Формирование приемов учебной деятельности при помощи технологии "Игры на песке"
методическая разработка

Старостина Надежда Ивановна

Формирование приемов учебной деятельности

Методика изучения мотивации (по Н.Л. Белопольской)

Материалы: песочница, песок, вода, от 10 пар одинаковых пуговиц/камешек/маленьких фигурок

Этап 1: Диагностика.

Задачи: определение доминирования учебного или игрового мотива поведения в учебной деятельности.

В качестве модели для определения доминирования учебных или игровых мотивов поведения предлагается использовать введение того или иного мотива в условиях психического пресыщения. В этом случае объективными показателями изменения деятельности будут качество и длительность выполнения задания, которое до введения исследуемого мотива вызвало у ребенка состояние психического пресыщения. В качестве экспериментального материала в эксперименте на психическое пресыщение можно использовать рисование кружков на мокром песке.

1. Учебный мотив заключается в том, что ребенку сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву "О". Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку — «5», то надо красиво писать от начала и до конца песочницы.

2. Игровой мотив. В левый верхний угол песочницы ставят фигурки зайца и лисы. Ребенку предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от лисы, чтобы та его не съела. Ребенок может помочь зайцу, если нарисует на мокром песке для зайца большое поле с ровными рядами капусты (кругами). Ряды капусты должны быть ровными и частыми, а сами кочаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от лисы. Экспериментатор для примера рисует первый ряд капусты, затем ребенок продолжает работу самостоятельно.

По результатам диагностики определяем мотив деятельности ребенка. В случае если у младшего школьника выявлена игровая мотивация, то предлагаем выполнить упражнение на развитие произвольности.

Этап 2: Упражнение на развитие произвольности.

Задачи: Формирование произвольности – умение сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

Перед ребенком и психологом (игроки) лежат два одинаковых набора пуговиц/камешков/маленьких фигурок. В песочнице обозначаем два игровых поля - это квадрат, разделенный на клетки (рисуем на мокром песке). У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Психолог выставляет на своем поле 3 предмета, ребенок должен посмотреть и запомнить, где какой предмет лежит.

·

· ·

После чего психолог закрывает листком бумаги свое игровое поле, а ребенок должен на своем поле повторить то же расположение предметов. Чем больше в игре используется клеток и предметов, тем игра становится сложнее.

Потом психолог и ребенок меняются местами в игре. Психолог может допускать намеренные ошибки, для вызова еще большего интереса ребенка.

Примечание: Для подкрепления интереса ребенка можно использовать непищевое поощрение (к примеру, цветные камешки, игровые монетки и подобное).

Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebnoy_deyatelnosti.docx13.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование приемов учебной деятельности при помощи технологии «Игры на песке»

Методика изучения мотивации (по Н.Л. Белопольской)

Материалы: песочница, песок, вода, от 10 пар одинаковых пуговиц/камешек/маленьких фигурок

Этап 1: Диагностика.

Задачи: определение доминирования учебного или игрового мотива поведения в учебной деятельности.

В качестве модели для определения доминирования учебных или игровых мотивов поведения предлагается использовать введение того или иного мотива в условиях психического пресыщения. В этом случае объективными показателями изменения деятельности будут качество и длительность выполнения задания, которое до введения исследуемого мотива вызвало у ребенка состояние психического пресыщения. В качестве экспериментального материала в эксперименте на психическое пресыщение можно использовать рисование кружков на мокром песке.

1. Учебный мотив заключается в том, что ребенку сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву "О". Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку — «5», то надо красиво писать от начала и до конца песочницы.

2. Игровой мотив. В левый верхний угол песочницы ставят фигурки зайца и лисы. Ребенку предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от лисы, чтобы та его не съела. Ребенок может помочь зайцу, если нарисует на мокром песке для зайца большое поле с ровными рядами капусты (кругами). Ряды капусты должны быть ровными и частыми, а сами кочаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от лисы. Экспериментатор для примера рисует первый ряд капусты, затем ребенок продолжает работу самостоятельно.

По результатам диагностики определяем мотив деятельности ребенка. В случае если у младшего школьника выявлена игровая мотивация, то предлагаем выполнить упражнение на развитие произвольности.

Этап 2: Упражнение на развитие произвольности.

Задачи: Формирование произвольности – умение сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

Перед ребенком и психологом (игроки) лежат два одинаковых набора пуговиц/камешков/маленьких фигурок. В песочнице обозначаем два игровых поля - это квадрат, разделенный на клетки (рисуем на мокром песке). У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Психолог выставляет на своем поле 3 предмета, ребенок должен посмотреть и запомнить, где какой предмет лежит.

·

· ·

После чего психолог закрывает листком бумаги свое игровое поле, а ребенок должен на своем поле повторить то же расположение предметов. Чем больше в игре используется клеток и предметов, тем игра становится сложнее.

Потом психолог и ребенок меняются местами в игре. Психолог может допускать намеренные ошибки, для вызова еще большего интереса ребенка.

Примечание: Для подкрепления интереса ребенка можно использовать непищевое поощрение (к примеру, цветные камешки, игровые монетки и подобное).

Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий с помощью метода проектов

Современное образование требует от обучающихся сформированности универсальных учебных действий. В статье описывается формирование УУД с помощью метода проектов...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР

Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР...

Доклад к педсовету "Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"

Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"...

Практические приемы формирования мотивации учебной деятельности на уроках естественно-научного цикла.

Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, общест...

Формирование приемов учебной деятельности при помощи технологии "Игры на песке"

Формирование приемов учебной деятельностиМетодика изучения мотивации (по Н.Л. Белопольской)Материалы: песочница, песок, вода, от 10 пар одинаковых пуговиц/камешек/маленьких фигурокЭтап 1: Диагностика....