Родительский лекторий. "Народная культура - основа воспитания личности"
консультация

Кучина Татьяна Полуэктовна

Лекция для родителей с демонстрацией презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Гарская средняя общеобразовательная школа

Сокольского района

Нижегородской области

Выездной родительский лекторий

в д. Березово Сокольского района

Нижегородской области

Лекция на тему:

«НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Выполнила:

Заместитель директора по УВР,

учитель истории и обществознания,

классный руководитель 10 класса

МОУ Гарской СОШ

Кучина Татьяна Полуэктовна

октябрь 2009 г.

Слайд И. А. Ильин писал «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее. Она являет собой его духовное естество и его силу, его дар и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».  Слайд Если народ теряет связи с прошлым, он теряет свою силу, теряет свое будущее. Мы должны всегда помнить об этом, потому что все дальше и дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники, игры, песни, сказки, семейные предания и обряды, а мы, забывая все это, начинаем постепенно превращаться в «Иванов, родства не помнящих».

Слайд Много ли, например, сейчас найдется семей, имеющих свое родословное древо, знающих имена своих прабабушек и прадедушек?

Многие ли выпускники наших школ могут воссоздать в памяти основные вехи истории нашей Родины, Слайд назвать выдающиеся литературные, художественные, архитектурные памятники, оставленные нам предками? Слайд. А ведь именно на этих памятниках, Слайд созданных трудом, фантазией, творчеством наших праотцев, воспитывались, развивались и обучались наши отцы и деды, матери и бабушки. Слайд Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Слайд Для того, чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный Слайд опыт добычи пищи, опыт охоты, сооружения жилища и так далее. Это были первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражал им. Взрослое население, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя к нему, что - то новое, более совершенное. Так постепенно от поколения к поколению формировалась русская народная культура, развивались идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода Слайд. Эти отношения закреплялись, развивались и совершенствовались в  русских народных традициях, обычаях, обрядах, праздниках, устном народном творчестве Слайд русского народа, в поучениях, сводах нравственных норм и правил. Вековой опыт позволил нашему народу выработать определенные принципы, приемы и методы воспитания детей. Вот некоторые из них:

Слайд принцип воспитания человека – патриота. Человек живет на земле. Эта земля – родина человека, давшая ему возможность увидеть ее красоту. И ей надо помогать всеми своими силами, защищать от врагов, как мать, родившую тебя. Не случайно идея патриотизма, любви к Родине, как к малой, где ты родился, так и к стране в целом, проходит практически через все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни, пословицы и поговорки. Слайд Народная мудрость, раскрывающая любовь к Родине скрыта в пословицах «В своем краю как в раю», «С родной земли умри – не сходи», «Родная сторона – мать, чужбина – мачеха». Эта идея является центральной и в письменных памятниках, как народных, так и авторских. Она выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославления совей Родины, осуждении предательства, трусости, уклонения от исполнения гражданского долга. Слайд Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством, даже в отношениях с противником. Слайд За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить героев народных сказок, борющихся с различными чудищами за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины, былинных богатырей, героев, воинов, святых и других защитников Отечества.

Слайд принцип воспитания доброты и любви к людям. Это одна из заповедей народной педагогики. Этому учат и многие библейские заповеди: Слайд «Возлюби ближнего своего, как самого себя, да благо тебе будет», Слайд «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле», «Худо тому, кто добра не делает никому». Слайд Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других.

Слайд – принцип воспитания трудолюбия. Главным источником благосостояния людей во все времена были и остаются труд, ум и руки тех, кто сеет, убирает и печет хлеб, варит сталь, добывает полезные ископаемые, конструирует машины, строит дома и заводы.  Трудом человека создано все самое прекрасное и необходимое труд немыслим без человека, а человек – без труда. Именно в отношении к труду в полной мере раскрывается нравственный облик человека. У всех народов России издревле приобщение детей к труду являлось важнейшей обязанностью родителей. Труд детей в семье Слайд всегда был связан, прежде всего, с работой по дому, в огороде, в поле, с уходом за малышами. Слайд С раннего детства ребенок усваивал простую, но важную истину – труд никогда не бывает легким, но именно благодаря ему, человек достигает определенного социального статуса и уважения других. Сайд Не случайно в народе говорят «Не учись нежностям, не учись глупостям, а учись трудностям», «Всяк человек у дела познается», Слайд «Работа да руки – надежные в людях поруки». Воспитывая у своих детей трудолюбие родителям необходимо обращать внимание на то, что русский народ всегда осуждал праздность и безделье, и особенно пьянство. Слайд Народная мудрость считала одним из главных пороков человека – лень: «Лентяй дважды одно дело делает – стоя спит, сидя работает», «Трудолюбивому почет – лентяю насмешки». Достаточно вспомнить песенку – забаву «Сорока кашу варила, деток кормила, а тот, кто: дров не рубил, избу не топил, воду не носил, кашу не студил, деток не кормил, ничего не получил». Опираясь на богатейшую народную культуру, традиции и обычаи, необходимо показывать детям красоту человеческого труда, будь то ваза из глины, игрушка из дерева или кружевная скатерть.   Слайды. Возможно, в этот список попадут и традиционные семейные занятия, которые передавались из поколения в поколение, например, вышивка, резьба по кости или дерева. Стоит задуматься над тем, что наши дети обычно умеют делать и знают то, что знаем и умеем мы сами. Хочется отметить, что основной трудовой деятельностью современного ребенка, ученика, является учеба. Это его главный труд. И поскольку школа у родителей чаще всего ассоциируется с оценками, во многих семьях  большое значение придается получению хороших и отличных оценок. В этом случае родителям важно поощрять своего ребенка не столько за получение желанной оценки, сколько за труд, который вкладывается им в подготовку уроков, т. е. за трудолюбие, ответственность, добросовестность.

Слайд принцип уважения к старшим.  «Родное дитя, как дерево у родного дома», так гласит народная поговорка. Чтобы тоненькое молодое деревце окрепло и стало плодоносить, за ним надо старательно ухаживать, выбирать подходящие удобрения, почву и полив. Чтобы правильно воспитывать детей, тоже требуется труд и внимание. Дети будут хорошо развиваться и расти, если они растут в здоровой атмосфере. Такая атмосфера требует, прежде всего, любви между родителями и детьми, между отцом и матерью. Отсюда и вытекает этот важнейший принцип воспитания. Почитание старших как носителей мудрости народа, носителей его традиций и идеалов опять таки выражается в различных пословицах: «Хоть 6 дней голодай, но отца почитай», «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка».

С развитием народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы – наставления, заповеди – запреты и заповеди – разрешения. От поколения к поколению, веками они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей в духе народных традиций и обычаев, которые дают нам множество советов о том, как помочь детям в семьях расти благополучно. Слайд Вот некоторые их них:

- создавайте в семье спокойную атмосферу, в которой дети будут чувствовать, что их любят и им всегда рады

- хвалите их регулярно и по существу

- будьте хорошими слушателями

- выходите на немного, когда чувствуете, что начинаете сердиться

- применяйте к каждому ребенку те воспитательные меры, которые подействуют именно на него

- заботьтесь о духовном развитии своего ребенка

Гарская средняя школа не остается в стороне от воспитания идеала личности, сформированного средствами народной культуры, любящего трудиться, патриота, любящего свою Родину с ее природой, с ее людьми, с ее историей и культурой, человека физически сильного, мужественного.

С 1992 года в школе действует фольклорный кружок. Целью его создания является изучение духовного опыта и творческого наследия культуры русского народа. В первые годы существования кружка дети знакомились с техникой исполнения русских народных песен, постановкой дыхания, голоса, разучивали несложные песенки, заучивали простейшие танцевальные движения. Год от года программа кружка усложнялась.         Стало возможным создание детского фольклорного коллектива, который смог бы объединить детей разного возраста. Так появился ансамбль «Рассыпушечки», младшая и старшая группы которого, первоначально знакомились с различными жанрами русских народных песен: календарными, хороводными, плясовыми, игровыми, шуточными, лирическими, рекрутскими, а затем, освоившись с основными умениями и навыками, перешли к постановке больших театрализованных представлений, календарных и бытовых обрядов и праздников. Дети активно участвовали во Встречах с выпускниками, показывали «Посиделки», «Ярмарки», «День святого Егория», «Масленицу», «Святочные гуляния», «Рождественские колядки», «Осенины», «Скороговорочные встречи», «Свадебные смотрины жениха и невесты».

В 2005 году Гарская школа стала участницей акции, объявленной фондом Серафима Саровского и выиграла грант по проекту «Лицом к православию». Благодаря такой значительной победе ребята побывали на озере Светлояр, посетили Никола – ключ в Городецком районе, Строгановскую церковь в Нижнем Новгороде. В школе был проведен цикл общешкольных мероприятий, посвященных православной тематике.

Таким образом, возрождение старинных обычаев, традиций и обрядов, приобщение детей к истокам народной культуры в школе и дома наша  молодежь учится житейской мудрости и основам нравственного поведения.

Именно это оказывает значительное воздействие на его душу, формирует общую систему ценностей, стойкую жизненную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык как основа воспитания личности

В статье "Русский язык как основа воспитания личности" рассказывается о формах и методах работы, способствующих воспитанию личности....

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности.

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно-нравственного развития личности....

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассмотрены функции физической культуры в воспитании человека. Показана роль физической культуры в поддержании здорового образа жизни, в открытии новых возможностей для реализации силы и тала...

Статья на тему: ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассмотрены функции физической культуры в воспитании человека. Показана роль физической культуры в поддержании здорового образа жизни, в открытии новых возможностей для реализации силы и тала...

Народная культура и традиции-основа нравственного воспитания личности

Статья рассказывает о роли творческого развития ребенка,  о становлении творческого начала в душе ребёнка. Русскому человеку были присущи традиции добротворчества, гуманизма, порядочности, чести ...

Статья на тему: ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассмотрены функции физической культуры в воспитании человека. Показана роль физической культуры в поддержании здорового образа жизни, в открытии новых возможностей для реализации силы и тала...

Статья на тему: ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассмотрены функции физической культуры в воспитании человека. Показана роль физической культуры в поддержании здорового образа жизни, в открытии новых возможностей для реализации силы и тала...