Сборник памяток для родителей «Играем и развиваем детей дома»
консультация

Говорина Елена Михайловна

 

Городское методическое объединение учителей-дефектологов и учителей, логопедов ОУ г. Тулуна составили сборник памяток для родителей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki.doc855.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание

Содержание

  1. Рекомендации учителя-дефектолога по закреплению изученного материала. Говорина Е.М. ……………………………………………………………...3

  1. Развитие внимания учащихся. Говорина Е.М.……………………………….3

  1. Выполнение домашних заданий. Говорина Е.М.…………………………….6

  1. Привык ли первоклассник к школе? Дворникова Т.В..……………………...6

  1. Новый класс. Почему детям трудно переходить в другую школу?

        Дворникова Т.В….……………………………………………………………...8

  1. За месяц до школы. Дворникова Т.В …………………………………………9

  1. Домашнее задание: шаги к успеху.  Дворникова Т.В... ……………………11

  1. Как учить ребенка с ОВЗ дистанционно? Лукьянова О.В.…………………13

  1. Родителям о развитии речи ребёнка. Ионец О.В.…………………………...13

  1. Ребёнок читает медленнее всех. Как ему помочь? Ионец О.В.……….…...16

  1. Дисграфия. Профилактика дисграфии. Зарубина Н.Г.……………………..18

  1. Что нужно знать каждому родителю, если у ребенка проблемы запоминания учебного материала? Жидовкина С.А.………………………………….20

  1. Развитие пространственных представлений детей с ОВЗ. С чего начать? Герасимович  Н.А.………………………………………………………….....23

  1. Рекомендации учителя-дефектолога для родителей будущих первоклассников Ананьева З.Р…………………………………………………………..27

Рекомендации учителя-дефектолога

по закреплению изученного материала.

Говорина Е.М.

МБОУ СОШ № 6, учитель-дефектолог  

1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия лучше проводить в игровой форме. Пусть выполнение заданий станет для ребенка игрой.

2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Правильно выбирайте время для занятий:

 - ребёнок не должен быть уставшим, больным, сонным или не выспавшимся;

- недопустимо отрывать ребёнка от любимого занятия;

4. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

5. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.

6. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.

 7. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно когда испытывает какие-то трудности. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.

8. Помогайте ребёнку в выполнении заданий только в том случае, если он в этом нуждается.

9. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает, чем сделаете его Вы.  

10. Не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий, ориентируйтесь на индивидуальные возможности и способности своего ребенка.

11. Консультируйтесь с учителем-дефектологом, если видите, что Ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий или Вам что-либо непонятно по его выполнению.

12. Главные помощники при выполнении заданий с ребёнком - терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон и раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно;

15. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

    Развитие внимания учащихся.

Говорина Е.М.

МБОУ  СОШ № 6, учитель-дефектолог  

Внимание - один из самых важных психических процессов у человека. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребенка.

Внимание  -  это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
    Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

  • Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме;
  • Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его;
  • Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи;
  • Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по русскому языку, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (по русскому языку) на другой (на математику);
  • Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел;
  • Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Направления в работе по устранению недостатков внимания

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Помните, в основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание у него.

3. Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений.

4. Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.

5. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

Предложите детям игры:

  • на развитие слухового внимания.

1. В каком из слов: СТУЛ, СТОЛ, КИТ, КОТ, ЖАР, МОЛЬ есть звук А?

2. Взрослый один раз медленно с интервалом в 2 секунды читает слова:

БУЛКА, ПЕЧЕНЬЕ, ПИРОЖОК, ТОРТ, БАТОН, ПОНЧИК, СУШКА, ХЛЕБ. Повторите слова в любом порядке.

3.Прочитайте ребенку один-два раза следующие десять пар слов. Затем называйте первое  слово в каждой паре. Ребенок должен восстановить пару.

ШУМ-ВОДА                                    СТОЛ-СТУЛ  

МОСТ-РЕКА                                    РУБЛЬ-КОПЕЙКА

ЛЕС-МЕДВЕДЬ                               ЛЕД-КОНЬКИ

РОЙ-ПЧЕЛА                                    ЧАС-МИНУТА

ГВОЗДЬ-ДОСКА                              ЧАШКА-БЛЮДЦЕ

  • на развитие зрительного внимания.
  1. На столе лежат: книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет уберите и замените другим. Теперь на столе лежит: ручка, тушь, ластик, книга, краски. Ребенок должен ответить, что убрали и что появилось новое.
  2.  Покажите ребенку табличку с геометрическими фигурами, дайте ее запомнить в течение нескольких секунд, потом попросите как можно точнее самостоятельно ее воспроизвести.
  3. Посадите в ряд 5-6 игрушек.

Ребенок смотрит на них, запоминает последовательность их расположения, затем отворачивается. Поменяйте игрушки местами. Ребенку необходимо восстановить ряд.

  • на развитие концентрации внимания.
  1. «Летающий жук». Пусть ребенок посмотрит на нарисованный квадрат, в одной из клеток сидит жук. Вы рассказываете, как он передвигается по таблице, а ребенок, не прикасаясь рукой к таблице, лишь глазами отслеживает его путь.

развитие внимания, игры, упражнения, внимательность

  1. «Топ-хлоп».
    Взрослый  произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
    Примеры: "Летом всегда идет снег", "Картошку едят сырую", "Собака и кошка – домашние животные", "Ворона - перелетная птица", "У страуса две ноги", "Глаголы отвечают на вопрос «Что делать?», "100 – двузначное число". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия

Ребенку предлагается без ошибок переписать следующие строчки, например:
а) АММАДАМА ИБУУБИТМАССММТТТ РЕБЕРГЕ АССАМАСА
     

    Выполнение домашних заданий.

Говорина Е.М.

МБОУ  СОШ № 6, учитель-дефектолог  

1. Приучите выполнять домашние задания в одно и то же время.

2. Спросите у ребенка, какое задание на дом он получил, как собирается его выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.

3. Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему вспомнить, что было задано (только в крайнем случае можно прибегнуть к чужой помощи, т. е. узнать о задании у одноклассника). Всем своим поведением старайтесь внушить ребенку, что это прежде всего необходимо ему самому.

4. Обратите внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение домашнего задания по одному предмету (по всем предметам).

5. Не торопитесь помогать ребенку. В случае затруднения будет правильнее сказать: «Посиди, подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу помочь. Но все-таки лучше тебе обратиться завтра к учителю».

6. Ребенок часто обращается к вам с вопросом: как правильно писать то или иное слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос, отсылайте ребенка к учебнику, правилу, памятке, словарю.

7. Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить сам. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей – оценить усилия ребенка, отметить его старательное отношение к работе или высказать порицание.

8. Вы заметили ошибку. Как быть? Неверно записанное ребенок одной чертой аккуратно зачеркивает простым карандашом. А сверху пишет правильно. Другие способы исправления ошибок недопустимы. Распоряжение переделать работу заново – очень серьезная мера наказания.  

9.Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из словаря и т. д.) не всегда удается проверить у каждого ребенка в классе. Поэтому старайтесь уделять больше внимания контролю за качеством выполнения устной части задания.

Привык ли первоклассник к школе?

Дворникова Т.В.

МБОУ  СОШ № 19, учитель-дефектолог  

Не пытайтесь ответить на этот вопрос в первый день учебы. Процесс адаптации в школе, как правило, занимает от 2- 3 недель до полугода.

           Хорошо ли адаптировался ваш школьник, вы  можете судить, по тому, насколько успешно он справляется  с учебной программой. Если учеба дается ему слишком легко и  он начинает скучать или, наоборот, программа настолько сложная для  ребенка, что у него «опускаются руки», посоветуйтесь с вашей учительницей и вместе выработайте индивидуальный подход к ребенку.

Не забывайте , что есть периоды, когда учиться сложнее; школьник быстро утомляется, снижается его  работоспособность. Для первоклассника особенно трудны  первые 4- 6 недель, конец второй недели после зимних каникул  и середина третей четверти.

Ребенок левша.

Советы и рекомендации

Ваш ребенок левша? Ничего страшного. Воспользуйтесь этими простыми рекомендациями  и  любите свое чадо таким, какой он есть.

  • Не переучивайте насильно левшу-дело ни в руке, а в устройстве мозга.
  • Не переусердствуйте  с соблюдением режима. Если ребенок левша, для него жесткое  следование режиму может быть непомерным трудным
  • Будьте терпеливы и внимательны к ребенку –левше, помните, что

 он эмоционален и раним.

  • Берегите левшу от  чрезмерных психологических перегрузок,  будьте осторожны и тактичны, наказывая его.
  • Не старайтесь сделать левшу таким , как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, не похожа на других  это его достоинство.

Ребенок пропустил занятие

Чтобы у вас не возникло конфликтов с учителем ,а у ребенка проблем с учебой, если ребенок пропустил уроки в школе:

  • Позвоните родителем одноклассников узнайте максимум  информации о ходе учебного  процесса ( особенно пропущенные дни);
  • Подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что можно обратить внимание при выполнении  домашнего задания  в связи с пропуском учебных занятий. Но постепенно они самоустраняться.

Первые неудачи

Ребенок принес «2» или «3»? Не нервничайте  сами и не нервируйте ребенка, а попытайтесь  вместе  (ребенок учитель) отыскать объективные причины неудачи. Медлительность,  невнимательность  являются  частыми причинами первых неудач ребенка.

Рекомендации родителям

Учащихся средних и старших классов

Маленькие детки – маленькие  бедки, большие детки. Да, и это так. Родителям учеников средних и старших классов придется столкнуться, но они, конечно, решаемы.

  1. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает  то, что надо заучить, запомнить, периодически  диктуйте  тексты для  записывания, спрашивайте по вопросам  учебника и т. д.
  2. Регулярно знакомьтесь  с расписанием  уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля для оказания возможной помощи.
  3. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться не возможно. Поэтому думайте о будущем  и объясните детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
  4. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным  и содержательным принимайте участие в его проведении.

Новый класс. Почему детям трудно переходить в другую школу?

Дворникова Т.В.

МБОУ  СОШ № 19, учитель-дефектолог  

Ваш ребенок сменил школу? Будьте готовы к тому, что испытает сильный стресс. Но вы можете снизить стресс у ребенка. А выбор тактики поведения будет зависеть от возраста ребенка или от причин, побудившее сменить данное заведение.

Начальная школа

Вы переехали  сменили район, ваш ребенок вынужден пойти в другую школу. Сейчас, когда ему 7 -10 лет, адаптация будет проходить легко Самое главное  - в первые дни адаптации активно поддерживайте  чадо во всем, даже если он ни просит этого. Отмечайте все его маленькие победы, расспрашивайте  об отношениях с одноклассниками, с учителями о его впечатлениях о школе в целом.

Правила поведения родителей в момент смены школьником младших классов школы:

  • Активно участвуйте в жизни класса, это снизит у ребенка ощущение оторванности и одиночества;
  • Не нагружайте ребенка  чрезмерно,  отрегулируйте его режим дня:
  • Содействуйте сближению ребенка и его новых одноклассников:
  • Старайтесь каждый день проверять у ребенка уроки;
  • Всегда говорите детям только правд;
  • Не заставляйте дочь или сына  делать что – то против их воли;
  • Если после 2,5 – 3 месяцев ребенок все еще недоволен новой школой, обратитесь к специалисту

Если заметили, что ребенок стал замкнутым, на ваши вопросы отмалчивается или переводит тему, стал плохо спать и есть, - не оставляйте эти признаки без внимания. Это могут быть сигналы сильнейшего стресса! Пересмотрите его режим дня -впервые  1,5- 2  месяца после перехода в новую школу он должен быть щадящим. Переговорите с классным руководителем, познакомьтесь с другими родителями, регулярно посещайте родительские собрания. Полезно узнать уклад жизни в новом заведении. Если возникнет необходимость – сходите с ребенком в школу. Ваше присутствие необходимо малышу в качестве поддержки и одобрения, а  учитель  сможет « узнать»  какой  фактор беспокоит вашего ребенка. И проработать эту ситуацию.  Пусть ребенок позовет в гости старых и новых одноклассников.

Средняя школа

Не простой период для перевода в новую школу -  начало переходного возраста у ребенка. Самооценка скачет, юношеский максимализм  начинает набирать обороты. А гормональные изменения, особенно у девочек, « диктует свои правила». Выражения  « совсем от рук отбился» - наглядно характеризует возраст 11-13. Если ваш ребенок меняет школу  на этом этапе развития. Будьте готовы к резкому негативу,  агрессии, оппозиционной тактике с его стороны. 13 – летний подросток обычно не желает считаться ни с мнением взрослого, ни с чужими правилами. Поэтому снизьте уровень притязаний – не давите на него и не ожидайте многого в этот период. Завышенные требования только усложнят адаптацию. Найдите фактор, который бы стал для ребенка мотивирующим. Покажите, что в  переходе в новую школу есть много плюсов. Тут он сможет сменить имидж, который у него был в старом заведении. Отпетый хулиган может войти в образ прилежного ученика.  Если ребенок волнуется от того, что к нему будут присматриваться первое время,  -  обязательно проговорите этот момент. Объясните. Что это нормально. Можно даже проиграть сценку представления себя классу.

Старшая школа

В 15 – 16 менять школу сложно  - ведь подростку придется оставить друзей, наработанный годами «имидж»  и привычную обстановку. Говорите с ним на равных.  По товарищески  объясните, чего вы от него ждете, в чем готовы поддержать и на что он может рассчитывать,  обращаясь к вам. Если необходимо честно расскажите, почему пришлось  сменить место жительства  или школу. Не бойтесь, если  нагрузка у вашего ребенка будет большой:  отвлекаться на ненужные дела и переживания. Свойственные этому возрасту, не будет времени. Пусть ваш сын или дочь ведут активную внеклассную жизнь – участвуют  в концертах , экскурсиях, походах. Преодолеть стресс помогут занятия спортом и, конечно, ваша ежедневная искренняя поддержка.

За месяц до школы.

Дворникова Т.В.

МБОУ СОШ № 19, учитель-дефектолог  

Начало школьной жизни – это большая нагрузка для ребенка, которая требует, чтобы организм был физиологически к ней готов. С чего начать?

Переход на новый режим

Прежде всего, необходимо, чтобы будущий первоклашка научился вовремя ложиться спать и рано вставать утром. Именно полноценный  сон лучше  всего восстанавливает  силы, поможет нервной системе справиться с нагрузками. Легко сказать, но как это сделать? В 9 вечера в постель? Но даже дисциплинированный  детсадовец во время летнего отдыха переходит на другое расписание. Главное - без резких движений. Попробуйте будить ребенка хоть бы на 15 мин. раньше. Через пару дней попробуйте еще на 15 мин., так за пару недель вы приучите свое слегка не выспавшееся дитя  ложиться вовремя. Скоро он сам будет просыпаться утром  все раньше. В оставшиеся до учебного года дни важно добиться ,чтобы  ребенок ложился и вставал в одно и то же время. Примерно за месяц до школы постарайтесь максимально приблизить к школьному и режим еды. Питание должно быть пятиразовым: легкий завтрак с утра, перекус, как в школе на большой перемене, обед, полдник и ужин.

Перезагрузка

Неплохо в последний летний месяц перенастроить ребенка с беготни  на  «усидчивые дела»: лучше всего- в утренние часы, в то время, когда в школе начинаются занятия. Пусть 20- 30 мин. Лепит, рисует, собирает конструкторы..  Именно «перезагрузка» режима дня позволит будущему первокласснику более плавно войти в процесс учебы, стрессовых факторов станет меньше. И, наконец, позаботьтесь о том , что бы укрепить иммунитет ребенка. В период адаптации он ослабевает, и дети чаще начинают болеть. Еще не поздно начать закаливающие процедуры, кроме того, полезен курс витаминотерапии: есть смысл посоветоваться с педиатром – сегодня существуют специальные витаминно минеральные комплексы, которые помогают не только укреплять иммунитет, но снизить стрессовую нагрузку, связанную с первым классом, активизировать познавательные функции.

Без иллюзий

Обычно будущий первоклассник плохо себе представляет, что это такое школьная жизнь.  А  родители, пытаясь ему это объяснить, нередко впадают в крайности. Одни стараются нарисовать идеальную картину:  « У тебя будут новые друзья, замечательная учительница  ты узнаешь  столько нового и интересного». Но радужные ожидания ребенка  часто не оправдываются, и,  растерявшись, он не знает не только, как решать возникшие проблемы, но и как об этом рассказать родителям. Интерес к школе угасает ,но так как ходить в не все равно надо, это становится поводом для серьезного стресса. Другие родители, напротив, стремятся  внушить своему малышу. Что школа -не развлечение, а серьезная работа. « Теперь ты становишься  почти взрослым, тебя ждут новые обязанности…». И ребенок заранее зажимается, пугается перемен, которые его ждут.

Больше позитива

Важно создать у малыша позитивное отношение к школе. Почаще рассказывайте ему о собственной школьной жизни, стараясь вспомнить то, что вам действительно интересно. Не скрывайте и проблем, но старайтесь с юмором поведать о том, как  вы находили выход из сложных ситуаций. И конечно обеспечить ребенку «практикум»:  он должен научиться делать то, что в школе необходимо, собирать ранец быстро переодеваться  ( например, перед  физкультурой). Чаще поручайте ему домашние дела, которые он не очень  любит,- уборку игрушек, своей одежды, постели. Следите, чтобы он доводил их до конца, и  не скупитесь на похвалу.

В последние августовские дни сходите с ним в школу. Прогуляйтесь по двору, зайдите в классы. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с кем- то из  одноклассников, устроить встречу с учительницей – все это поможет вашему малышу чувствовать себя в школе гораздо увереннее.

На заметку родителям

И вот ваш  ребенок школьник. После школы ему обязательно надо передохнут, пообедать погулять(в идеале - часа 2) и лишь затем садиться за уроки. В любом случае начинать их  делать  надо не раньше чем через 1,5- 2 ч. После окончания основных занятий в школе. А во время учебного года не переусердствуйте в выполнении домашних заданий!  Дети 6-7 лет должны заниматься  не более получаса, затем перерыв – от 15 мин. Количество заученного ни всегда переходит в качество.

Лучшее время для выполнения домашних заданий – с 15 до 17- 18 ч. Начинать надо с легких, с того, что приносит удовольствие ( а значит, обязательно получится), и только потом переходить к более сложным предметам.

Домашнее задание: шаги к успеху.

Дворникова Т.В.

МБОУ  СОШ № 19, учитель-дефектолог  

Умение работать самостоятельно - это новый сложный навык, который необходимо целенаправленно прививать. Дети не знают, где, как и зачем надо делать домашнюю работу. И учить этому их надо поэтапно.

  1. Этап.

Создание мотивации

Очень важно объяснить ребенку,                  

Зачем нужно делать уроки. Домашняя работа нужна на закрепления, повторения, расширения материала. Ведь то, что ребенок усвоил на уроке, требует, чтобы включились механизмы кратковременного  запоминания, а чтобы материал усвоился на более длительный срок необходимо дополнительное повторение его дома. Иначе возникает типичная ситуация: ребенок вроде бы активно работал в классе ,а знания в итоге обрывочное. А то и вовсе отсутствуют. Так же необходимо научить, как организовать рабочее место, во сколько лучше сесть заниматься. Главное- выработать алгоритм выполнения домашних заданий.

Важно!

Ведение правил не должно восприниматься ребенком как нечто навязанное сверху- надо совместно с ним проиграть каждый шаг.

  1. Этап.

Вопросы, которые целесообразно обсудить с ребенком:

  • Время приготовления уроков: когда он будет начинать работу и как узнает ( если не умеет пользоваться часами) о том, что пришло время делать уроки.
  • Место, где он делает уроки.
  • С чего начать и чем закончить. То есть вот сел ребенок за стол – а дальше? С каких заданий надо начать выполнение домашней работы? Как узнать, все он сделал по этому предмету? Надо ли пользоваться черновиком? Как оформить работу?  Как  сделать проверку?
  • Правила поведения во время приготовления уроков: можно ли отвлекаться. Есть играть, бегать во время приготовления уроков и т. д.
  1. Этап.

«Мы вместе»

На этом этапе старайтесь как  можно больше заданий делать вместе с ребенком. Поэтому проговаривайте инструкции, намечайте план выполнения домашней работы.

  1. Этап.

«Я сам+ мы вместе»

Дайте ребенку посильную часть работы выполнять самостоятельно. А  вот оценивать ее надо вместе. Не придирайтесь по пустякам. Лучше промолчите если какая – то мелочь вам не нравиться.

Зато похвалите за самый малый успех. Ваша  задача – дать ребенку почувствовать собственные возможности.

Нужно ли…

  •   Использовать черновик? Предназначение черновика- закрепить правильно выполнения и оформления определенного типа заданий . Но надо стремиться к тому что бы ребенок отмечал на нем только самые необходимые вещи. Иначе он может полностью  выложиться на черновой работе, и во время переписывания в тетради появится ошибки.
  •   Переписывать домашнюю работу? Это допустимо только в том случае, если в ней большое количества ошибок.  При этом ругать ребенка бессмысленно.  Правильнее –задуматься: почему он сделал  много ошибок?  К  тому  же  переписывание обычно не приводит  к желаемому результату: ведь ребенок потратил все силы на первый вариант, и на переписывании ему буде трудно сконцентрироваться. А отсюда новые  ошибки. Конечно, дети должны стремиться сделать работу как  можно лучше, но при этом ни надо фанатизма, что бы ни отбить желание учиться.

Как учить ребенка с ОВЗ дистанционно?

Лукьянова О.В.

МБОУ  СОШ № 1, учитель-дефектолог  

В детские сады и школы перестали ходить не только обычные дети, но и их сверстники, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Их родителям сейчас во много раз труднее, чем родителям условно здоровых детей. Что же нужно делать родителям «особых» детей, чтобы легче пережить самоизоляцию?

Уважаемые родители! Пожалуйста, учтите следующие рекомендации по организации и проведению развивающих занятий:

- правильно организуйте для ребенка рабочее место (обратите внимание на то, что вблизи не должно находиться ничего, что отвлекало бы ребенка во время занятий);

- выберите для занятий время, когда ребенок находится в активном состоянии и ничто не отвлекает Вас от общения с ним (при этом лучше всего проводить занятия в первой половине дня);

- ознакомьтесь с рекомендациями по проведению занятий, приведенными в начале каждой рабочей тетради, и старайтесь их соблюдать.

Если вы хотите посмотреть познавательные видеоматериалы вам сюда:

 - Уроки тетушки Совы: http://flashworld.org/cat-196/

 «Посмотреть  красочный  иллюстрированный  журнал  «Почитай-ка», существующий  только  в  интернете.

Сказки,  стихи,  головоломки,  курьезы, необычности,  рассказы,  загадки,  факты  из  жизни  ученых,  великие сказочники. Конкурс юных поэтов и писателей», вам сюда: - http://www.cofe.ru/read-ka.

Онлайн игры, тренажеры, презентации, уроки, энциклопедии, статьи - http://kid-mama.ru/.

Как обеспечить социализацию детей с ОВЗ на дистанционном обучении? 

К сожалению, на время самоизоляции инклюзия прерывается и «особому» ребенку действительно не с кем общаться (члены семьи ребенка не в счет). Возможно организовать общение с родственниками, друзьями, педагогами по видеосвязи, но только если этот вид взаимодействия непосредственно комфортен самому ребенку.

Родителям о развитии речи ребёнка.

Ионец О.В.

МБОУ  СОШ № 20, учитель-дефектолог, учитель-логопед

Необходимо обратить особое внимание на:

Состояние звукопроизношения.

Ребенок к семи годам должен выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова.

Семилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание:

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).

Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.),выделение лишнего с объяснением).

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

         И ещё кое-что….

  •    Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
  •    Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.
  •    Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
  •  Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.
  •   Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.
  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка.  Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
  •  При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты,  непременно объясните.
  •  Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
  •  Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка,  указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны,  не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если есть возможность, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

 

Для отработки дикции и четкого произношения звуков

Говори, не торопись и смотри не ошибись:

Собирала Маргарита                       

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки на траве.

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса,

А Борис Ларису

Угостил Ирисом. 

Петр Петрович Прыгунов

Прибыл из Перми в Ростов.

 

                    

 

Ребёнок читает медленнее всех.

Как ему помочь?

Ионец О.В.

МБОУ СОШ №20, учитель-дефектолог, учитель-логопед

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении. 

Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.

1. Не любит играть со звуками и рифмовками.

2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.

3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.

4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.

5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.

6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.

7. Не любит читать вслух

8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.

9. Держит книгу слишком близко к глазам.

10. Немного косит.

11. Часто трёт глаза.

12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.

13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

14. Пишет буквы и слова задом наперёд.

15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.

16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.

17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

18. Быстро устаёт.

19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Как помочь?

  • Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений,  более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.
  • Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.
  • Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.
  • Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.
  • Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память(упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды,  шарады.
  • Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте).
  • Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.
  • Используйте приём параллельного чтения. Читайте  то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.
  • Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения.  У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.
  • Хвалите ребёнка за каждый успех,  он должен чувствовать, что у него получаетсяКак можно меньше критикуйте.

Дисграфия. Профилактика дисграфии.

Зарубина Н.Г.

МБОУ  СОШ № 4, учитель-логопед

Дисграфия - это неспособность овладеть в должной мере письмом, которое является одним из самых сложных видов человеческой деятельности. Оно начинается с замысла, создания плана текста, определения последовательностей мыслей, формирование их в предложения. Затем предложение надо разделить на слова, определить звуковую структуру, последовательность звуков в слове. Затем каждый звук соотнести с определенным зрительным образом буквы и воспроизвести движением руки зрительный образ буквы. Ну и процесс!

Несформированность любого из перечисленных этапов может привести к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии.

Как понять, что у ребенка дисграфия?

Внимательно просмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает.

Дисграфики переставляют, пропускают или добавляют лишнюю букву в слове, «застревают» на одной букве (за зомом росла мамина - за домом росла малина, пишут букву раньше времени (дод небом лолубым - под небом голубым).

Дисграфики путают: с-з (зима – сима, о – у (ручей – рочей, ё – ю (клюква – клёква, г – к – х (сухой – сугой, р – л (смелый – смерый, с – ш (шишки – шиски, з – ж (железо – зелезо, ч –щ (роща – роча, ч – ц (грачи –граци, ц – т (птицы – пцицы, ц – с (курица – куриса).

Чего не стоит делать ни при каких обстоятельствах?

  • Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут негативизм и ненависть к письму. А разве этого мы добиваемся?
  • Усаживать ребенка читать большие тексты, писать большие диктанты. Большая нагрузка породит отрицательное отношение к занятиям. Лучше меленькими, но уверенными шагами идти к поставленной цели.
  • Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение.
  • Чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.
  • Устраивать ребенку проверки на скорость чтения. Для чего? Вы и так знаете как ваш ребенок читает. Лучше читайте с ним по очереди, постепенно увеличивая объем.
  • Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

Советы родителям

1.  Словесные игры (играйте в слова: придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву).

2.  Наглядные тактильные буквы из пластилина, бархатной бумаги, скручивани букв из проволоки - пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хороша игра «Азбука Морзе» - написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадывание.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующим списыванием текста.

4. Упражнение «Лабиринты» (Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья, зрительное внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

5. Упражнение «Корректурная проба». (Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти-семи минут работает по книге с заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «о», затем «а», затем «о». Дальше согласные, с которыми есть проблемы (но отрабатывать сначала по одной букве, через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» по написанию или элементам (п-т, п-р, м-л (сходство написания); г-д, у-ю, д-б). Необходимые для проработки пары букв можно выявить при просмотре любого текста, написанного вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел написать).

6. Упражнение «Пишем вслух». (Каждый день пишите карандашом короткие диктанты, послания в будущее, вымышленные истории, что хотите. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Все что пишет ребенок, пусть проговаривает вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых мест». (например: ВОрона хОтела кусочЕк сыра).

7. Проверка написанного. Красную ручку прячем в самый темный угол и вперед…

- ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, или фиолетовой ручкой. Красной ручки в школе ребенку предостаточно.

- дайте тетрадь на исправление ребенку, он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

И так, цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, ребенок чувствует свою самостоятельность, мамины нервы не пострадали.

Учитесь с ребенком ВМЕСТЕ.

Он будет Вам благодарен за поддержку и помощь.

Желаю пятерок в школьном дневнике!

Что нужно знать каждому родителю, если у ребенка проблемы запоминания учебного материала?

Жидовкина С.А.

ГОКУ СКШ № 3 г. Тулуна, учитель-дефектолог

        Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Память – важный компонент в жизни каждого человека. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

Виды памяти

Существует несколько видов памяти, для каждого из которых требуется своя тренировка. Для начала определяем тип памяти ребенка.

Типы памяти

 Двигательная память

Лучше и быстрее запоминает, записывая материал

 Комбинаторная память

Сочетание разных видов памяти

Слуховая память

Ребенку легче воспринимать информацию, когда ему читают.

Зрительная память

Ребенку легче воспринимать информацию, когда он читает.

          Обычно у ребёнка более выражен какой-то один, реже 2, типа памяти. Конечно, необходимо учитывать как ребёнку легче даётся запоминание материала, но старайтесь всё же развивать и другие виды памяти. Если этого не делать школьнику будет сложнее усваивать материал непривычным ему способом. Старайтесь заучивать материал с детьми по разному, иногда читайте вслух сами, иногда просите ребёнка прочитать самому. Не забывайте проговаривать заученный материал вслух (речедвигательная память). Это не только развивает память, но и помогает отвечать ребёнку на уроках.

Как улучшить память? Существует три «закона» памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо – сосредоточиться. Внимательно наблюдать. Второй «закон» памяти – повторение.

Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его, с каким-либо другим фактом. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами он запоминает, не желая того.

Тренируем память

  • Школьнику необходимо обязательно повторять материал вслух. После прочтения попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Сначала пересказ будет неполным, попросите ребёнка ещё раз пробежаться по материалу и вновь повторить попытку. Так раз за разом ребёнок будет легче запоминать и пересказывать прочитанное.
  • Повторяйте пройденный материал.
  • Находите «опорные пункты» в тексте, это могут быть какие-то части текста, которые являются наиболее значимыми или эмоционально выраженными. Затем попытайтесь их связать друг с другом. Эти «опорные пункты» будут как бы ориентиром при вспоминании материала, считающегося особенно сложным.
  • Придумывайте примеры. Важно не просто механически что запоминать, но и понимать, то о чём идёт речь. Разобраться в этом помогут примеры, которые объяснят ребёнку материал.
  • Делайте перерывы. Ребенку особенно сложно заниматься большое количество времени, он начинает утомляться и плохо запоминать, дайте ему немного отдохнуть и вернитесь к заданию немного позже.
  • Занимайтесь систематически, можно заучивать небольшие объёмы информации, но каждый день, чем большой объём за один день.

Игры и упражнения  на развитие  познавательных способностей и  памяти у младших школьников.

1.«Изобрази, что запомнил»

Ребенок, в течение 30 сек. предлагают рассмотреть изображения того или иного знакомого для него предмета, после чего они закрываются. Школьник должен изобразить на бумаге те предметы, которые он смог запомнить.

2. «Представь предмет»

Родитель говорит ребенку слова и просит его представить объекты, которые они обозначают. После этого ребенок должно рассказать о том предмете, который ему запомнился. Чтобы развить зрительную память, необходимо использовать рисунки таких объектов.

3. «Запомни и найди»

Это упражнение позволит «включить» осознанное воспроизведение. Ребенку предлагают запомнить определенное количество картинок, на которых изображены те или иные объекты. После этого, картинки убирают, и ученик должен найти объекты на других сюжетных картинках.

4. Игра «Запоминаем рисуя»

Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры готовит ручку и листок бумаги. Ведущий последовательно называет слова, после каждого слова считает до трёх. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.

5. «Разноцветная лесенка»

Для занятия вам потребуется 7 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

6. Игра «Повтори-ка»

Играющие садятся, образуя круг. Один из играющих называет какое-либо животное, допустим лису. Следующий повторяет слово лиса и добавляет название другого животного: медведь. Третий говорит: лиса, медведь – и добавляет слово тигр. Каждый играющий игрок, перечислив всех названных ранее животных, говорит ещё одно слово. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит руководитель), он выбывает из игры. Список зверей всё растёт, запомнить его всё труднее. Побеждает тот, у кого лучше память. При повторении игры можно подбирать слова на другие темы.

7. «Чей предмет»

Участники разбиваются на 2 команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил, и в какой последовательности были разложены предметы. Ответы оцениваются водящим. В роли водящих должен выступить каждый.

8.«Где стереть?» (зрительная память)

На листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только те, которые попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы…

Скороговорки различной длины (слуховая память)

  1. Купила бабуся бусы Марусе.
  2. Муха-горюха села на ухо.
  3. От топота копыт пыль по полю летит.
  4. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  5. Слишком много ножек у сороконожек.

        «Движение по памяти» (зрительная память)

В руках у взрослого 4-5 шаров (кругов) разного цвета. На каждый шар предлагает определенное движение. Например: красный-прыгать, желтый-приседать,  зеленый-хлопать в ладоши, синий моргать глазами, оранжевый- топать. При показе шара ребенок должен быстро выполнить упражнение. Можно усложнить игру, показав сразу 2 шара (зеленый и оранжевый-ребенок должен топать и хлопать).

        «Волшебный квадрат». Приготовьте квадрат, состоящий из 9 квадратиков, то есть 3 на 3 квадрата. Вырежьте из любых этикеток, коробочек небольшие картинки которые помещаются в маленький квадрат, можно использовать также цифры или буквы. Разложите их по клеточкам и предложите ребенку запомнить, что где лежит, затем стряхните их на стол и попросите ребенка разложить их точно также. Можно спросить, что в каком углу лежало. НАПРИМЕР: В правом верхнем углу лежала уточка, а внизу слева, рыбка и так далее. Ребенок будет запоминать не только расположение, но и название углов, то есть учиться ориентироваться на плоскости.

        Парочки «Мемо»

Карточки раскладываются на столе изображениями вниз. Каждый присутствующий берет в руки по две понравившиеся ему карточки в надежде отыскать одинаковые картинки. Если выбранные иллюстрации одинаковы, то игрок добавляет их в свою колоду и продолжает делать ходы до тех пор, пока не вытянет разные карточки. В этом случае следующим фишку открывает другой участник.

В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени.

        Помните, что для детей важно знать свои успехи!

Обращайте внимание ребенка на то, что ему удалось запомнить, а что еще не удалось. Таким путем ребенок привыкает к самоконтролю, а это важно для дальнейшего улучшения работы.

Успехов вам, уважаемые родители, в воспитании и развитии вашего ребенка!

Развитие пространственных представлений детей с ОВЗ. С чего начать?

 Герасимович Н.А.

МБОУ  СОШ № 4, учитель-дефектолог

Пространственные представления -это представления о пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для освоения базовых навыков письма, чтения и математики в начальной школе.

Недостаток развития пространственных представлений у детей с ОВЗ может вызвать такие проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы с чтением; нарушение счета и трудности с вычислительными операциями; нарушения письма и многое другое. Нарушения могут более ярко проявляться в одной из сфер и слабо – в другой.

 Трудности в освоении чтения могут проявляться в «угадывающем» чтении, в сложности удержания строчки в поле зрения, понимания предлогов, сложных логикограмматических конструкций, встречаются в тексте, и, как следствие, ребенок с трудом будет понимать смысл прочитанного, не может пересказать текст.

Трудности в освоении письма могут проявляться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр. При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки; при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал на странице может размещаться снизу вверх; встречаются также повторное письмо и пропуск строчек.

Трудности в освоении математики в начальной школе начинаются с проблем в усвоении разрядности числа, затем при решении примеров, где необходим переход через десяток (например, 12-7=5). Позже такие дети испытывают проблемы при решении задач, они могут при вычитании в столбик вычесть из нижнего числа верхнее. Как правило, отставание по математике уже в младшей школе формирует у ребенка устойчивый страх перед всеми математическими дисциплинами, снижает самооценку, вселяет неуверенность. Ребенку с недостаточно сформированными пространственными представлениями сложно будет усваивать такие понятия, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «позади», «впереди», «сбоку», «между», и ориентироваться в пространстве даже тетрадного листа: различать правую части листа; отступать две клеточки слева, пропустить две строчки между классной и домашней работой. Такой ребенок может начать писать справа налево, с середины строки. В дошкольном возрасте он будет с трудом воспринимать и запоминать части своего тела; не сможет рассказать и показать, где у него правая рука, а где левая; не сможет назвать слова, обозначающие части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т.д.). В речи такого ребенка часто отсутствуют предлоги, например, вместо «едет в машине» он говорить «едет машину». Часто встречаются трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании, а на занятиях с разрезными картинками и при сооружении построек из кубиков – в складывании из частей целого.

Пространственные представления у ребенка формируется по 5 направлениям:

  • освоение телесного пространства (формирование у детей схемы тела;  определение в схеме собственного тела положений вверху-внизу, впереди-сзади; формирование представлений о правой, левой стороне тела);
  • освоение внешнего пространства (определение направлений в пространстве относительно собственного тела, удаленности предметов; определение положения предметов относительно друг друга, себя относительно других предметов; знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив);
  • освоение пространственных схем и диктантов (выполнение двигательных диктантов, составление двигательных маршрутов; ориентировка в пространстве с помощью плана; ориентировка на листе бумаги; дифференциация зрительно-пространственных характеристик букв; графическое воспроизведение направлений; выполнение графических диктантов);
  • конструирование и копирование (конструирование из разного вида материалов; конструирование на плоскости; складывание разрезных картинок; задания на перцептивное моделирование; копирование фигур и изображений разного уровня сложности, с поворотом на 90, 180 градусов);
  • освоение квазипространственных представлений (работа над предлогами, обозначающими пространственные отношения предметов, а также ориентация в линейной последовательности ряда (предметного, числового).

Игры и упражнения для развития пространственных представлений:

Игра «Кто внимательный?»

Ребенку на левую руку надевается красная ленточка (это может быть резиночка для волос или браслет), которую ребенок не снимает на протяжении курса занятий. Красная ленточка служит маркером, с помощью которого ребенок определяет, где у него правая рука, а где левая.

Упражнение «Моя комната»

Взрослый даёт задание внимательно оглядеться вокруг, постараться запомнить предметы, находящиеся в комнате. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый задает ему вопросы о предметах, которые находятся относительно него позади, спереди, справа, слева. Например: «Сколько стульев стоит справа от тебя?», «Есть ли позади тебя синяя ваза?».

Важным моментом в этом упражнении является то, что ребёнок получает навык правильного обозначения местоположения предмета относительно не себя, а других объектов пространства.

Игра «Холодно – горячо»

         Взрослый загадывает предмет, находящийся в комнате, и называет его пространственные координаты. Ребенок должен найти этот предмет. По мере приближения к предмету взрослый говорит «горячо», по мере отдаления ребенка от предмета взрослый говорит «холодно».

Упражнение «Встань рядом, повтори движение» 

Взрослый встает рядом с ребенком и просит выполнять те движения, которые называет (сам взрослый движения не выполняет).  

  правой рукой коснуться своей левой руки;

  левой рукой коснуться своей правой руки;

  правую руку положить на правое плечо;

  левую руку положить на левое плечо;

  правую руку положить на левое плечо;

  левую руку положить на правое плечо;

  правую руку положить на правое колено;

  левую руку положить на левое колено;

  правую руку положить на левое колено;

  левую руку положить на правое колено;

  левой рукой коснуться левого уха;

  правой рукой коснуться правого уха;

  правой рукой коснуться левого уха;

  левой рукой коснуться правого уха; и т.д.

Игра «Где лежит карандаш?»

Оборудование. Карандаш, тетрадь.

Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменять эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).

Когда ребенок освоит задание, проделать его заново, но на этот раз попросить называть только соответствующий предлог.

Игра «Разрезные картинки»

Дайте ребенку два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное по горизонтали или вертикали: на 2, 4, 5, 9 частей; на части в виде полос, квадратов или частей любой неправильной формы. Ребенок должен сложить разрезанное изображение сначала по образцу, потом без него. Количество фрагментов должно постепенно увеличиваться, а элементы усложняться по конфигурации.

Графические диктанты по клеточкам

На листочке в клеточку ребѐнок рисует узор под диктовку взрослого, а затем самостоятельно продолжает рисовать до конца строки.  3 клетки вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо – дальше рисуй сам.

Развивать ориентировку в пространстве нужно и в повседневной жизни:- во время сервировки стола, например: попросите ребенка, поставь тарелку в центре стола, ложку справа от тарелки, чашку в правом верхнем углу….)

При каждом удобном случае надо употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей тела ребенка и направления пространства. В словаре детей не должно быть неточных слов: «та, эта» (вместо «правая, левая»),«там, тут, туда» (вместо «справа, слева, направо») и т.д.

Делая вывод, хочется сказать, что порой нам взрослым кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- дальше» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. 

Успехов вам, уважаемые родители!

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей будущих первоклассников.

Ананьева З.Р.

МБОУ  СОШ № 2, учитель-дефектолог

     Конечно, научить ребенка перед школой читать, считать можно, но важнее формировать качественные мыслительные способности.

И главное, сформировать в нем    психологическую готовность к обучению. Главное при подготовке к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и            буквы, а умел ориентироваться        в ситуации и был способен           ДУМАТЬ.

Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

Помните, что похвала и эмоциональная                поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить             интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении            ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией            к учителю или другим специалистам школы (дефектолог, психолог, логопед)

 Будущий первоклассник:

- знает свое имя, отчество и фамилию;

- знает имена родителей;

- может назвать свой домашний адрес;

- знает, в какой стране и городе он живет;

- он знает, как называются некоторые растения, животные, насекомые;

- ребенок знает времена суток, времена года, дни недели;

- знает цвета, различает понятия «право-лево»;

- может назвать некоторые виды спорта, профессии, ориентируется в правилах дорожного движения;

- может кратко рассказать, чем он любит заниматься;

- может ответить на вопрос: зачем он идет в школу.

     Как определить, готов ли ребенок к школе?

     Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития и включает в себя несколько моментов:

         Готовность интеллектуальная —необходимый урвень сформированности высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, воображение). 

Готовность социально-психологическая — у ребёнка должен быть сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.

  Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:

1. Основные цвета.
2. Дни недели.
3. Времена года.
4. Понятия «право – лево».
5. Основные профессии.
6. Домашних и основные виды диких животных
7. Детенышей животных.
8. Знать зимующих и перелетных птиц.
9. Виды транспорта.
10. Уметь ориентироваться на бумаге.

 Память, мышление, внимание и речь:

Ребенок должен уметь:

1. Пересказывать простое произведение.
2. Рассказывать по картинке (не отдельными    словами, а составлять рассказ по картинке).
3. Знать стихотворения.
4. Отвечать на поставленные вопросы.
5. Делать какое-либо задание по образцу.
6. Уметь описывать картинку по памяти.
7. Запоминать до 10 увиденных картинок.
8. Заканчивать предложения.

9. Копировать простой узор.

10.Находить лишнюю картинку или слово.
11. Уметь отгадывать загадки.
12. Группировать предметы по признаку.

Что должен знать ребенок по математике

1. Прямой и обратный счет:

от 0-10 и от 10 – 0.
2. Состав чисел (из двух меньших и из   отдельных единиц).
3. Знать понятия «больше – меньше,  поровну», «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий».
4. Знать основные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник.круг, овал
5. Уметь соотносить цифру и число              предметов.
6. Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).

Что ребенок должен знать по чтению:
1. Буквы.
2. Уметь соотносить звук с буквой.
3. Вычленять звуки из слова.
4. Подбирать слова на заданный звук или букву.

 

Навыки письма
Ребенок должен уметь:

1. Обводить картинки по контуру.
2. Обводить печатные буквы по контору.
3. Правильно держать ручку в руке
4. Копировать геометрическую фигуру по клеточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей на тему: «Обязанности детей дома»

Памятка для родителей на тему: «Обязанности детей дома»...

Консультация для родителей "Играем – речь развиваем."

Логопедические игры для детей дома — это  общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как игры и упраж...

Консультация для родителей "Играем - речь развиваем"

Варианты игр, в которые можно играть с детьми в домашних условиях не используя каких либо наглядных пособий. В процессе прогулки или приготовления пищи. Закреплять данный на логопедическом занятии мат...

Консультация для родителей "Играем пальчиками, развиваем речь"

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их...

Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома»

Как редко мы  задумываемся о безопасности детей дома, особенно когда ребенок еще мал…    Статистика несчастных случаев и даже трагедий, которые происходят с детьми, заставля...

Консультация для родителей «Играем и развиваем память дома»

Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накоп...