Проектная деятельность и ее особенности в рамках курса технологии
статья по теме

Петрова Ольга Николаевна

Презентация авторской программы на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность и ее особенности в рамках курса технологии.

Единственный способ определить

границы возможного –

выйти за эти границы.

Артур Кларк.

Английский писатель-фантаст (ХХ век)

Руководство проектной деятельностью школьников для учителя технологии дело, в общем-то, не новое. Каждый человек в своей практической деятельности постоянно решает различные проблемные задачи, т. е. исполняет своего рода проекты. Учитель технологии на своих уроках во многих случаях, может быть, даже не осознавая того, руководит именно проектной деятельностью учащихся. Это происходит, когда под его руководством решают всевозможные конструктивные, кострукторско-технологические задачи, связанные с изготовлением объекта труда. В настоящее время проектная деятельность вошла в учебную программу 5-7 классов по технологии в раздел «Проект». Что же обусловило такое нововведение?

Во-первых, анализ программ по трудовому обучению, методики преподавания курса, практической работы учителей показал, что, мало внимания уделяется развитию самостоятельности, инициативы учащихся; деятельность их носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, что делать, а ученики воспроизводят его действия. Наряду с преобладанием в трудовом обучении этой тенденции, накоплен немалый опыт развития творческих способностей школьников. А проект, по определению, и есть – самостоятельная творческая работа учащихся под руководством учителя.

Во-вторых, анализ опыта зарубежной школы (прежде всего Англии и США) показал, что существуют некоторые не практикуемые в нашей школе пути перехода воспроизводящей продуктивной деятельности школьников по мере их развития в творческую, связанную с анализом возможных проблемных ситуаций, формированием новых умений и навыков.

Наличие в программе по технологии раздела «Проект» ставит перед учителем и ряд новых задач, которые требуют решения:

  • Как определить содержание проектных заданий?
  • Как подготовить учащихся к их выполнению с позиции формирования и развития творческих способностей, инициативы и самостоятельности?
  • Как рационально организовать их работу по составлению и реализации проекта?

Под проектом понимается обоснованная и спланированная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Она включает в себя выбор цели (что и почему надо делать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление изделия, осуществляется также экономическая и экологическая оценка выполняемой работы, предполагается работа по маркетингу (изучение спроса и предположения на произведенную продукцию и возможностей ее реализации, реклама). Результаты деятельности учащихся фиксируются. Совокупность всех рабочих материалов и готовое изделие и составляют выполненный проект, который оценивается учителем или специальной комиссией в ходе его защиты. Проект выполняется как индивидуально, так и в малых группах. Проект может быть узкой направленности (решать небольшую проблемную ситуацию). Он так же может носить комплексный характер, т.е. при его выполнении могут использоваться знания и умения по нескольким разделам программы (например, по обработке материалов, культуре дома, дизайна). Объекты проектирования должны быть посильными для учащихся соответствующих возрастных групп.

Для выполнения проекта учащимся необходима определенная теоретическая подготовка в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Для этого учителя, как правило, делят уроки на две части теоретическую и практическую.

Итак, что такое проект, выполняемый на уроках технологии? Это творческая задача интеллектуально-практического характера. Данное определение говорит о том, что при выполнении проекта у учащегося должны развиваться как умственные способности, в частности техническое мышление, так и практические умения и навыки.

Формированию технического мышления способствует, прежде всего, решение конструкторско-тенологических задач, которые, как представляется, должны лежать в основе постановки проектных заданий и решение которых (как в теоретическом, так и в практическом плане) должно составлять суть выполнения проекта. Иначе, т.е. без постановки перед учащимися проблемных заданий, проекты теряют свою роль как средства развития творческих способностей учащихся.

Если рассматривать тематику проектных заданий в целом, то она может быть достаточно широкой практически по каждому разделу технологии. Однако целесообразно выбирать темы для проектов, связанные конструированием и изготовлением различных учебно-наглядных пособий, инструментов и приспособлений, которые могут быть использованы на занятиях в учебных мастерских, предметов домашнего обихода, игрушек для малышей и младших школьников, инструментов и приспособлений для работы и декорации садовых участков.

Говоря о методике организации выполнения проектов, элементы творчества могут формироваться у учащихся уже при выборе тем для проектирования. Им должно быть предоставлено право самим определять темы проектов на основе анализа окружающее действительности. Они должны выявлять, какие вещи: предметы, инструменты, приспособления – необходимы в данный момент для класса и мастерской. Кроме того они должны уметь устанавливать возможно ли их изготовление: есть ли для этого необходимые знания, умения, материалы, инструменты?

Естественно, что не каждый школьник способен сам выбрать тему  проекта. В связи с этим у преподавателя должен формироваться  перечень возможных проектных заданий для учащихся различных лет обучения и возможностей. Особую сложность для учителя представляет организация выполнения проектной деятельности. Выделение времени на теоретическое изучение материала, конструирование, моделирование, составление технологической карты, изготовления изделия, экономического и экологического обоснования проекта – все это требует сбалансированного подхода к распределению времени. Изготовление изделий по проекту можно осуществлять либо в течение учебного года, либо в последней четверти, обязательно укладываясь в отведенное для этого время.

Выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.

Такова совместная деятельность учителя и учащихся в рамках проектной деятельности на уроках технологии. Учитывая современные технические средства оснащения уроков технологии – уроки технологи становятся интересными и информационно насыщенными. Это позволяет занятия проектной деятельностью делать максимально эффективными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проектной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС

Системная поэтапная работа по формированию навыков проектной деятельности обучающихся – залог успешного основания планируемых результатов ФГОС...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФГОС В 5 КЛАССЕ.

Цель, задачи, место в учебном плане, таблица тематического распределения часов, опыт работы с разделом поэтического перевода стихотворения, итоги....

Организация проектной деятельности учащихся с ОВЗ в рамках профессионально-трудового обучения

В этой статье представлен опыт по организации проектной деятельности  учащихся с ОВЗ в рамках профессионально-трудового обучения...

Проектная деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС.

В публикации представлен материал о проектной деятельности на уроках математики и наглядной геометрии....

Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО на уроках математики"

Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО"...

Реализация проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста»

Рассматривается опыт работы по реализации проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста» на базе МКОУ "Бураацовская СОШ"...