Проект"Семья+Школа=Успех"
проект

Кобзева Татьяна Ивановна

Создание единого образовательного пространства (школа – семья), обеспечивающего целостное развитие личности учащегося, через организацию взаимодействия ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ" с семьями обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001_proekt.docx88.94 КБ

Предварительный просмотр:

Школа как центр родительского просвещения.

Проект «Семья + Школа = Успех»

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Железногорская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Адрес: 307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Ленина, д. 15

E-mail: jeleznogor591@mail.ru
Web-сайт: http://gelez-ovz.ru/

Семья – это то, откуда все начинается: рождение, воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить.

Но когда в семье рождается ребенок с проблемами в развитии, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к окружающим.

Не всегда условия воспитания в семье  благоприятны для развития ребенка. Если воспитывать здорового ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то их недостатки усугубляются, а сами дети часто становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия семьи и школы.

Согласно исследованию, проводившемуся в нашей школе, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ:

  • Ограничение в общении.

Родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения, избегают новых знакомств. В результате социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, а это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

  • Гиперопека.  

Гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, требуют повышенного внимания.

  • Отсутствие знаний и навыков,  необходимых для воспитания ребёнка.

На основании этого родители не могут создать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

В результате работы над обозначенными  проблемами педагоги школы, специалисты разработали проект «Семья +Школа=Успех»

Цель: создание единого образовательного пространства (школа – семья), обеспечивающего целостное развитие личности учащегося, через организацию взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся.

Для построения эффективной модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном учреждении определен круг  задач.

Задачи:

  • установление позитивных отношений между педагогами и детьми, между педагогами и родителями;
  • расширение психолого-педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • совместная профориентационная работа с семьей для дальнейшей успешной социализации детей;
  • вовлечение  родителей в жизнь класса, школы.

Тип проекта:

  • По деятельности: практико-ориентированный.
  • По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).
  • По количеству участников – групповой.
  • По продолжительности – долгосрочный.

Ресурсная база организации проекта

  • . Школа оснащена необходимым для этого оборудованием.

Это персональные компьютеры, отвечающие требованиям времени, принтеры, сканер, высокоскоростной выход в Интернет.

Проекционное оборудование: LCD мультимедиа проектор, ноутбук, экран. Два компьютерных класса.

Лекотека.

  • Для встреч с родителями  есть необходимые помещения в школе. Для проведения праздников – актовый зал, 1 спортивный зал, хорошая спортивная площадка на улице.
  • Для разработки родительской страницы в школьной газете и на школьном сайте имеется специалист необходимого профессионального уровня. (Приложение 1)

Ожидаемые результаты:

  • снижение количества неблагополучных семей, педагогической запущенности обучающихся;
  • создание объединений семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
  • повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • увеличение  уровня включенности родителей в деятельность образовательного учреждения;
  • повышение активности родителей в  организации деятельности образовательного учреждения
  • появление методического материала для педагогов.

Реализация проекта « Семья + Школа = Успех»

Для реализации данного проекта разработана нормативно-правовая база: положение о проекте « Семья + Школа = Успех», положение о лекотеке, положение о Совете профилактике.

Проект осуществляется через работу блоков. Каждый блок ориентирован на определенную категорию родителей и детей с учетом возрастных потребностей, что позволяет выстроить свою траекторию   в создании единого образовательного пространства (школа – семья), обеспечивающего целостное развитие личности учащегося.

Лекотека.

ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» является  участником государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

В рамках государственной программы «Доступная среда» на средства, направленные  на приобретение оборудования для получения детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ качественного образования,  была приобретена «Лекотека». 

Лекотека ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»  создана с целью обеспечения психолого - педагогического сопровождения детей от 7 до 9 лет с нарушениями развития для социализации, формирования учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Лекотека - это служба, оказывающая раннюю психолого-педагогическую помощь тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Уникальным является то, что она направлена на работу не только с детьми, но и с их родителями. А это очень важно для семьи.

Специалисты  лекотеки (педагог - психолог, учитель-логопед, социальный педагог)  реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности.

Перечень документов для работы лекотеки:

  • Положение о лекотеке ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ».
  • Перспективный план работы лекотеки.
  • Индивидуальные маршруты коррекции развития обучающихся.
  • Регистрационные листы.
  • Карты психологического обследования.
  • Речевые карты.
  • Социальные паспорта семей.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальные и групповые игровые сеансы, тренинги, консультации.

Занятия включают:

Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате - снимают мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Пальчиковые игры – способствуют развитию мелкой моторики и как следствие, благотворно оказывают влияние на развитие речи ребенка. 

Логопедические разминки – непосредственно влияют на развитие речи ребенка. 

Подвижные игры – помогают развитию навыков ходьбы, переступания, бега, прыжков, координации движений. 

Продуктивные занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование) – помогают развивать мелкую моторику кистей рук. 

Театрализация (кукольная сказка) – знакомит с родной культурой, с сказочным детским фольклором. 

Так как дети и семьи, получающие помощь в лекотеке могут иметь разные по природе, сочетанию или тяжести нарушения и проблемы, то постановка целей в ежегодном индивидуальном плане, а значит и результаты сугубо индивидуальны для каждой семьи и ребенка. Позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка и семьи на данном этапе.

Школа для родителей «Учимся вместе»

Социальный паспорт семей

п/п

Категория семей

Количество семей

%

от общего кол-ва

1.

Неполные семьи

68

42,5%

2.

Семьи, находящиеся ТЖС

95

59,4%

3.

Многодетные семьи

20

12,5%

4.

Неблагополучные семьи

16

10%

5.

Замещающие семьи

10

6,3%

6.

Семьи, воспитывающие детей инвалидов

85

53,2%

Образовательный уровень родителей (законных представителей)

Образование родителей

%от общего кол-ва

Высшее

6,9%

Среднее-специальное

28,5%

Среднее

52,8%

Неполное среднее

11,8%

Учитывая сложный социокультурный уровень родителей, наиболее действенной формой работы с нашей категорией семей стала организация работы школы для родителей «Учимся вместе», суть которой – организация тематических встреч по повышению родительской компетентности. Такие встречи проводятся два раза в четверть и посвящены особенностям детской психологии, эффективным приемам родительского воспитания, способам саморегуляции, обучению родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.

Работа школы для родителей проводится в форме дискуссий, круглых столов, семейных гостиных. Часто используются презентации, видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий. Именно поэтому процент посещения родительского университета достаточно высок.

Эффективной формой работы с родителями по формированию психолого-педагогических знаний  являются  родительские тренинги и родительские ринги.

Это активные формы работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным, понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании их детей. Избираемые темы для родительских тренингов обусловлены конкретными проблемами детско-родительских отношений в семье, а также учитываются пожелания родителей.

Любимой формой работы для родителей стал  почтовый ящик. Это коробка, в которую родители кладут записки со своими идеями и предложениями, обращаются с вопросами к специалистам, директору. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского  университета или даются специалистами письменно.

С целью психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания разработана серия тематических буклетов и памяток, которые регулярно обновляются на сайте образовательного учреждения.

В работе школы для родителей «Учимся вместе»  используется новая форма консультирования - дистанционное консультирование. Это современная возможность задать вопрос школьному специалисту через интерактивную рубрику на странице интернет-сайта образовательного учреждения.

Особое значение в работе образовательного учреждения имеет психопрофилактическое направление. Психопрофилактика включает в себя посещение семей обучающихся на дому с целью поддержки связи с семьей, своевременного выявления проблемных ситуаций и оказания практической помощи. Домашние беседы очень эффективны, т.к. родителям и детям в привычной, домашней обстановке даются новые позитивные способы общения, постепенно формируя продуктивные коммуникативные умения, и как показывает опыт, помогают изменить отношение к внутреннему   состоянию души. Как только контакт  установлен и родитель понял, что с ним общаются не только чтобы сказать, что сделано что-то плохо, но и оказать помощь, он готов к посещению школы.

Совместно с социальным педагогом  тесно взаимодействуем с представителями системы профилактики детской безнадзорности: с органами опеки и попечительства, сотрудниками школ, инспекторами по делам несовершеннолетних. Главная цель, которую мы преследуем, - найти тех людей, которые могут реально повлиять на ситуацию в семье и  найти скрытые резервы, ресурсы, которые помогут  выйти  из сложившейся ситуации.

Одной из наиболее эффективных форм психопрофилактической работы является работа Совета профилактики школы, где цель – не наказание, а поиск решения проблемной ситуации.

Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на воспитание и развитие детей, на сплочение семьи. Родители принимают активное участие в подготовке к  школьным мероприятиям  - готовят костюмы, декорации. А это дает возможность им самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями.

Родительский университет «Новое поколение».

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Отсутствие помощи в профессиональном самоопределении со стороны родителей и неадекватные семейные установки могут затруднить этот процесс для подростков, имеющих ограничения здоровья.

Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков и их родителей  о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью. Работа по профориентации в нашей школе ведется совместно с центром занятости, центром профориентации молодежи, профессиональными учебными  заведениями, правоохранительными органами (работающие с молодежью), предприятиями - шефами ОУ. (Приложение 2)

Направления работы родительского университета «Новое поколение»

  • профессиональное информирование: уроки профориентации, индивидуальные и групповые занятия по психокоррекции и социальной адаптации; лекции, беседы врача с обучающимися и родителями; стенды и презентации с описанием профессий, подходящих для наших воспитанников; подготовка памяток в помощь выпускникам, родителям, педагогам. Это и сведения о широком мире профессий, и информация о профессиональных учебных заведениях, пропаганда наиболее востребованных профессий;
  • диагностическая: анкетирование детей и родителей;
  • профессиональная консультация: изучение личностных качеств учащегося, его способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета.
  • экскурсионная: экскурсии на предприятия, в службу занятости;
  • кружковая: в школе работает ряд предметных, декоративно-прикладных кружков, студий, позволяющих воспитанникам получать знания и умения в овладении рабочими профессиями; развивать профессиональные интересы, склонности, способности;
  • профессиональные пробы: воспитанники в течение учебного года проходят в 10-11 классах производственную практику на предприятиях города.

Показатели результативности:

  • уровень воспитанности и активности обучающихся (Приложение 4)
  • качественные показатели результативности воспитательной работы школы (обучающихся, родителей, педагогов) (Приложение 5)
  • уровень социальной устойчивости и удовлетворенности воспитательным процессом родителями (Приложение 6)
  • уровень эмоционального комфорта обучающихся (Приложение 7)
  • участие родителей в школьной жизни (Приложение 8)
  • активность участия обучающихся в конкурсах «Самый классный класс», «Самый здоровый класс»  (Приложение 9)
  • уровень адаптации обучающихся 0,1 классов (Приложение 10)
  • сведения о занятости выпускников школы (Приложение 11) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...