Фонематический слух. Как определить уровень развития и развить
консультация

Корочкина Мария Дмитриевна

Консультация для родителей на тему фонематического слуха. Его важность в становлении правильной речи, определение уровня развития и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh_i_kak_ego_razvivat.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух и как его развивать

Без чего невозможно правильная речь? Без правильно развитого фонематического слуха!

Фонематический слух – это умение узнавать, различать, анализировать и отделять на слух звуки (фонемы) родного языка. Его недостаточное развитие может быть причиной неправильного произношения звуков, а в дальнейшем, при обучении в школе, причиной ошибок в письменной речи.

Как же понять, что фонематический слух развит недостаточно? Достаточно провести маленький тест.

1. Покажите ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком.

Например: коза - коса, мишка - миска, бочка - почка, лук - люк. Чтобы получить правильный результат, необходимо соблюдать следующие условия:

-  Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них.

-  Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд.

2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:

да – та; та – да; ка – га; та – да – та; ка – га – ка; ца – ча – ца

3.   Просим ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук.

Например: Хлопни, услышав звук [А]:

О, А, И, А, А, У,0...

Как же развивать фонематический слух? Т.к основная деятельность в дошкольном возрасте игровая, то нам помогут следующие игры.

Игры для развития фонематического слуха.

«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, название которых звучит сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное значение. Примеры: лук - луг. роса - роза, плод - плод, дрова - трава.

«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ- дети кричат в лесу. Или ИА - так кричит ослик. Или УА- так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! И т.п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. «Кто первый?». Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у - удочка».

«Эхо». Педагог распределяет роли между двумя детьми: один — путник в горах, другой — эхо. Второй повторяет все слова, слоговой состав и звуки, произнесенные первым, можно по нескольку раз. Затем игроки меняются ролями. Поначалу можно потренироваться с логопедом, а заканчиваться занятия должны самостоятельной игрой.

«Звуковое лото». Используется, н-р, детское лото с картинками. Вы произносите звук, а дети ищут картинку с животным, в названии которого он есть. Например, при звуке «с» пустой карточкой закрывается слон. Побеждает тот, кто первый закроет все изображения на своем поле.

«Найди пару». Усложненный вариант предыдущей игры для детей, знающих буквы. Готовятся два набора карточек: с буквами и изображениями животных или предметов. Вытащив из набора букву, ребенок подбирает соответствующее изображение (сначала то, название которого с этого звука начинается).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...

Родительское собрание " Развитие фонематического слуха, как одно из важнейших условий развития речи.

Несложная система игр поможет родителям самостоятельно помочь своему малышу овладеть родным языком и , возможно, предотвратить возникновение речевых нарушений....

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...

Как развить фонематический слух у ребенка.

Практикум для воспитателей...

Занятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.

Название мероприятияЗанятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.Дата проведения и продолжительность14.10.22 40 минУчре...