Программа "Родные узы" по работе с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах.
рабочая программа

Лазарева Елена Ивановна

Программа  «Родные узы»  направлена  на  работу с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной  на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах, а также на сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rodnye_uzy_1.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в г.Барыше»

Программа «Родные узы»

фото 2

        Автор:                                                    

Социальный педагог  

ОГКУСО СРЦН «Планета детства»                                                                                        

                                                                               Лазарева Елена Ивановна

                                                                                                                                                             

г. Барыш

2022г

Аннотация  

 Программа  «Родные узы»  направлена  на  работу с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными в родительских правах, направленной  на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах, а также на сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов 

 Целью  данной программы: Обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной семье и восстановление и развитие позитивных детско- родительских отношений, восстановление субъектов кровной семьи в условиях социально- реабилитационного центра.                                                                                                                      

В рамках программы  реализуются  следующие  критерии оценки способности родителей выполнять родительские функции:

    - увеличение количества воспитанников, переданных в кровную семью;

    - отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи;

    - сокращение периода проживания ребенка в социально- реабилитационном центре;

   - основной уход (удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, чистоте, обеспечение одеждой, гигиене, предоставление медицинской помощи);

   - обеспечение безопасности ребенка (угроза нанесения ребенку вреда, отсутствие доступа к опасным предметам в быту, неизбежность жестокого обращения);

- эмоциональное тепло (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение; уваджение привязанностей ребенка к другим людям, предоставление контактов с ними);

- обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребенка (обеспечение его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);

- руководство поведением и установление границ в поведении ребенка.

Введение

       В условиях  социально-  реабилитационного   центра  «Планета  детства»     организована   работа  с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными  в родительских правах, направленной на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах,   по восстановлению кровной семьи   и сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов   в рамках Службы сопровождения семей с детьми,  проживающими  в  населённых пунктах. Кроме того, специалисты Службы  оказывают социальную помощь и поддержку неблагополучным семьям, поскольку они психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем, нуждаются в длительном социально- педагогическом, социально- психологическом, социально- юридическом сопровождении и контролю  за ситуацией в семье со стороны специализированных учреждений, входящих в систему профилактики.  Для реализации данной формы работы необходимо соблюдать ряд этических принципов: принцип самоопределения, принцип добровольности, принцип конфиденциальности, принцип  действия в интересах семьи.  Посещение семьи на дому требует от специалистов деликатности, исключающая поспешности, поскольку малейшая недоработка – и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться.

В ходе реализации этой деятельности  проводятся:

 - индивидуальные  беседы,   консультации  с родителями, психологические  тренинги,  и т.д.  

 - диагностика и реабилитация ребенка на протяжении всего периода проживания в учреждении до возврата родителям или усыновлении;

- поиск и установление контактов с кровными родителями и родственниками, сбор информации;

- оценка перспектив работы с родителями по восстановлению детско- родительских отношений и кровной семьи;

- оценка безопасности возвращения ребенка в кровную семью;

- организация контактов и встреч ребенка с биологическими родителями или родственниками;

   - подготовка родителей к восстановлению детско- родительских отношений и семьи, педагогическое просвещение родителей, совместный анализ причин необходимости восстановления семьи;

- работа по формированию позитивного образа семьи у воспитанников в условиях социально- реабилитационного центра;

- подготовка ребенка к воссоединению с родителями (возвращение в кровную семью);

     

Теоретическая  часть реализации программы:

    Необходимость реализации программы  обусловлена тем, что содержание ребенка в учреждении в большинстве случаев приводит к различным  вида нарушениям в его развитии, условия компенсации при этом минимальные, а это, в свою очередь, чревато серьезными последствиями для формирования личности и затрудняет дальнейшую социализацию ребенка. Поэтому, воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности, и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.

    Основная часть восстановленных в родительских правах – это родители, которые  были не лишены, а ограничены судом в своих правах на определенный период времени и причина лишения была «не выполнение родительских обязанностей».  

    Причинами бездействия родителей по восстановлению родительских прав могут быть:

- Низкий доход, низкий уровень воспитания и образования, отсутствие элементарных знаний об ответственности за своих детей;

- Юридическая безграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком приводит мам на судебном заседании к психологическому шоку от того, что у них отняли ребенка, а затем идет страх снова  пережить отрицательные эмоции в суде;

- Изначально родители бояться придти в учреждение и здесь необходима серьезная работа специалистов по привлечению в учреждение для того, чтобы мотивировать родителей на восстановление в своих правах;

- Проблема социального иждивенчества родителей. Родители утрачивают обязанности и освобождаются от забот и хлопот ответственности за судьбу ребенка, получают свободу, разрываются родственные связи. Они видят, что ребенок накормлен, оде, за ним ухаживают, он имеет то, чего не мог бы получить, проживая с родителями. Поэтому педагоги не редко слышат, как родители говорят своим детям «слушайся воспитателей, не переживай, здесь хорошо и т.д.»;

- Очень серьезно стоит проблема с жильем мам, которые пытаются восстановить свои родительские права: отсутствие или аварийное жилье, проживание совместно с родственниками – алкоголиками;

     Родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую способны воспитывать своих детей самостоятельно, но те или иные обстоятельства (моральные, материальные) лишают их возможности восстановить свои родительские права. Поэтому  специалистам социально- реабилитационного центра необходимо объединить свои усилия по организации и реализации комплекса  мероприятий, направленных на поддержку и сопровождение биологических родителей, а при необходимости родственников воспитанников в восстановлении кровной семьи.          Необходима активная и продолжительная поддержка родителей, лишенных родительских прав  со стороны специалистов социально- реабилитационного   центра «Планета детства» в  оказании   диагностической, коррекционной, консультационной, правовой,  педагогической, психологической  помощи, а также оказания иных социальных услуг.

  • Педагогическая   помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании.
  • Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание социально- реабилитационных мероприятий с биологическими родителями, родственниками воспитанников по формированию их положительной мотивации на восстановление детско-  родительских отношений.
  • Координационная – направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

         При   работе   с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль, лидера  при обмене информацией,    развивает активность и уверенность родителей.

         Известно, что решение проблемы возвращения воспитанника в кровную семью возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

     - создание в учреждении и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;

     - реализация индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками;

     - выявление и учета особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности  к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка;

     - реализация практических мероприятий по подготовке родителей к исполнению своей родительской роли;

      В настоящее время проводится следующая работа с кровными семьями по изучению возможности передачи ребенка:

   -  предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы:

  - установление контакта специалистов с членами семьи;

  - выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

  - определение плана выхода семьи из трудной жизненной  ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны  ведомств системы профилактики, стимулирование родителей к самопомощи;

  - реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

  Взаимодействие с органами образования, социальной защиты, органами внутренних дел:

- работа с родителями (беседа с родителями, выяснение причин, желания и возможности восстановления семьи);

  - организация работы психолого-медико-педагогического консилиума по изучению последствий встречи с родителями (близкими родственниками) на ребенка;

- организация семинаров, бесед, консультаций по вопросам подготовки воспитанников к проживанию в кровных семьях;

- сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка (изучение личного дела воспитанника, переписка с органами опеки и попечительства);

- подготовка родителей к встрече с ребенком;

- взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями (специалисты по охране прав детей, судебные исполнители, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.) по подготовке и отмены судебного решения;

-  участие в процессе работы по восстановлению родительско - детских отношений;

- оценка готовности и желания  ребенка к контакту с родными (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка);

- подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными родителями и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании);

Технология деятельности специалистов СРЦН «Планета детства» по возвращению воспитанников в кровную семью (этапы работы):

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

1.

Сбор информации о родителях и ближайших родственниках ребенка:

- изучение личного дела воспитанника;

- переписка с органами опеки и попечительства;

- беседа с родственниками, которые посещают ребенка.

Специалисты Службы сопровождения семей с детьми.

2.

Установление контактов, получение дополнительной информации о состоян6ии дел:

- беседа воспитателя, социального педагога, педагога- психолога с родителями.

Социальный педагог

Педагог- психолог

Воспитатели

3.

Оценка возможности и необходимости работы с родителями:

- психорогическое и педагогическое тестирование мотивации родителей на восстановление семьи и возврат ребенка из  СРЦН;

- изучение уровня притязаний, личностных качеств, нравственных ценностей

Педагог- психолог

4.

Оценка готовностии желания ребенка к контакту с родными (психологическое и педагогическое тестирование мотивации ребенка)

Педагог- психолог

Социальный педагог

5.

Подготовка ребенка к контакту и взаимоотношениям с родными и ближайшими родственниками (при его положительном решении и желании).

Зам. директора

Педагог- психолог

Социальный педагог

Воспитатели

6.

Анализ последствий встречи для ребенка и родителей (работа психолого-медико-педагогического консилиума).

Директор

Специалисты Службы

7.

Принятие решения о проведении работы по возвращению ребенка в кровную семью.

Директор

Специалисты Службы

8.

Взаимодействие с соответствующими органами и учреждениями по подготовке отмены судебного решения.

Специалисты Службы

9.

Участие в процессе работы по восстановлению детско- родительских отношений специалистов СРЦН.

Директор, зам. директора по РР, воспитатели, педагог- психолог, медицинские работники

План реализации

комплекса социально- реабилитационных мероприятий по формированию положительной мотивации родителей по  восстановлению кровной семьи.

п/п

Содержание деятельности

Используемые средства

Ответственные

Критерии результативности

1.

Анализ особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, составление карты социального контакта.

Работа с личными делами воспитанников.

Собеседование с родителями, родственниками воспитанников.

Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи.

1.Круг социальных контактов биологических родителей.

2.Определение группы родителей, родственников для сотрудничества.

2.

Оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье.

Обследование жилищных условий, экономического дохода семьи.

Специалисты органов опеки и попечительства

Социальный педагог

1.Акт обследования жилищных условий.

2.Справка с места работы родителей.

3.Характеристика с места работы, от соседей, родственников.

3.

Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций.

Разработка планов восстановления детско- родительских отношений.

Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, биологический родитель.

1.План сопровождения по восстановлению детско- родительских отношений.

4.

Подготовка родителей к исполнению своей родительской роли.

Групповая и индивидуальная реабилитационная и коррекционная работа с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка, допущенных ошибок.

Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи.

1.Стойкая готовность родителей к восстановлению семьи (регулярные посещения ребенка, совместное времяпрепровождения).

5.

Социально- юридическая помощь в восстановлении родителей в родительских правах.

Составление представлений в суде, юридическое сопровождение в составлении исковых заявлений.

Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, юрисконсульт

1.Представление для судебных заседаний.

2.Исковые заявления.

6.

Организация межведомственного взаимодействия с  учреждениями системы профилактики МО «Барышский район», МО «Базарносызганский район», МО «Вешкаймский район»  при работе с родителями ЛРП, ограниченными в родительских правах.

Индивидуальные беседы, разработка индивидуальных программ реабилитации семей, переписка.

Зам. директора по РР, социальный педагог, педагоги- психологи, юрисконсульт

Органы опеки и попечительства, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, органы внутренних дел.

7.

Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.

Разработка планов

Специалисты Службы сопровождения семей с детьми.

План сопровождения после воссоединения семьи.

  8.

Индивидуальная работа: выезд на дом,   изучение ситуации в семье.

Составление акта жилищно- бытовых условий;

Специалисты Службы сопровождения семей с детьми.

Рекомендации, советы по восстановлению статуса семьи; по взаимоотношениям родитель- ребенок-этика; по содержанию и воспитанию ребенка; по изменению и улучшению жизненной ситуации.    

9.

Привлечение родителей и детей  для участия в  культурно- массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в СРЦН и   на территориях сельских и поселковых администраций.  

Сценарии праздников, спортивных мероприятий и т.д.

Специалисты Службы сопровождения семей с детьми.

Совместные культурно- массовые мероприятия с участием детей и родителей.

Практическая значимость программы:

 В социально- реабилитационном центре «Планета детства» накоплен определенный опыт в работе по возвращению воспитанника СРЦН в кровную семью. Это целостный процесс, направленный на формирование позитивного образа  кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей на восстановление детско- родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах и созданию условий для возвращения воспитанника социально- реабилитационного центра в кровную семью (родители могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка, одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате или возвращении ребенка родителям). Статья 75 Семейного кодекса РФ гласит: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия администрации социально- реабилитационного центра «Планета детства». Это способствует процессу преодоления ребенком последствий психологической или моральной травмы, восстановлению утраченных ребенком социальных связей и семейных отношений.  

        Работа по восстановлению кровной семьи включает несколько блоков:

  1. Блок – Социально- психологическая работа с кровной семьей.
  2. Блок – Психолого- педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формирование мотивации к возврату в кровную семью.
  3. Блок – Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.  

    Воспитание ребенка не в кровной семье  сопровождается множеством потерь для него: потеря генетической, культурной, медицинской истории; потеря (нарушение) окружающей среды, в которой вырос ребенок: дом, игрушки, вещи, домашнее животное, социум (друзья, учителя и т.д.); географические и природные «потери», связанные с перемещением ребенка; потеря родных родителей и кровных родственников – семьи; потеря возможности чувствовать себя частью большинства (относиться к большинству людей) и т.д.

Возможности для передачи ребенка в кровную семью не могут быть равными каждый год и постоянно нарастать. Показатели во многом зависят от того, насколько были разрушены родственные связи в семье и сколько времени требуется для их восстановления. Поэтому показателем результативности своей работы мы считаем позитивную динамику передачи детей в семью (т.е. возвращение в семью прослеживается постоянно, а количество возвращений определяется временем окончания реабилитационной работы с каждой семьей).

Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек и надлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

       К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей и родителей, лишенных родительских прав, ограниченные в родительских правах  пополняются новыми именами. Поэтому программа  актуальна  и будет дополнена  и модернизирована, будут включены новые приемы работы.

Список   литературы:

  1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».
  2. Журнал «Социальный педагог», 2009г., № 4
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001
  4. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99
  5. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии».