам и способностям;

3. надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

С помощью следующего упражнения вы сможете понять свои возможности и способности, чтобы сделать правильный выбор. А вы сами, сделали правильный выбор, давайте проверим?

(слайд 8) Вам необходимо с помощью трех геометрических фигур - треугольник, круг, квадрат, нарисовать человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения - 30 с. (Родители рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

(слайд 9) Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Такой эксперимент вы можете провести со своими детьми. Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях. В конечном итоге это поможет вашему ребенку в выборе жизненного пути.

(слайд 10) Выбор будущей профессии зависит от многих факторов: от интересов, способностей, востребованности профессии на рынке труда. Но самое главное – каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. А влияет ли тип темперамента на выбор будущей профессии,  и каким образом?  Попробуем определить, к какому типу темперамента относятся ваши дети.

Если ребенок  любит трудности и препятствия, способен их преодолевать красиво, креативно, быстро включается в работу и  всегда все доводит до конца. Он холерик. Это прирожденный лидер. Его профессии - артист, дипломат, журналист, предприниматель, хирург, летчик, водитель, тренер, менеджер.

Если ваш ребенок выделяется высокой работоспособностью, легко сосредотачивает внимание, параллельно может выполнять несколько дел. Легко загорается новой работой, но также быстро теряет к ней интерес.  Он сангвиник. Ваши профессии: учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог.

Он  не тороплив в учебе и медлителен в работе? Успеха достигает за счет упорства, терпеливости. Выполнение монотонной работы – его фишка. Продумает все мелочи и доводит дело до идеала. Он флегматик.  Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном,  научные специальности – ботаник, астроном, физик, математик.

Если ваш ребенок - человек настроения. Вчера был способен свернуть горы, а сегодня лень вставать с кроватиБыстро устает, трудно приспосабливаешься к новому коллективу. Все называют его наблюдательным человеком, способным замечать в поведении людей такие детали, которые те хотят скрыть. Он меланхолик. Рекомендуемые профессии: деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, писатель, ветеринарный врач, агроном, бухгалтер.

Старшеклассники мало задумываются о плюсах и минусах своего темперамента. И как результат, после получения диплома, попадают в невыгодные для них условия. Условия, когда большая и лучшая часть дня, которую человек проводит на работе, превращается в муку, а оставшееся время уходит на восстановление сил.

(слайд 11) Выбор профессии учащимися в старших классах часто бывает неокончательным. Необходима целенаправленная работа как школы, так и родителей по подготовке детей к будущей жизни, которая поможет сгладить и положительно разрешить многие противоречия, возникающие в процессе самоопределения учащихся.

(слайд 12)  На данном слайде представлены 10 востребованных сейчас профессий на рынке труда.

(слайд 13 ) Выбирайте будущую профессию вместе с ребенком с умом, любовью и вниманием, тогда их трудовая жизнь  будет проходить интересно и с пользой. Поэтому обратите внимание на положительный опыт и рекомендации тех родителей, которые оказывают эффективную помощь своим детям в профессиональной ориентации, и ваши усилия будут вознаграждены.

(слайд 14) С рекомендациями по профориентации детей, вы сможете ознакомиться на данном слайде.

(слайд 15)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА РЕБЕНКА СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ» 2017 уч . год

Слайд 3

Два пути выбора профессии: 1. Метод «проб и ошибок» человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймет то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. 2. Метод осознанного выбора: надо изучить прежде всего самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. 3

Слайд 4

Три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия: . В-первых, чтобы профессия была интересной. . Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности. . В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного человека. 4

Слайд 5

Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей. По статистике 43% школьников выбрали профессию по совету родителей, 30% - по совету друзей, 15 % - исходя из интереса к какому- либо общеобразовательному предмету, 12 % - по информации в СМИ, книгах. 5

Слайд 6

«...Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных органов». 6 А. С. Макаренко

Слайд 7

Формула выбора профессии ХОЧУ + МОГУ + НАДО 7

Слайд 8

Вам необходимо с помощью трех геометрических фигур треугольник, круг, квадрат, нарисовать человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Вы можете уменьшать или увеличивать размер фигур, накладывать их друг на друга. Важно, чтобы все эти 3 элемента присутствовали в изображении человека, а сумма всех использованных элементов была равна 10. ( Время выполнения - 30 с .) 8

Слайд 9

Первый тип : 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо раз­бираются в людях, работают с информацией. Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талан­тов. Склонность к индивидуальной работе. Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объ­ективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное. Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, худож­ник. Обладает богатым воображением. 9

Слайд 10

ХОЧУ МОГУ НАДО Какой предмет интересен? Результаты учебы. Могу ли улучшить? Менеджер, маркетинг Что читаю дополнительно? Могу ли рационально распределять учебное и свободное время? Информационно – программно обеспечение Какие смотрю телепередачи? Могу назвать особенности моего темперамента, памяти, внимания. Инженер Знаю ли успешных людей? Могу определить свое отношение к труду Социальный работник Выполняю ли творческие, исследовательские работы? Знаю особенности своего физического здоровья Врач Участвую ли в олимпиадах? Знаю особенности своей речи Фармацевт Представляю, как я буду работать в будущем. Могу определить уровень своего кругозора. Педагог 10

Слайд 11

В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. 11

Слайд 12

Десятка востребованных профессий: 1. Разработчик программного обеспечения 2. Финансовый советник 3. Специалист по персоналу 4. Рыночный аналитик 5. Компьютерный аналитик 6. Оценщик недвижимости 7. Преподаватель в частном учебном заведении 8. Врач (стоматолог, терапевт) 9. Фармацевт 10. Психолог 12

Слайд 13

Выбирайте будущую профессию вместе с ребенком с умом, любовью и вниманием, тогда их трудовая жизнь будет проходить интересно и с пользой. 13

Слайд 14

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ Как стать группой поддержки своему ребенку? 1. Найти «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Различайте, что он уже может, а чему еще т олько учится. 2. Выясните, чем руководствуется ребенок, не стремится ли он к в заимоисключающим целям? 3. Помогите ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже. 4. Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. 5. Помогите ребенку сделать свой выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. 14

Слайд 15

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В ВАШЕМ ВЫБОРЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессии – выбор будущего"

Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...

Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.

—При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».—Идеальна т...

Выбор профессии-мой выбор

Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....

«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...

Выбор профессии - выбор будущего

Презентация о выборе профессии, учебных заведениях г.Назарово, об ошибках при выборе профессии, вакансиях центра занятости. Советы родителям и детям...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Классный час "Выбор профессии-жизненно важный выбор"

Профориентационная работа для школьников с нарушением слуха это важный этап всего воспитательного процесса, т.к. готовит детей к сознательному выбору профессии. Занятия способствуют расширению знаний ...