ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ «АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» ИМ. Н.И. ЧЕБОДАЕВА
статья (8 класс)

Сенотрусова Анастасия Радионовна

Статья посвящена проблеме работы пришкольного интерната с родителями. В статье рассмотрены формы работы и особенности работы с родителями в школе-интернате «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon senotrusova_a.r._konkurs.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Анастасия Радионовна Сенотрусова

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева

воспитатель

с. Аскиз, Аскизского района, Республики Хакасия

senotrusovaanastasia7@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ «АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» ИМ. Н.И. ЧЕБОДАЕВА

Аннотация: статья посвящена проблеме работы пришкольного интерната с родителями. В статье рассмотрены формы работы и особенности работы с родителями в школе-интернате «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева.

Ключевые слова: школа, школа-интернат, школьники, родители, формы работы школы с родителями, взаимодействие школы и родителей.

FEATURES OF WORKING WITH PARENTS AT THE BOARDING SCHOOL «ASKIZ BARDING LYCEUM» NAMED AFTER

N.I. CHEBODAEV

Annotation: the article is devoted to the problem of the boarding school  work with parents. The article considers the forms of work and features of workng with parents at the boarding school «Askiz Boarding Lyceum» named after N.I. Chebodaev.

Keywords: school, boarding school, schoolchildrn, parents, forms of work of the school with parents, interaction of the school and parents

В настоящее время многие семьи, особенно в сельской местности, озабочены финансовыми проблемами, поэтому педагогами отмечена такая «социальная тенденция как самоустранение некоторых родителей от вопросов воспитания и развития своих детей. Многие родители, к сожалению, не владеют знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях детского развития, не устанавливают прочные межличностные связи между собой и детьми, в результате чего авторитетными для детей становятся внешние, и очень часто негативные окружающие группировки, что выводит детей из-под семейного влияния» [3, с. 25]. Такая социальная ситуация «способствует тому, что растет детская безнадзорность, преступность, наркомания и другие негативные явления детской, и особенно подростковой среды» [2, с. 58]. Все это свидетельствует о том, что «если современной школой не будет уделяться внимание совершенствованиям учебно-воспитательного процесса, который направлен на взаимодействие школы с родителями, то произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, и, соответственно, от интересов творческого и свободного личностного развития их ребенка» [1, с. 8].

Как отмечал известный педагог В.А. Сухомлинский, считающий личность ребенка наивысшей ценностью, «какими бы прекрасными ни были наши учебные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум и мысли детей, являются родители» [4, с. 4]. Поэтому нам, воспитателям, прежде всего, нужно заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания детей и работать с ними в едином направлении.

Наш пришкольный интернат держит курс не только на воспитание и обучение детей, но и на их социализацию, формирование жизненных компетентностей, развитие социально значимых личностных качеств, самостоятельности, работы на одной «волне» с семьёй, создавая соответствующее образовательно-культурное пространство для обучающихся.

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. Н.И. Чебодаева находится в районном центре Аскизского района поселке Аскиз, республики Хакасия, куда приезжают учиться и живут в пришкольном интернате школьники из соседних деревень и сел, которых родители только на выходных забирают домой. В период обучения в школе и проживания в пришкольном интернате у детей формируется интеллектуальная основа личности, нравственные качества, коммуникативные навыки, которые в последствии позволяют им успешно интегрироваться в социуме. Изучив социальный потенциал семей, из которых дети проживающие в пришкольном интернате, педагогами, воспитателями, классными руководителями и специалистами школы был сделан вывод о том, что многим семьям нужна психолого-педагогическая, социальная и просветительская поддержка, что было положено в основу определения направления сотрудничества с родителями.

Целью работы с родителями детей воспитателями пришкольного интерната МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. Н.И. Чебодаева является обеспечение активного взаимодействия, разработка и реализация таких форм деятельности, которые поддерживают сотрудничество пришкольного интерната и семьи в вопросах развития, воспитания, обучения, социализации и интеграции детей.

К основным задачам в работе воспитателей с родителями относится оказание помощи семьям в решении проблем воспитания и обучения, психолого-педагогическое просвещение, использование современных инноваций в области педагогики сотрудничества, укрепление школьных традиций, защита прав и интересов детей из асоциальных семей, привлечение различных общественных организаций к проблемам семей.

К принципам работы воспитателей пришкольного интерната с родителями детей следует отнести гуманистическую направленность, учет уникальности и своеобразия каждого воспитанника, приоритетности их интересов; преемственность и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания; принцип системности и комплексности; принцип открытости и тесного контакта с семьями.

На рисунке 1 представлены основные направления работы с родителями в пришкольном интернате МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. Н.И. Чебодаева.

Рисунок 1. Основные направления работы с родителями в пришкольном интернате  МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева

        В первые дни поступления ребенка в пришкольный интернат воспитателями осуществляется диагностика и изучение каждой семьи, ее социального положения, системы взаимоотношений в семье и др. На основании полученных результатов выявляются социальные и личностные проблемы детей, составляются и обновляются социальные паспорта семей, разрабатываются пути по снижению влияния социального неблагополучия на их развитие, единый подход воспитателей и родителей к обучению и воспитанию детей.

        Социально-психологическая помощь семье включает в себя оказание комплексной поддержки всем воспитанникам, в частности детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, кроме того большое внимание уделяется работе с родителями воспитанников «группы риска». В пришкольном интернате действует телефон доверия, регулярно проводятся занятия и тренинги с психологом, социальным педагогом. Такая работа способствует эмоциональной адаптации родителей, формированию доверительных отношений между воспитателями и родителями, исключению конфликтных ситуаций, позволяет устанавливать позитивные установки родителей к своему ребенку.

Психолого-педагогическое просвещение родителей включает общие и классные родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации в области семейного воспитания, психологические тренинги, встречи, круглые столы и многие другие мероприятия. Воспитатели пришкольного интерната  стараются повышать посещаемость родительских собраний, создавать предпосылки для успешного формирования у родителей основ педагогического мышления, приглашая на собрания психологов, социальных педагогов и медицинского работника.

С целью развития родительской активности, в пришкольном интернате достаточно широко используются такие нетрадиционные формы проведения мероприятий с родителями как дискуссии, «Родительские дни», совместные занятия с детьми, спортивные мероприятия, выставки работ, выполненных детьми, показ портфолио класса и школы, различных видеоматериалов и презентаций и др.

Мне, как воспитателю, работающему с учащимися 8-ых классов, позволяют лучше узнать и познакомиться с условиями и индивидуальными особенностями семьи такие формы работы как индивидуальные, на которых я могу получить информацию о семейном микроклимате, особенностях отношения родителей к ребенку, педагогической осведомленности родителей. Так как не все родители могут приезжать на личные встречи и различные мероприятия, чаще использую консультацию по телефону и различные собрания по видеообщению через социальные сети, которые позволяют легко организовать дистанционное взаимодействие с родителями. В любое удобное время отправляю родителям различную информацию: памятки, видео и фото ребенка с каких-нибудь мероприятий, концертов или соревнований.

Выбирая различные методы работы с родителями, воспитатели  стараются отойти от формального общения и затрагивать как можно больше таких тем и видов работы, которые позволяли бы родителям быть полноценными участниками образовательного и воспитательного процесса. Результат нашей работы проявляется в том, что многие родители искренне интересуются делами школы, часто принимают участие в мероприятиях школы, субботниках, школьных праздниках, форумах и др. Такое сотрудничество способствует улучшению интернатного микроклимата, развитию культуры общения родителей и детей, решению многих интернатных повседневных проблем.

Итак, в настоящее время является очень важным духовно-нравственное возрождение семьи, возврат к семейным ценностям, к высокой морали и нравственности, подготовке детей к положительному включению во взрослую жизнь. Всего этого можно добиться только при условии тесного взаимодействия и наибольшего взаимопонимания школы и родителей. Актуальной современной проблемой является то, что отсутствует эмоциональная близость между детьми и родителями, доверие, доброжелательность и взаимопонимание. К сожалению, некоторые родители не проявляют должного заинтересованного и участливого отношения к жизнедеятельности своего ребенка, следствие чего – снижение уровня нравственного поведения и изменение мотивов деятельности подрастающего поколения. Особенность работы с родителями в пришкольном интернате МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева является то, что данная работа организована органично, включает диагностику и изучение семей, психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс и социально-психологическую поддержку. Большая ответственность за продуктивное взаимодействие с родителями лежит на всех воспитателях пришкольного интерната, которые, изучив воспитательный ресурс каждой семьи, помогают выстраивать хорошие отношения и благоприятный микроклимат в школе.

Библиографический список

  1. Крылова Н.А. От конфликтов к сотрудничеству: родители и классный руководитель // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 10.  С.8-11.
  2. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Ч.1. – М., 2015. – 160 с.
  3. Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С.25-30.
  4. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 2017. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в специальной (коррекционной)школе-интернате

Оздоровительные мероприятия в режиме дняучащихся.1.Беседы в классах о режиме дня школьника и его значении для укрепления растущего организма, о порядке проведения утреннейгимнастики до занятий, физкул...

Социальная адаптация воспитанников как цель воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида г. Пролетарска

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на­селения, и в первую очередь воспитанники шко...

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

Обобщение опыта по теме: Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями школы-интерната №9

Определение содержания и видов социально-профилактической работы с подростками по предупреждению  правонарушений в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Памятки родителям воспитанников школы-интерната

Просвещение родителей- по профилактике детского суицида- для закрепления результатов коррекционной работы- о мерах безопасности- 0 влиянии СМИ...

Шалгинова Л.А., воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева Аскизского района Республики Хакасия " Растим патриотов своей страны"

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения.  Государству нужны здоровые ,мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные ...