Жизненные цели подростков. Профилактика конфликтов в семье
материал (9 класс)

Коверко Елена Сергеевна

Жизненные цели подростков. Профилактика конфликтов в семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Жизненные цели подростков. Профилактика конфликтов в семье».

Здравствуйте, уважаемые родители.

Предлагаю посмотреть видеоролик из кинофильма «Авария – дочь мента»(слайд 2).

Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня?

Так всегда ли мы понимаем наших детей? К сожалению, не всегда.

Мы постараемся сегодня выстроить путь к пониманию наших детей.

Подростковый возраст – это время обретения независимости, освобождения из-под опеки взрослых. Именно в этом возрасте подростки испытывают желание во что бы то ни стало отстоять свое право на уважение, доказать, что они уже не дети. (слайд 7)

Мой совет не значит ничего.

Дескать, взрослый я уже, не мальчик.

Где ж ключи от сердца твоего?

А когда-то открывался ларчик.

Ты меня не слушаешь ни в чем

И без шапки ходишь по морозу.

Господи, скорей б уже прошел

Этот трудный подростковый возраст.

                                    Н.Кузнецова

Подростковый период занимает особое место именно потому, что является переходом от детства к взрослости. А это две разные жизни. Для ребенка это грандиозное событие. Что характерно для поведения подростка?

Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание, вызывающее поведение сильнее всего ранят и обижают родителей.  

2.Обсуждение причин возникновения проблемы отсутствия взаимопонимания между родителями и подростками.

Каковы же причины вызывающего поведения подростков? (слайд 8)

1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

2. Высокий уровень тревожности. Родители не всегда правильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится!), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Педагоги и психологи, юристы и социологи единодушно называют подростковый период самым трудным. Что его отличает? (спрашиваю сначала у родителей).

Отличительные черты подросткового возраста:(слайд 9)

Реакция группирования. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается вопрос о своем месте в ней.

Реакция эмансипации. Она вытекает из стремления подростка утвердить себя как самостоятельную личность и неизбежна там, где существует чрезмерный контроль старших, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, "своя" музыка - это вызов взрослым.

Реакция увлечения. Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях.  Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Смена увлечений  - это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности.

Реакция имитации (подражания). Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам.

Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников.

Реакция протеста. У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику.

Несмотря на протест, мы продолжаем «давить» на своих повзрослевших детей и указываем, что они должны делать, по нашему мнению.

Задания для родителей:

Задание 1

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова они чаще всего слышат  дома? "Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен думать о будущем!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться  родителей!".

Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: "Ты можешь…"; "Ты имеешь право...", "Тебе интересно..."

Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга.

Давайте потренируемся!  Даны типичные фразы, которые родители часто говорят подросткам. А вы предложите другие (не используя слово «должен»), более мягкие и позитивные формулировки, при сохранении общего смысла высказывания. (слайд 10)

Типичная фраза

Как необходимо говорить

"Ты должен учиться!"

"Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться"

"Ты должен думать о будущем!"

"Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?"

"Ты должен уважать старших!"

"Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"

"Лжец", "Ты опять врешь!"

"Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

Всего вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или позвонить, в постоянной мечте о тепле родительского дома. Желаю, чтобы они и вы в этом доме были счастливы. (слайд 17)

Слайд 18: фрагмент  из кинофильма «Доживем до понедельника» (Счастье – это когда меня понимают).

 Анализ и совместное обсуждение предложенных конфликтных ситуаций, поиск оптимального варианта решения конфликта.

СИТУАЦИЯ 1.

Подросток не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Тогда мама….

Родители анализируют предложенную ситуацию и предлагают свои варианты решения проблемы. Идет обсуждение этих вариантов, в ходе обсуждения отвергаются неприемлемые варианты, обращается внимание родителей на наиболее оптимальные варианты решения проблемной ситуации. В конце педагог представляет родителям тот вариант развития ситуации, который был осуществлён на самом деле.

СИТУАЦИЯ 2.

Ребенок постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что сын ей солгал. Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, мама…

Родители предлагают свои варианты решения ситуации. Идет обсуждение, родители определяют возможный вариант развития событий, который приведет к разрешению конфликта. В конце педагог представляет родителям тот вариант развития ситуации, который был осуществлён на самом деле.

Реализованный вариант – ультиматум:

….сказала «Если я еще раз увижу твои вещи разбросанными, я сложу их в ванну и залью водой».

Реализованный вариант – анализ:

….не стала провоцировать сына на новую ложь, задавая вопросы, не стала ругаться. Она объяснила, что будет, если сын перестанет учиться, показала перспективу и предложила сделать выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизненные цели подростка

Данная презентация поможет классным руководителям провести продуктивно  родительское собрание, родителям понять, что необходимо сделать совместно со своим ребёнком для определения и достиже...

О трудностях учения и роли семьи в реализации жизненной цели подростков

родительское собрание  на тему "О трудностях учения и роли семьи в реализации жизненной цели подростков"...

Родительское собрание в 8 классе Жизненные цели подростков. Профилактика подростковой агрессии.

Поскольку дети-это будущее страны, то необходимо  обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих изменению жизненной и г...

Родительское собрание«О родительском авторитете. Жизненные цели подростков. Как помочь подростку обрести уверенность в себе».

Родительское собрание знакомит родителей учащихся с результатами учебной четверти,  с жизненными и нравственными при­оритетами подростков...

"О трудностях учения и роли семьи в реализации жизненных целей подростков"

Разработка родительского собрания по теме "О трудностях учения и роли семьи в реализации жизненных целей подростков"...

Родительское собрание "О трудностях учения и роли семьи в реализации жизненной цели подростков

Родительское собрание "О трудностях учения и роли семьи в реализации жизненной цели подростков"...