Беседа для родителей "Дети- зеркало родителей"
статья

Соловьева Надежда Александровна

Материал по профилактике жестокого обращения с детьми в  семье". Статья для печати в газете "Приволжская новь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gazetu.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для родителей

Дети – зеркало родителей

(Родителям о жестоком обращении с детьми в семье)

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи.

Свои первые шаги социализации дети делают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семьи становятся для них наглядным примером семейной жизни, построения отношений с окружающими.

Семейное неблагополучие создает стрессы, предпосылки для плохой адаптации ребенка, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних, негативно влияет на эмоциональное состояние и, в целом, психическое развитие ребенка.

Воспитание требует серьезных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях, где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях как таковым воспитанием в семье никто не занимается, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Насилие и жестокое обращение с детьми нередко встречается и в семьях, где внешне все хорошо. Просто неблагополучным семьям уделяют больше внимания, и факты жестокого обращения с детьми в них становятся известны гораздо чаще. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Каждый год есть случаи, когда дети избиваются родителями, становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Дети уходят из дома, спасаясь от родителей. А где улица, там обычно высок риск криминализации и других опасных форм поведения.

Важно помнить, что ребенок является жертвой и ни в коем случае не виновником жестокого обращения с ним. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут подвергать его повышенному риску жестокого обращения. Среди них - возраст ребенка до четырех лет или подростковый возраст, рождение ребенка вопреки желанию родителей или не оправдание их ожиданий от ребенка, наличие особых потребностей, внешних физических отклонений, постоянный плач и наличие интеллектуальных или неврологических нарушений.

Родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, должны помнить о том, что жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

        Физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть. Дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способными на убийство или другие преступления. Когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей. Помните! Насилие порождает насилие!

Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Наказание всегда можно заменить терпением – это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. Заменить объяснением и неторопливостью. Кратко объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.

Замените наказание наградами и похвалой. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

В заключение хочется привести четыре заповеди мудрого родителя.

Во - первых, не пытайтесь сделать из ребёнка «самого-самого». Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Хвалите его за то, что он знает и умеет.

Во - вторых, не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

В - третьих, перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...».

И наконец - избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску, нужно твердо увести ребенка с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали.

Н.А.Соловьева

педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист по итогам индивидуальной беседы с учащимся ________ класса, родителями

Лист по итогам Индивидуальной беседыс учащимся ________ класса, родителями...

Беседо о ПДД с родителями учащихся 7 класса

Беседа о правилах дорожного движения...

Разработка для родителей Не детская еда. Язык - зеркало здоровья

Разработка для родителей "Не детская еда". Язык - зеркало здоровья...

«ВСЁ ИМЕЕТ СМЫСЛ, ПОКА МЫ ЗДОРОВЫ» познавательная беседа , для класса и родителей

На промяжении веков представление людей о том, что значит быть здоровым, почти не изменилось. Здоровье как естественное состояние человека, расценивалась и на Западе и Востоке одинаково....

Тематическая беседа с детьми и родителями "Информационная безопасность"

Из курса лекций "Комплексная защита информации".Тематическая беседа с детьми и родителями "Информационная безопасность" (транслирование опыта).[[{"type":"media","view_mode":"media_...

Журналы учета профилактических бесед с учащимися и родителями

ЖУРНАЛ УЧЕТА индивидуальных и групповых  профилактических бесед и консультаций социального педагога  с учащимися и родителями учащихся МБОУ СОШ № 11...