Занятие с элементами тренинга "Воспитание любовью"
методическая разработка (5 класс)

развитие представление о любви, нежности, заботе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие – тренинг: «Моя семья»

Задачи: создать благоприятный психоэмоциональный климат для общения членов группы; обучить родителей снятию психологического напряжения; развивать межполушарное взаимодействие у детей, коммуникативные качества детей и родителей, воспитывать уважение к чужой работе и пространству.

                                                         Ход.

        Здравствуйте! Я рада видеть вас здесь. Сегодня вы примете участие в совместном занятии «Моя семья».

        Цель нашей работы: организация психологического пространства и создание условий для сотрудничества родителей и детей.

        Для того чтобы работа группы реализовала свои цели, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли. Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы.

        Предлагаю начать нашу работу.        

    Приветствие.

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Участники по кругу « передают» свою улыбку соседу справа.

    Разминка.

Проверка домашнего задания: «Научи своей любимой игре».

Родители вместе с ребенком представляют свою любимую игру участникам группы  (рассказывают содержание, правила).

Игра – упражнение «Мы любим друг друга».

Цель: установление доверительного контакта внутри диады.

Родитель и ребенок сидят друг против друга, производят действия в соответствии с текстом:

Я – дрозд, и ты дрозд.                  Показывают друг на друга.

У меня нос, и у тебя нос.             Дотрагиваются до носа друг

                                                         друга.

У меня щечки красные,              Дотрагиваются до щек друг

И у тебя щечки красные.            друга.

У меня губки алые,                      Дотрагиваются до губ друг 

И у тебя губки алые.                    друга.

Я – друг, и ты – друг,                  Жмут друг другу руки.

Мы любим друг друга.

   3. Основная часть.

Упражнение «Если бы я был(а) мамой…».

Цель: развитие доверительных отношений.

Упражнение проводится в кругу. Педагог обращается сначала ко всем взрослым с предложением представить и рассказать, что было бы, если бы они на миг стали детьми – дочками и сыновьями, а их дети – родителями. Затем он передает мяч по кругу и просит взрослых по очереди сказать буквально по одному предложению, что бы они захотели сделать в этой ситуации или иметь и т. д., например: «Если бы я была дочкой, я бы читала книги целый день». Если ребенок захочет спросить о чем – либо, он может это сделать, например: «И ночью?». Мама отвечает одним предложением.

Затем педагог просит детей ответить на вопрос, что было бы, если бы они стали мамами и папами. Дети по очереди отвечают на этот вопрос.

Игра «Головоломка на ковре».

Работа с конструктором «Лего».

Дети и родители работают в парах.

Коллективное рисование.

Цель: развитие сотрудничества, умения договариваться.

Материал: лист ватмана, восковые мелки (фломастеры).

Инструкция. Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только мелок (фломастер), но, я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками.

  Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети и родители могли занять удобное  положение. Педагог наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.

    Рефлексия.

Игровой массаж спины «Дождь»

Цель: развитие способности выполнять совместные действия, развитие умения осуществлять тактильные контакты доброжелательно.

Дождь! Дождь! Надо нам                  Хлопки ладонями по спине.

Расходиться по домам.                      Движениями сверху вниз.

Гром! Гром, как из пушек               Поколачивание кулачками.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!                Постукивание пальцами.

Все под крышами сидят.

Только мой братишка в луже         Поглаживание спины ладонями.

Ловит рыбу нам на ужин.                Дети поворачиваются кругом        

                                                               и делают массаж еще раз.

 

5.Прощание.

Игра «Солнечные лучики».

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять в таком положении, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Занятие с элементами тренинга  «Воспитание любовью»

Цель: развить представления о любви, нежности, заботе как важном компоненте человеческих взаимоотношений, требующем уважения со стороны окружающих.

Задачи:

Выявить, как внешне проявляются нежные чувства.

Закрепить представление о любви, как о ценности.

Научиться хвалить, делать комплименты.

Название этапа

        

Действия и реплики ведущего, возможные вопросы.

        

Оборудование

        

Время

Приветствие

        

Всем привет!

Как вы себя сейчас чувствуете?

Готовы к работе или хочется немного поиграть?

        

Разминка

        

Игра «Ласковое имя»

Игра «Как нужно заботиться»

Игра «Я люблю»

        

Обратная связь

        

Поднимите правую руку те, кому понравилось играть.

Теперь поднимите левую руку те, кому было сложно.

А теперь пусть поаплодируют те, кому  хочется еще поиграть.

        

Работа со словами.

Часть 1.

        

Давайте теперь поговорим о самом важном чувстве, о котором сегодня уже упоминали – о любви. И у меня к вам будет вопрос. К чему или кому мы можем испытывать любовь?

Ведущий проводит опрос, предлагая ребятам крупно записать то, что они назвали на полученных листах. Хорошо, если будет много вариантов, включая неодушевленные предметы. Ведущий может стимулировать этот процесс, задавая дополнительные вопросы.

Что еще может быть любимым? Кого или что человек может любить?

Затем на одной половине доски ведущий пишет «Я могу любить» и приглашает ребят приклеить свои варианты под надписью на приготовленный скотч.

        

Чистые листы бумаги примерно А5-А6, фломастеры, скотч, разделенная пополам доска.

        

Обсуждение

        

Мне кажется, мы отлично поработали. Давайте посмотрим.

Ведущий зачитывает список.

Что-то еще нужно добавить?

Какой вывод мы можем сделать, проделав такую работу?

Обычно кто-то из ребят отлично подводит итог, но если все мысли близки между собой, а суммировать их самостоятельно трудно, подытожить должен ведущий, используя идеи ребят.

Например:

То есть мы можем говорить, что любовь можно испытывать к чему угодно?

        

Работа со словами.

Часть 2.

        

А теперь давайте подумаем: кто может любить нас, выберем из этого списка /показывает на доску/ и перенесем на эту половину доски. Итак, кто начнет?

Примечание. Лучше приглашать тех, кто не принимал участие в составлении списка.

        

На половине доски следует написать «Меня могут любить»

        

Обсуждение

        

Вот мы видим результат нашей работы. И каков же теперь ваш вывод?

Если среди вариантов нет подходящего для общего вывода, можно задать дополнительный вопрос:

То есть где живет любовь? 

        

Заключение

        

Упражнение «Раскрасить любовью».

Цели: Чтобы действительно хорошо ладить с людьми, нам необходимо ощущать их любовь и поддержку. Иначе в критических ситуациях мы теряем самообладание и не можем сдержать раздражения.

Здесь предлагается вариант игры, при котором дети сотрудничают друг с другом в парах.

Инструкция: Как вы показываете другим людям, что вы их любите? Каким образом вы сами понимаете, что другой человек вас любит?

Сейчас разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. (Вы сами тоже вытяните руки вперед.) Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы вы показали сейчас друг другу, как сильно вы друг друга любите. Для этого вы сейчас "раскрасите' друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки. Я покажу вам сейчас, как это можно сделать.

Вы подходите по очереди к нескольким участникам и начинаете их "раскрашивать" — легкими круговыми движениями рук скользите сверху вниз по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам. Таким образом, вы как бы растапливаете льдинки недоверия. Скажите также каждому участнику, какой цвет Вы для него выбрали.

Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Сначала приготовьте свои ладошки для "раскрашивания": потрите их друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладони становятся все теплее и теплее. Пока вы трете ладошки, подумайте о том, как много любви в вашем сердце. (15 секунд.)

Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они. Теплые? Слегка покалывают? Они наполнены энергией? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. (5 секунд.)

Ощутите эту любовь в своих ладонях (5 секунд и почувствуйте, как ладони «окрашиваются» цветом любви, добра, нежности. (5 секунд.)

А теперь откройте глаза и начните раскрашивать друг - друга по очереди.

Положите руки сверху на голову вашего партнера. Если вы действительно «окрашиваете» его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте себе, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начните с головы и постепенно спускайтесь ниже. «Окрашивайте» уши, потом щеки, затылок. Через плечи опускайтесь по рукам к ладоням. Наконец, от бедер по ногам переходите к коленям и ступням. (30 — 60 секунд. Регулируя необходимую интенсивность, более старшим детям эту инструкцию можно давать медленнее, чтобы весь процесс длился 2-3 минуты.)

Теперь поменяйтесь ролями. (Повторите, пожалуйста, всю инструкцию заново.) Теперь у вас есть несколько минут, чтобы обсудить друг с другом ваши ощущения.

Вы можете продолжить эту игру дальше, предложив детям нарисовать партнера, которого они окрашивали любовью, окруженным выбранным ими цветом любви.

Анализ упражнения:

-Что ты чувствовал, когда "окрашивали" тебя?

-Что ты чувствовал, когда "окрашивал" своего партнера?

-Видел ли ты тот цвет, в который тебя "окрашивал" твой партнер?

-Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения в ладонях, когда "окрашивал" своего партнера?

-Какие нежные и ласковые мысли ты посылал своему партнеру?

-Что было для тебя трудно в этой игре?

Заключительная часть. Обсуждение, обмен впечатлениями.

        

Рефлексия

        

Каждому ребенку раздается маленькое сердце, в центре сердца он пишет слово «Люблю» и далее отдает его тому, кого любит и кто ему очень дорог. Ребенок может взять несколько сердец.

Упражнение «Спасибо!»

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения. Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

  

Мы узнали, какое чувство самое главное у человека. Конечно, Любовь. Давайте положим руку  на сердце. Ведь именно там, согласно древним легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы заботиться на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел…Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что Любви в ваших сердцах много-много. Давай будем дарить Любовь своим близким людям. А как это сделать – подскажет сердце.

Любите, цените друг друга, будьте любимы!  На этой позитивной ноте мы завершаем наше занятие. Спасибо за участие! До новых встреч!

 

Приложение.

Игра  «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети, при помощи взрослого называют варианты ласкового имени каждого участника игры, например: Миша, Мишенька, Мишутка, мама, мамочка, мамуля.

Игра «Как надо заботиться»

Цель: продолжить формирование представлений о добре, любви и заботе.

Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Игра «Я люблю…»

Дидактическая задача: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие с элементами театральной деятельности.

Через театральную игру  идет развитие всех компонентов речи ( чистота произнощения, дикция, интонация) формируется связная речь. Идет устойчивое развитие интереса детей к театральной деятельности...

Логопедическое занятие с элементом театральной деятельности.

Во время игр - драматизаций, решается основная коррекционная задача- развитие всех компонентов речи ( чистота звукопроизношения, дикция и т.д.) Развивается устойчивый интерес к театральной деятельност...

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.Тема: Радужные пузыри.Цель: Упражнять детей в использовании органов чувств при обс...

Внеклассное занятие "Еще раз про любовь"

Любовь есть склонность находить удовольствие в благе другого человека (Г.Лейбниц)...

Занятие. Тема: « Встречай с любовью птичьи стаи»

Цели: Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц.Задачи:  расширять представления о природоохранной деятельности; способствовать воспитанию нравственно - эстетического отношен...

Открытое занятие: « О Родине с любовью»

Цель открытого занятия: воспитание гражданско-патриотического сознания и развитие духовно-нравственного потенциала воспитанников...