Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы
статья

Старосельцева Юлия Алексеевна

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskaya_kompetentnost.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 Повышение уровня родительской компетентности

через различные формы взаимодействия семьи и школы

Педагогика должна стать наукой для всех:

и для учителей, и для родителей

                                                                           В.А. Сухомлинский

        Слайд 1 Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

        Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому, именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

        Слайд 2 Возникает необходимость в повышении уровня родительской компетентности. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

        Повышение уровня родительской компетентности – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого классного руководителя.

     Слайд 3 Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства классного руководителя, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.  Совместно с   родителями, классный руководитель пытается использовать наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, определить  содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление классного руководителя к  сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь класса.

        Слайд 4 Сегодня одна из главных задач школы – повышение уровня родительской компетентности, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

        Слайд 5 Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

         Слайд 6 Перечислим основные направления взаимодействия семьи и классного руководителя, которые мы используем в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

        Слайд 7 Совместная деятельность классных руководителей, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

        Слайд 8 Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Их можно разделить на 3 группы: индивидуальные формы, коллективные формы, групповые формы.

        Индивидуальные формы.

1. Посещение семьи на дому.

        Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

        Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка.

        Часто посещались семьи детей, воспитываемых в неблагополучных семьях и состоящих на учете (3 семьи, в которых 4 ребенка) и находящихся на надомном обучении (1 ребенок) с целью обследования жилищно-бытовых условий проживания учащихся.

2. Индивидуальные консультации классного руководителя.

        Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.         Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей.

        Иногда даже телефонный разговор  можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

Слайд 9 Групповые формы.

1. Родительские лектории.

        Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, сообщить знания из различных разделов воспитания, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

2. Тематические консультации.

        Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. Часто когда дети взрослеют, нет взаимопонимания между детьми и родителями, необходимо оказать консультативную помощь для налаживания отношений в семье.

Слайд 10-11 3. Родительский комитет.

        Одной из форм повышения уровня родительской компетентности является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует  совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Родители обсуждают и решают проблемы воспитания детей, жизни школы, участвуют  в организации воспитательной работы в классе, помогают в подготовке к праздникам, в организации экскурсий, выходов в музей. На первом собрании Бессонова Л.М., которая работает методистом, знакомит родителей со списком кружков, организуемых на базе ДК "Лебединец"; Кравцов С.С. проводит занятия в секции "Восточные единоборства", тем самым организуя досуг детей и занятость в свободное время.

Коллективные формы.

Слайд 12 1. Классные родительские собрания.

        Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть. Главное в отношении педагога с родителями – это доброжелательность. Нельзя обвинять родителей в чем-либо, т.к. после подобного отношения к себе родители не придут на собрание.

        При работе с родителями необходимо соблюдать принцип опоры на все положительное. Педагоги знают, что у любого ребенка есть что-то хорошее, поэтому нужно обращать внимание родителей на этом, и пусть оно растет, вытесняя плохое.

Слайд 13 Мною разработана и предложена тематика родительских собраний в соответствии с возрастными особенностями учащихся

        Предлагаемые родительские собрания призваны стать для них “школой просвещения”, расширить их кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями.

Слайд 14 2. Концерты.

        Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику, проводятся праздники, концерты общешкольного уровня.

        Родители привлекаются к проведению школьных праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают классным руководителям совместно с родителями готовить номера художественной самодеятельности. В ходе подготовки к подобным мероприятиям родители обращают внимание на уровень воспитанности отдельных учащихся и помогают вести просветительскую работу в данном направлении.

        Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь классу в организации воспитательной работы.

3. Творческие отчеты.

        Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.

        Слайд 15 Психолого-педагогические знания родители получают от социально- психологической службы. Специалисты данной службы приглашаются на родительские собрания. Так социальный педагог Гапченко С.Н. выступала на родительских собраниях по темам  «Права и обязанности родителей», «Изменения в законодательстве», «Работа с семьями социального риска»,  «Профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на всех видах учета», «Профилактика суицида среди несовершеннолетних». 

        Школьный педагог-психолог Елисеева Е.Н. вооружила родителей следующими знаниями: «Адаптация учащихся десятого класса», «Психологическая поддержка учащихся к ОГЭ», «Роль родителей в подготовке выпускников к экзаменам», «Результаты мониторинга психологической готовности к экзаменам обучающихся 9 класса».

         Слайд 16 Подобная работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с классным руководителем постепенно становятся готовыми к взаимодействию в вопросах воспитания и обучения детей. Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

        Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно сотрудничают школа и семья.  Ведущую роль в организации взаимодействия школы и семьи играют классные руководители. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.

        Слайд 17 В итоге повышение уровня родительской компетентности обеспечивается благодаря:

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  • педагогическому просвещению родителей;
  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  • единству требований школы и семьи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально – значимые проекты как одна из форм взаимодействия семьи и школы

Происходящие в обществе изменения диктуют необходимость переоценки форм взаимодействия школы и семьи. Социализация ребенка происходит в семье. Школа как общественный институт, не может заменить семью,...

"Родительское собрание в системе взаимодействия семьи и школы"

Статья напечатана в сборнике материалов городской научно-практической конференции "Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних" (СПб АППО)....

Презентация "Формы взаимодействия семьи и школы"

Данный материал предназначен для выступления на педагогических советах и заседаниях ШМО с целью обобщения опыта работы...

"Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы".

Итоговая работа слушателя по программе "Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования"....

«РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).

Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно  детям « группы риска»....